Библиографическое описание:

Слабко Л. С. Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



The paper studies the theory and methodology of continuity in the preparation of children for primary school. The study contains an analysis of the major theoretical positions, as well as an indication of a number of shortcomings in the existing educational system of Russia with a proposal to the possible forms of deepening and expanding the process of succession in preparing children for the transition to a qualitatively new level of education.

Keywords: formation of continuity, social readiness, cognitive development, intellectual development, children, preschool age, preschool education

Преемственность формирования социальной готовности детей к школе понимается как процесс установления связей и взаимосвязей между различными дисциплинами. Именно преемственность обеспечивает становление единых методов и форм обучения на всех ступенях образования. Конец прошлого века охарактеризовался для России настоящим всплеском создания дошкольных образовательных учреждений, которые внедряли и активно применяли всевозможные формы и методы интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Именно в этот период начинается становление современной педагогической психологии и методологии воспитания детей в возрасте до 7 лет.

Существуют разнообразные теории, рассматривающие процессы взаимодействия взрослых и детей в процессе его интеллектуального развития и социальной адаптации к школе. Соответственно эти идеи влияют и на рассмотрение вопроса о том, каковая роль и задачи преемственности в формировании социальной готовности к школе. Так, например, среди отечественных исследователей следует отметить Л.С. Выготского, который предлагает к рассмотрению концепцию культурно-исторического развития. В рамках данной парадигмы преемственности формирования социальной готовности детей к школьному образованию предлагает рассматривать развитие интеллекта во взаимной связи с внешней и внутренней видами деятельности. Согласие с такой теорией выразил и другой известный ученый — А.Н. Леонтьев. В его работах содержится указание на то, что невозможно представить интеллектуальное развитие без должных форм социальной и психической активности, в том числе во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками. А вот Г.А. Берулава предлагает рассматривать преемственность подготовки к школе через призму получения навыков с учетом творческой самостоятельной работы детей.

Актуальной проблемой для родителей является оптимальный возраст, в котором следует начать процесс непрерывного образования ребенка. Стоит отметить, что раннее начало образовательной деятельности влечет за собой ряд проблем с адаптацией детей, которые образуются в силу недостаточных психофизических ресурсов детей. Одновременно с этим позднее образование также чревато последствиями в виде сложностей социальной адаптации среди сверстников.

Переход ребенка из дошкольного в школьное детство происходит, когда ему исполняется семь лет. Эта возрастная граница обусловлена необходимостью полноценной и всесторонней социальной подготовки ребенка к школе.

Первым этапом формирования социальной готовности к школе, обеспеченным государственной системой образования, является детский сад. Именно от качества жизни, которую проживает ребенок в этом дошкольном учреждении, в большей степени зависит, благополучная социальная адаптация в школе. Главной задачей детских садов является освоение универсальных навыков, необходимых для обучения. К ним относятся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Решение этой задачи лежит в осуществлении личностного, физического, интеллектуального развития будущего школьника.

Вторым по мере влияния, но не по значимости, можно назвать такой этап, как родительское воспитание, в основе которого должны лежать цели формирования моральных и нравственных устоев. От того, какой стиль поведения выбирает взрослый для общения с ребенком, передачи ему опыта и социальных установок, зависит будущая социальная готовность младшего школьника к общению, обучению и коммуникациям.

Организация процесса преемственности между детским садом и начальной школой должна проводиться в разрезе трех основных направлений:

  1. методическая работа с преподавателями и работниками дошкольных учреждений в целях выработки у них критериев портрета младшего школьника, способного вести социально активную жизнь в среде сверстников, старших школьников и школьных учителей;
  2. взаимодействие с дошкольниками на предмет их знакомства со школой, преподавателями, правилами поведения и организационными нюансами обучения в начальной школе;
  3. взаимодействие с родителями детей-дошкольников по обеспечению их необходимой информацией, консультациями по вопросам развития детей, способствующего их успешному обучению в школе.

Реализовать названные направления преемственности подготовки детей к школе модно, придерживаясь плана по решению таких задач, как

– педагогическая пропаганда с целью разъяснения родителям целей воспитания, передачи им навыков социальной подготовки детей дошкольного возраста к переходу на новый социально-общественный уровень;

– совершенствование форм и методов преподавания и развития интеллектуальных способностей детей;

– развитие ведущей для текущего возраста ребенка деятельности.

От того, насколько качественно реализована система непрерывного обучения детей, зависит их дальнейшая социальная адаптация, а также поступательное и равномерное развитие конкретных областей знаний и навыков [4, с.108].

Направлениямипреемственности подготовки детей к школе должны быть

  1. Взаимная связь целей дошкольного и школьного образования. Процессы в обеих формах должны быть подчинены целям становления личности, а также должны способствовать развитию креативного мышления, критичности, самостоятельности и ответственности.
  2. Высокий уровень координации дошкольного и школьного образования;
  3. Формирование необходимых условий социальной адаптации тех детей, которые оказались в неблагополучных семьях;
  4. Повышение компетенций родителей в вопросах развития, воспитания и социальной подготовки детей к школьному образованию.

Средством исполнения указанных направлений преемственности в формировании социальной готовности детей к школе являются педагогические технологии непрерывного обучения. Обучение дошкольников в этом процессе должно проходить в форме, адаптированной для их понимания, — игра, лепка, рисование. Именно такие виды деятельности становятся необходимой для последующего становления полноценной личности базой.

Возможности реализации принципа преемственности в настоящее время могут быть найдены в исследовании, выявлении закономерностей и особенностей жизни детского сообщества и оценке его влияния на становление личности ребенка [2, с.690].

Исследование современных методов преподавания в дошкольных образовательных учреждениях показало недостаточность таких приемов обучения, как слушание детских литературных произведений. Однако практика показывает, что обучение через чтение рассказов благополучно сказывается на формировании таких умений, как последовательное логичное изложение мыслей, запоминание материалов. Всё это благоприятным образом влияет на последующую адаптацию детей в школе, их социальную интегрированность.

Кроме того, важно понимать, что дошкольное образование, как один из элементов преемственности в формированиисоциальной готовности детей кшколе, должно способствовать развитию такого типа мышления, как абстрактное, дидактическое, логическое. В первые 6-7 лет жизни дети учатся воспринимать, запоминать, воспроизводить получаемые знания, строить догадки на основе логических связей, воображения и внимания. Необходимо применение таких методик в дошкольных образовательных учреждениях, которые способствуют формированию, функциональному разделению разных участков мозга, движений.

Несмотря на то, что среди некоторых исследователей существует мнение о сензитивности детей в возрасте до 7 лет, практическая работа с такими детьми демонстрирует необходимость внешнего вмешательства в познавательные процессы с целью их систематизации и организации [1, с.5].

Практическая работа с детьми дошкольного возраста в формате осуществления преемственности форм подготовке к школьной жизни показала, что в России существенно преобладает "уравнительная" методика работы с организованными группами детей (в частности, в группах детских садов). Однако последние исследования в области детской психологии доказали необходимость применения принципа высокой сложности в выполнении обучающих и развивающих упражнений [3, с. 416]. Легко решаемые задачи становятся неким тормозом в активном развитииинтеллектуальных и психоэмоциональных способностей детей. Высокий уровень развития интеллекта у детей дошкольного возраста связан с необходимостью преодолевать препятствия. Эмоциональная удовлетворенность от решения сложной задачи выше, чем от заданий, исполнение которых не стоит больших усилий. Всё это способствует формированию навыков обобщения, классификации, оценки, выделения характерных особенностей объектов и способности делать выводы.

Исследование вопросов преемственности в формировании социальной готовности детей к школе важно иметь критерий оценки, который в полной мере отражал бы реализацию необходимых функций и задач процесса [5, с.57]. Так, критерием может служить обучаемость ребенка, прошедшего подготовку в дошкольном образовательном учреждении. В понятии обучаемости кроется два важных момента. Первым является возможность ребенка перестраиваться на новые правила выполнения задач, а второй — вовлеченность будущего школьника в процессы решения задач, их познавательного интереса и желания справляться со всё более сложными заданиями. Соответствие этих параметров общепринятым в педагогической среде представлениям о достаточной социальной готовности ребенка к обучению в школе свидетельствует об эффективности механизма преемственности, а также высоком уровне готовности и интеллекта всех субъектов, задействованных в эмоциональном и интеллектуальном развитии детей.

Изучение вопросов преемственности приводит к выводу о том, что дети в возрасте 6-7 лет при должном развитии в условиях дошкольного учреждения, получают достаточную интеллектуальную и социальную поддержку развития благодаря многогранности форм, используемых для подготовки к школе. При этом большое значение имеет государственное регулирование структуры общеобразовательных программ для учреждений дошкольного образования. В настоящее время действует два нормативно-распорядительных документа, которые обеспечивают необходимый уровень преемственности.

Существующие противоречия, о которых говорилось в данной статье, могут быть решены через формирование универсальных учебных действий, приведение всех образовательных процессов, принятых на всех ступенях образования в стране, к единому формату, который интегрирован с качествами личности каждого ребенка, что оказывает мотивационное действие на интеллектуальное развитие. При этом необходимо учитывать, что обучение даже в начальной общеобразовательной школе требует от ребенка напряженного труда, высокой работоспособности. Именно поэтому важны мероприятия, позволяющие вырабатывать самостоятельность в изучении дисциплин, творческий подход и глубокие способности к анализу и запоминанию информации.

Литература:

  1. Волкова Т. Н., Казаков И. С. Исследование готовности старших дошкольников к школьному обучению // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3. — С. 5-6.
  2. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие информационно-образовательной среды вуза // В мире научных открытий. 2011. № 9.3. С. 687–699.
  3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / М., Из-во «Академия». — 2011. — С. 416.
  4. Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106–108.
  5. Савина Л. Б., Руднева Р. П., Шевченко С. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности) [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 57-59.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle