Библиографическое описание:

Ткачук Н. Ю. Особенности информационно-методической поддержки педагогов ДОУ [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В статье раскрываются особенности информационной и методической поддержки педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрываются основные понятия темы, описаны основные задачи информационно-методического сопровождения работы ДОУ, перечислены главные формы информационно-методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов, раскрыта ведущие методы взаимодействия с педагогическим коллективом.

Ключевые слова: информационная поддержка, методическая поддержка, формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, старший воспитатель

The article describes the features of informational and methodological support of the teaching staff in the conditions of preschool educational institution, a basic introduction to the theme, describes the main tasks of information and methodological support for the work of preschool, lists the main forms of information — methodological support to improve the professional competence of teachers, disclosed several methods of interaction with teacher team.

Keywords: information support, application support, forms and methods of interaction with the teaching staff, the senior teacher

Обновление федеральной нормативной базы в области образования (введение «Закона об образовании в РФ», новой редакции СаНПиН, ФГОС ДО, «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования») требует адекватного изменения системы информационно -методического сопровождения дошкольного образования, и прежде всего, построения новой системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров ДОУ.

Раскрыть особенности информационно-методического сопровождения в ДОУ, охарактеризовать сущность и значение информационно-методической поддержки педагогов системы дошкольного образования.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.

Для того чтобы понять сущность и значение информационно-методической поддержки педагогов системы дошкольного образования, необходимо обратиться к смысловой трактовке самих понятий.

Методическая поддержка — это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов, это организация непрерывного педагогического образования и общекультурного развития педагогов, работы методических объединений, педагогического коллектива ДОУ.

Информационная поддержка — подготовка информационно — методических материалов, подготовка аналитических материалов, создание единого информационного пространства ДОУ.

Таким образом, методическая деятельность в целом, представляет собой особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования, а взаимодействие педагога с методической службой — важное звено непрерывного образования педагогических кадров.

На современном этапе развития системы образования основная цель информационно-методической работы с кадрами — это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами информационно — методической работы (ИМР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность [4].

Но на современном этапе первостепенным становится решение задачи усиления адресности информационно — методической поддержки педагога, оперативного реагирования на конкретный запрос, но при условии активной позиции педагога — поиска новых ресурсов развития в себе. Один из способов решения этой задачи видится в предоставлении свободы выбора форм и методов повышения квалификации, получения вариативной методической помощи, поддержки инициатив представления индивидуального опыта педагога.

Информационно-методическое сопровождение работы выстраивается с учетом актуальных акцентов новых нормативных документов:

‒ выполнение новых нормативов по срокам повышения квалификации — 1 раз в 3 года;

‒ система непрерывного повышения профессиональной компетентности, обеспечивающая стремление педагогов к самообразованию в условиях высокой инновационной динамики в профессиональной деятельности;

‒ ориентация на адресное повышение квалификации в соответствии с должностными группами педагогов, ориентацией на личностный рост, организацию переподготовки;

‒ формирование основных компетенций педагога ДОУ в соответствии с ФГОС [2].

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса отвечает требованиям комплектности обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Информационно — методическое сопровождение работы ДОУ осуществляется методической службой образовательного учреждения, основными задачами которой являются:

‒ оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;

‒ удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников образовательных учреждений;

‒ создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

‒ оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

‒ содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ развития дошкольного образования [3].

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В учреждениях часто используются следующие формы информационно — методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов:

традиционные: работа в едином образовательном пространстве; проблемные семинары; семинары-практикумы; дни открытых дверей; творческие микрогруппы; наставничество; эстафеты педагогического мастерства; педагогические советы; повышение квалификации;

инновационные: «копилка» педагогического мастерства; мастер-классы; проектная деятельность; создание банка инновационных идей; стажерские площадки; творческие конкурсы; творческая лаборатория молодых специалистов; издательская деятельность [1].

использование вработе нетрадиционных педсоветов: педсовет — деловая игра; ситуативный педсовет; педсовет-дискуссия; педсовет-диспут; педсовет — ярмарка педагогический идей; педсовет — педагогическая копилка.

Таким образом, работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию. Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогическим коллективом, сюда относятся следующие:

  1. Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка.
  3. Дискуссионные клубы, гостиные, семинары — практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье.
  4. Проведение тренингов и т. д. [2].

Следовательно, рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, что является внутренним стимулом профессионального самоопределения. В аспекте методической работы по оказанию поддержки ИМР муниципальная служба предоставляет педагогу выбор различных форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит.

Соответствие цели форме информационно-методической поддержки [3]:

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Творческие группы

Становление стиля педагогической деятельности

Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары — практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

Предложенные алгоритмы, формы и методы ИМР с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность — это всегда основа системности; наличие ее в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами, к новым инновационным, отличающимся большей гибкостью реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании, с опорой на запросы потребителя, формам, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога [1].

Таким образом, информационно — методическое сопровождение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению. Информационно — методическая поддержка педагогических работников ДОУ — это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности, реализация которой возможна при использовании разнообразных форм работы. При организации информационно — методической поддержки педагогов необходимо учитывать адресный, дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: Творческий центр «Сфера», 2004. — 161 с.
  2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева. — М.: Творческий центр, 2004. — 98 с.
  3. Лаковщикова Е. К. «Этапы подготовки методического объединения». Методическое пособие / Е. К. Лаковщикова. — М.:ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  4. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие / А. А. Майер, Л. Г. Богославец. — М.:ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle