Библиографическое описание:

Алимова Э. Д. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В статье раскрыты педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей. Показано, что компетентность педагога является необходимым условием профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Ключевые слова: воспитание, эмоциональная отзывчивость, педагогические условия, компетентность

Дошкольный возраст — один из самых насыщенных и неповторимых периодов жизни любого человека. В это время происходит процесс социализации дошкольника, устанавливается связь с окружающим миром, природой, предметным миром. Как показывает практика, дошкольное образование и воспитание в России отдает приоритет обеспечению познавательного развития детей в освоении ребёнком комплекса необходимых знаний, умений и навыков. Но особенность детей дошкольного возраста состоит в первую очередь в становлении его как личности, а значит, эмоциональной сферы, оценки собственного «Я», нравственных ориентиров.

Многочисленные социологические исследования показывают, что агрессивность детей в последнее время неуклонно растет, утрачиваются нравственные установки, эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию и сочувствию, доброжелательность, умение радоваться за другого, что вызывает большую тревогу педагогов и воспитателей.

Цель исследования: исследовать педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ.

Анализ литературы. Одним из важнейших факторов общего психического здоровья ребенка, становление его исходно благополучной психики, является эмоциональная сфера.Воспитание эмоциональной отзывчивости ребенка как важной составляющей ее социальной компетентности приобретает особого внимания со стороны педагогов и психологов. Научную основу для разработки педагогической проблемы создают положения ученых об эмоциональном развитии личности на ранних этапах онтогенеза (И. Д. Бех, Л. Д. Божович, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, О. Л. Кононко, А. Д. Кошелева), идея гуманизации современного образования рассматривается в современной педагогике с позиции взаимосвязей отношений, взаимопомощи, активного сопереживания (Ш. А. Амонашвили, В. В. Абраменкова, А. Г. Асмолов, Е. Н. Шиянов) [2–3, 5, 7].

Cпособность к психической жизни ребенка, по мнению А. Валлона, реализуется благодаря эмоциям. В генезисе психической жизни эмоции появляются первыми и «...Осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерений и умственных способностей» [3, с. 120–123].

Существенное значение для эмоционального развития детской личности имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.Исследовательница психики ребенка высказаны Л. И. Божович, которая придает определяющее значение проблеме эмоциональных переживаний в общем психическом развитии ребенка, подчеркивает: «Мы рассматриваем аффективные состояния как длительные, глубокие эмоциональные переживания, непосредственно связанные с активно действующими потребностями и стремлениями, которые имеют для субъекта жизненно важное значение» [2, с. 153].

Анализируя процесс развития эмоций детей старшего дошкольного возраста, можем сделать вывод, что:

‒ Эмоции дошкольника опосредуются его отношением к тем или иным явлениям;

‒ Вследствие появления опосредованности эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

‒ Эмоции в функции предсказания включаются во внутренние механизмы обеспечения мотивов как важный их компонент;

‒ Интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности ребенка — трудовой, продуктивной, игровой;

‒ Особенностью высших чувств является их тесная взаимосвязь [5, с. 201].

При этом нужно заметить, что эмоциональная сфера старшего дошкольника остаётся наиболее ранимой. Поэтому необходимы наиболее совершенные, комплексные педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Так, Л. С. Выготский подчеркивал, что нужно «… заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования» [4].

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной отзывчивости обладает богатыми педагогическими возможностями, так как:

‒ Театрализованная деятельность — это игровая деятельность, в которой ребенок, в силу специфических особенностей, имеет тонко чувствовать эмоциональное состояние персонажей, занимать позицию сопереживая героя или зрителя;

‒ Обязательным элементом театрализованных игр (игр-драматизаций, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр) в дошкольном возрасте является игровой образ, требует от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, глубокого чувственного вхождения в содержание выполняемой роли;

‒ Репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия театрального действа побуждает детей к активной работе от сочувствия к сопереживанию, вызывает подражание любимым героям, их поведении. Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте и влияет на поведение и характер взаимодействия ребенка с окружающим миром;

‒ Театрализованная деятельность — это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля и подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегии их поведения, продолжается в пробах себя в выбранной роли, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля. Четкая этапность процесса театрализованной деятельности позволяет формировать у детей старшего дошкольного возраста эмоциональную отзывчивость.

При этом педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр основаны на фундаментальных педагогических принципах [5]:

  1. Принцип системности позволяет решать задачи развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста во взаимосвязи обогащения представлений об эмоциях и чувствах, активизацию личного опыта, постепенного переноса эмпатийных действий и эмоциональной отзывчивости в реальный жизненный контекст.
  2. Принцип единства диагностики и развития, отражающий целостность процесса развития. Процесс развития требует от педагога постоянного контроля динамики изменений в развитии личности, в нашем случае — динамики эмоциональных состояний ребенка, чувства, переживаний, эмоциональной отзывчивости поведения.
  3. Деятельностный принцип развития эмоциональной отзывчивости базируется на теории психического развития ребенка, раскрыто в трудах А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина, центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Ведущим способом процесса развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников является организация взрослым активной самостоятельной деятельности ребенка, создание условий, в которых бы активизировались проявления эмоциональной отзывчивости детей.
  4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  5. Принцип комплексности методов в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольников доказывает необходимость использования многообразия педагогических и психологических методов и приемов. учитывая совокупность задач формирования эмоциональной отзывчивости, последовательность их решения с использованием театрализованных игр, игр-этюдов, необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов и приемов: беседу, рассказ, чтение детской художественной литературы, решения социально- эмоциональных проблемных ситуаций, эмоциональные импровизации и тому подобное.
  6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Специфика отбора педагогических средств формирования эмоциональной отзывчивости детей обусловлена учетом следующих особенностей детей старшего дошкольного возраста: стремление к самостоятельности и активности ребенка в деятельности; эгоцентричность мышления, проявляющееся в трудности принятия позиции другого; потребность ребенка в игровом взаимодействии.

Для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации, социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения.

Таким образом, осуществив анализ понятия эмоциональная отзывчивость, мы рассмотрели компоненты эмоционального развития ребенка, раскрыли педагогические возможности театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости детей, показывающие, что гармоническое развитие ребенка предусматривает компетентность в мире эмоций и чувств. Поэтому компетентность педагога по вопросу организации театрализованных игр является начальной ступенью к проектирования профессиональной, системной, творческой работы с детьми.

Литература:

  1. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27–29.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка/ А. Валлон. — М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  4. Выготский Л. С. Проблема возраста/ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 244–268.
  5. Дуткевич Т. В. Дошкольная психология: учеб. пособие. / Т. В. Дуткевич. -2-е издание. — К. Центр учебной литературы, 2009. -392 с.
  6. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М: Просвещение, 1985. — 175 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle