Библиографическое описание:

Панкова О. М., Хаустова В. Н., Науменко Н. А. Приобщение младших школьников к народной культуре [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В последние годы в российской системе образования произошли определённые позитивные изменения: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появляются новые комплексные программы, в которых основные направления обучения и развития детей получают обновлённое содержательно — методическое обеспечение. Россия активно включается в мировое сообщество. Это определяет запрос на творческую, деятельную, развивающуюся, духовно — нравственную личность. Кроме образовательных задач школа призвана решать и воспитательные задачи. Они состоят в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности; воспитанию бережного отношения к культурному наследию народов России; воспитании граждан правового государства. Представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Исходя из этого, нами в педагогической деятельности были выбраны следующие приоритеты: широкое использование всех видов фольклора; большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения людей за особенностями времён года, поведением птиц, насекомых, растений; знакомство детей с народной декоративной росписью, способной увлечь национальным изобразительным искусством.

Выбранное нами направление воспитательной и педагогической деятельности особенно актуально в условиях работы с детьми нашего микрорайона. Наличие малосемейных общежитий, большое количество неполных семей, различный уровень развития и круга интересов, сложности социального быта создают определённые трудности общения между людьми, трудности воспитания. Нам бы хотелось, чтобы у наших учеников сформировался свой взгляд на окружающий мир, уважение к труду, оптимистичное отношение к жизни, понимание величия и красоты Вселенной и своего места в ней.

Мы считаем, что родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Поэтому одной из основных задач в нашей работе является приобщение младших школьников к народной культуре в системе учебно-воспитательного процесса.

Большую помощь в работе нам оказывает программа факультативного курса “Введение в народоведение“, автор М. В. Новицкая. Кроме чисто познавательного, она имеет важное воспитательное значение, т. к. показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.

Приобщать школьников к народной культуре мы стараемся не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Для этого нами был подобран интересный в познавательном отношении дополнительный материал, составлены целенаправленные задания, изготовлен необходимый дидактический материал. Большую помощь в изучении программного материала находим в произведениях устного народного творчества.

Использование на уроках загадок также позволяет обогатить словарный запас детей за счёт многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении слова. Загадка — это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, но, к сожалению, мы их плохо знаем и так невелико то время, которое отпускается школе на знакомство с ними! Разгадывание загадок развивает способности к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделять наиболее характерные выразительные признаки предмета или явления. Например, при изучении темы “Имя прилагательное” (3 класс) детям предлагалось:

‒ найти слова, обозначающие признаки предметов;

‒ определить род и число имён прилагательных;

‒ найти прилагательные, к которым можно подобрать антонимы (синонимы);

‒ определить орфограммы, содержащиеся в прилагательных.

В своей работе предлагаем детям составить свои загадки, используя опорные слова или слова определённой части речи. Это развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Загадки позволяют знакомить учащихся на уроках литературного чтения с изобразительно-выразительными возможностями языка. Многие из них строятся на метафоре. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далёких между собой предметов, явлений. Загадки можно использовать и как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, и как объяснение нового материала. Знакомству школьников с различными профессиями также помогают загадки и пословицы. Таким образом, загадка служит своеобразным началом или завершением и обобщением процесса деятельности, помогая детям в освоении учебного материала.

Ознакомление детей с элементами русской фразеологии позволяет обогатить содержание их словарного запаса. Фразеологические обороты служат средством создания эмоциональной, выразительной речи, средством оценки каких-то явлений или событий. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче человек выражает свои мысли. Фразеологические обороты повышают уровень общих знаний, позволяют проникнуть в тайны истории, более сознательно пользоваться языковыми средствами языка. В них отразились многие явления жизни людей. Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными или природными явлениями; другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями; третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений.

Необходимо учитывать, что младшим школьникам нужно предлагать лишь те фразеологизмы, смысл которых им будет ясен при определённой ситуации или при соответствующем объяснении. Произведения народного творчества используем на уроках изобразительного искусства, трудового обучения. Перечень фразеологизмов, систематически пополняем. Дети подбирают их к данной теме или произведению, записывают их в альбом “Народная мудрость”. В классе имеется альбом — копилка, в котором ученики пишут новые фразеологизмы. Дети узнают их от родителей, из книг. Дети с удовольствием выполняют рисунки к этой форме фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях употребляются. Родители тоже проявляют заинтересованность данным вопросом и оказывают всяческую помощь своим детям. Группировка фразеологизмов согласно программной тематике позволяет продуктивно использовать их в учебном процессе. Решая задачи, поставленные перед собой, мы заметили, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации. Произведения устного народного творчества способствуют и усвоению детьми некоторых правил поведения, моральных норм.

Таким образом, у наших школьников повысился интерес к устному народному творчеству, они стали проявлять эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения народного художественного творчества, использовать в своей речи пословицы и поговорки, самостоятельно организовывать игры-забавы с помощью считалок, активно включаться в драматизацию произведений, постановку спектаклей, организацию обрядово-календарных праздников. Отмечаются позитивные изменения и в развитии речи учащихся: обогатился и активизировался их словарь; появилась точность, ясность и выразительность суждений.

Литература:

  1. Кичигин, В “Народная культура юга России”, М.: Просвещение, 2000 г.
  2. С. И. Ботова, Т. А. Приставкина, А. В. Рябчикова “Рукотворная краса земли Белгородской”, Белгород, 2000 г.
  3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, Санкт Петербург, 2004 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle