Библиографическое описание:

Макарова Ю. В. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В статье поднимается проблема трудового обучения в условиях современной школы. Затрагивается исторический аспект проблемы. Формирование личности рассматривается при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности.

Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, младшие школьники

Образовательный процесс меняется из года в год, но трудовое воспитание школьников имело место 50 лет назад, имеет место и сейчас. Согласно ФГОС НОО трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Младший школьный возраст — это наиболее благоприятная среда для воспитания трудолюбивой личности. В этом возрасте дети приобретают основные знания и умения в трудовой сфере. Трудовая деятельность — свойственна для младших школьников. Несмотря на это, она имеет много особенностей, учителям следует сотрудничать с родителями учеников и систематически обучать навыкам самообслуживания, воспитывать творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Я. Стоюнин, Н. В. Касаткин, Д. Д. Семенов, Н. И. Пирогов, В. В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

Воспитание — это предмет педагогики в области научного познания. Воспитание в начальной школе — это подготовка детей к жизни в обществе, а также это процесс, заключающийся в передаче старшим поколением опыта новому поколению с целью подготовки к трудовой деятельности для обеспечения наиболее успешного развития общества. Педагогика рассматривает воспитание с разных сторон, в широком смысле — это целенаправленный процесс, осуществляющийся педагогами и включающий в себя учебную и внеучебную деятельность.

Коджаспирова Г. М. в своей «Педагогике» заявляет, что обусловленность воспитания вызвана потребностями человека. Воспитание имеет прямую связь с трудовой деятельностью. Поэтому, для воспитания характерен ярко выраженный конкретно-исторический характер. Правильное воспитание — это воспитание трудовое, которое в свою очередь служит предпосылкой жизненного благополучия и основанием человеческой жизни [1, с. 246].

Педагог Бабанский Ю. К. считает, что труд — это основополагающий элемент современного воспитательного процесса. От природы люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни работают лучше, другие хуже. Эти трудовые качества не даются человеку от природы, они формируются в самого начала существования в социуме. Отсюда следует, что воспитание в человеке трудового качества — это и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния [2, с. 162].

Известный своими трудами, Лихачев Б. Г. определяет труд как источник материального и духовного богатства человека. Труд — главный критерий престижа, фундамент развития индивида как личности [3, с. 67]. В отечественной педагогике важным является вопрос о влиянии трудовой деятельности на физическое развитие. Согласно наблюдениям, трудовая активность оказывает укрепляющее воздействие, улучшает здоровье, повышает тонус и умственные способности. Включаясь в трудовую деятельность, ребенок совершенствует интеллект, мышцы, ловкость рук, развивает силу воли. Все эти звенья повышают интерес к учебным занятиям и побуждает к труду.

К. Д. Ушинский писал, что воспитательная функция труда заключается в том, чтобы развить и закрепить у учащихся, в ходе трудового процесса, общественно-ценностные качества личности, нравственно-эстетическое отношение к жизни и труду. Каждый готовится стать членом трудового коллектива. Значение и ценность воспитанника будут зависеть только от его умения трудиться и приносить пользу себе и окружающим. Утилитарно-практическая функция труда направленна на создание духовных или материальных ценностей, социально-бытовых условий жизни человека. Все имеющиеся материальные богатства созданы созидательным трудом. А отсюда следует, что от трудовой подготовленности зависит и материальное благосостояние. Когда К. Д. Ушинский говорил о том, что воспитание должно воспитывать человека не для счастья, а подготавливать его к жизненному труду, имел в виду именно это [4, с. 58].

По мнению А. С. Макаренко, воспитание гражданина возможно только с помощью упорного труда. Труд укрепляет характер, а у участников воспитательного процесса формируется психология заинтересовавшегося трудящегося человека. Мы пришли к выводу, что трудовая деятельность младших школьников — это стимуляция к проявлению творческой инициативы, стремления к высоким результатам. Но, также, трудовое воспитание — это специальным образом, организованный педагогический процесс, формирующий у детей знания о практических приемах того или иного труда, умения и навыки в нем. Трудовое воспитание — понятие более широкое по сравнению с трудовым обучением. Однако, выполняя свои специфические роли, эти процессы непосредственно взаимосвязаны и, при успешном их осуществлении, они способствуют формированию трудолюбия у школьников.

Основой методов и приемов, способствующих гармоничному развитию личности, является единство трудового, умственного, идейно-нравственного и физического воспитания. Такой комплексный подход можно увидеть в педагогическом творчестве В. А. Сухомлинского. Он считал, что важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, ведь гармоническое развитие предусматривает воспитание разносторонних интересов индивида. Говоря о детской деятельности, В. А. Сухомлинский отмечал, что труд не должен быть легким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд был посильно-напрягающим, нравственно-воспитательным, чтобы от радости, которую труд доставляет, ребенку было интереснее жить и самому учиться. Главное решающее значение должно иметь качество труда: чем серьезнее требования, тем выше качество. Но при этом не нужно использовать в области труда какие-либо поощрения или наказания.

Очень много ценных идей, касающихся проблемы трудового воспитания, содержится в трудах классиков педагогики — Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистенверга, и др. Также различные аспекты трудового воспитания были исследованы П. Р. Артуровым, Н. И. Болдаревым, Н. К. Гончаровым, К. А. Ивановичем, И. С. Марьенко, М. И. Пискуновым, В. А. Сухомлинским, А. А. Шибановым [1, с. 363.].

В современной школе успешное формирование личности возможно лишь при условии синтеза учебной работы, воспитания и трудовой деятельности. Многие философы и ученые считали труд преобразующей силой, обеспечивающей прогресс в развитии каждой личности отдельно и общества в целом. Трудовой элемент в школьном воспитании выступает как существенная педагогическая тенденция.

Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров говорит, что трудовое воспитание — это не только приобщение ребенка к труду, не только разговоры о любви к труду. Он считает, что труд выполняет воспитательную функцию только тогда, когда он является тем, что, приносит радость и удовлетворение душе, а не просто усилием на уровне тела. Бесполезный труд взывает только отвращение и негодование, поэтому младших школьников стоит приучать к трудовой деятельности нужной и полезной [5, с. 132].

По словам Зоровой О. А. — труд людей, занятых в сфере материального производства, включает в себя многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе благоприятствует подготовке учащихся к жизни и творческому труду. Трудовая подготовка учеников не должна сводиться только к учебным занятиям. Существуют различные технические кружки и секции, в которых, в свободное от учебы время, школьники занимаются моделирование, конструированием и изготовлением каких-либо машин и механизмов. Все эти занятия расширяют кругозор детей, воспитывают в них любовь к труду, формируют творческое мышление, инициативу.

В трудовой деятельности выделяют ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личности; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, которые возникают в процессе труда учащихся начальных классов, способствую реализации процесса социализации личности. В коллективном труде у школьников возникает необходимость состыковывать свои цели с целями коллектива, а также связывать свои усилия с усилиями всех участников совместной деятельности.

В новой технологии трудового воспитания акцент ставится на практическом применении учащимися теоретических знаний. Изменяется структура трудового воспитания. Она становится комплексной, включает в себя представление о технике и технологии, умения решать практические задачи, достижение качественных результатов. Особенно высоко должен оцениваться творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить показатели производства. Творческую активность школьника увеличивают различные смотры, конкурсы, выставки [1, с. 201].

Выделяют следующие формы трудового воспитания:

  1. Индивидуальная форма;
  2. Коллективная форма (производительный и общественно полезный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые учащимся для дальнейшей адаптации);
  3. Групповая форма (утренники и праздники на тему труда) [3, с. 57].

К. Д. Ушинский определил цель воспитания как подготовку к свободному и творческому труду, он понимал, что личный труд каждого человека в конце концов — труд общественный. С давних времен люди уже пытались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческий труд возможен только тогда, когда человек с любовью относится к работе, сознательно видит радость в ней, понимает необходимость и полезность труда. Такое отношение к труду возможно в том случае, когда сложилась глубокая привязанность к трудовому усилию. У людей, которые боятся рабочего пота и ощущения усилий, творческий труд невозможен. Вся польза труда сказывается у человека в психическом, духовном развитии. Труд имеет не только общественно-производственное значение, но также несет большое значение и для личной жизни человека. Люди, у которых все удается, которые многое умеют делать, живут веселее и интереснее [6, с. 129].

Таким образом, путем анализа роли и значения труда в жизни общества, можно прийти к выводу о основополагающей роли труда в истории человеческого общества: совместный труд объединяет и укрепляет семью, общество и государство. Трудовое воспитание является также неотъемлемой частью образовательного процесса в современном мире, т. к. способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, в том числе развития мотивации и способностей детей.

Литература:

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Эксмо, 2015. — 496 с.
  2. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 2003. — 608 с.
  3. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. — М.: Кнорус, 2010. — 744 с.
  4. Лихачев Б. Г. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  5. Невская С. С. Воспитание гражданина в педагогике Макаренко А. С. — М.: Академический проект, 2006. — 976 с.
  6. Салтанов Е. Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского / Е. Н. Салтанов // Педагогика. — 2004. — № 4, с. 58.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle