Библиографическое описание:

Севостьянова И. А. Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновационных технологий в практике ДОУ; перечислены и охарактеризованы направления, в которых повышается уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов; рассмотрена и дана сущность проектной деятельности в целом; выделены три основных этапа в развитии проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, профессиональное развитие, педагогическая компетентность, инновационные технологии, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение

The article presented and disclosed the specifics of professional growth and development of teachers in the implementation, use and management of project activities within pre-school institutions; disclosed the value of the use of innovative technology in the practice of pre-school; list and describe ways in which increased levels of professional and pedagogical competence of teachers; considered and given the nature of the project as a whole; It identified three main stages in the development of project activities.

Keywords: project work, professional development, pedagogical expertise, innovative technology, educational process, pre-school educational institution

Постановка проблемы. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий, постоянно повышая уровень своего профессионального развития. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Внедрение в воспитательно-образовательную деятельность технологий и метода проектов позволит педагогам повысить уровень профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности, что приведет к переходу работы учреждения в режим инновационной деятельности.

Цель статьи. Раскрыть особенности профессионального становления и роста педагогов ДОУ в процессе внедрения инновационных технологий на примере проектной деятельности.

Изложение основного материала. Сегодня в сфере образования выделяется большое число инновационных технологий различного характера, направленности и значимости, проводятся большие государственные реформы, внедряются новшества в организацию содержания в методику и технологию преподавания. Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им. В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности — одно из стратегических направлений в дошкольном образовании [1].

Для педагога — это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей — повышение качества обученности. Становится очевидным: от того, как станет проводиться образовательно — воспитательная деятельность в дошкольном учреждении, какие ценности будут заложены, сформированы у детей, зависит успешность развития нашего общества.

Поэтому практика показывает, что применение инновационных технологий изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных учреждений, старших воспитателей, их профессиональные запросы и потребности. Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности своих воспитанников.

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который организует образовательный процесс в дошкольном учреждении занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся, то есть ориентированным на запросы ребенка. Поэтому, как содержание, так и методика построения образовательного процесса должны содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, что вызывает у дошкольников познавательный интерес и способствует созданию эмоционально-положительной обстановки учения, развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов.

Первый этап. Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Второй этап. Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5–6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка. Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.

Третий этап. Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6–7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними [4].

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [2].

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления [3].

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, при использовании в педагогической практике инновационных технологий и проектной деятельности необходимо перечислить направления в которых повышается уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов:

  1. информационное (в рамках данного направления педагоги расширяют свое информационное поле, повышают уровень информационной культуры, становятся более уверены в своих знаниях);
  2. когнитивное (начинается активный процесс освоения педагогами проектной и исследовательской технологий, технологии интерактивного обучения, они становятся более компетентны в данных видах деятельности, приобретают определённые умения и навыки, в результате чего повышается качество и результативность образовательного процесса);
  3. коммуникативное (педагоги учатся работать в коллективе, сотрудничать, создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, передавать им коммуникативные умения и навыки);
  4. креативное (педагоги начинают творчески подходить к процессу обучения в т/о);
  5. самообразовательное (педагоги повысили уровень самообразования, работая по индивидуальным маршрутам, обучаясь в ВУЗах, проходя педагогическую аттестацию) [5]. Следовательно, использование технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Использование проектной деятельности в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В результате повышается эффективность процесса обучения, экономится время при разработке дидактических материалов, переносится акцент на презентабельность оформления материалов, повышается уровень профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.

Выводы. Таким образом, использование инновационной технологии проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.

Литература:

  1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 161 с.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.- М.: Москва — Синтез.2008.-109с.
  3. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С. В. Кузнецова. и кол. авт. — М. ТЦ сфера. 2006–112 с.
  4. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова — М.: ТЦ Сфера. 2006–64с.
  5. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ / И. А. Урмина, Т. А. Данилина — М: Линка- пресс. 2009.- 306с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle