Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Ключевые слова: предметные компетенции, учащиеся, основное общее образование, педагогические условия, показатели, модель

Как известно, основу совершенствования современного образования составляет переход от «знаниевой» парадигмы к созданию условий для овладения комплексом компетенций, которые отражают уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования на современном этапе развития общества. При этом основным фактором успешного обучения школьников выступает формирование предметных компетенций.

Сложность изучения проблемы формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования, заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество источников, посвященных вопросам формирования предметных компетенций учащихся, отсутствует единый подход к осуществлению данного процесса на уроках в школе.

Проведенный анализ методической, психолого-педагогической и философской литературы по данной теме, направленный на структурно-содержательное определение понятия «предметные компетенции» позволил уточнить его. Под предметными компетенциями учащихся, понимается способность учащихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики.

Последовательность формирования предметных компетенции учащихся определяется следующим алгоритмом решения задач исследования:

‒ предварительная диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся;

‒ обоснованный выбор методов и приёмов по формированию предметных компетенций учащихся и их реализация на уроках;

‒ итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

Теоретический анализ литературных источников по проблеме формирования предметных компетенций учащихся и собственный опыт преподавательской деятельности позволил определить совокупность основных факторов, влияющих на процесс формирования предметных компетенций: индивидуальные, психологические и возрастные особенности учеников; познавательный интерес школьников; опыт учебно-познавательной деятельности; уровень готовности учителя к формированию предметных компетенций учащихся.

Выявлено, что эффективность реализации предлагаемых факторов, влияющих на процесс формирования предметных компетенций, определяется следующими педагогическими условиями:

1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся:

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся;

3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы по формированию предметных компетенций учащихся были выработаны рекомендации, позволяющие успешно осуществлять учебный процесс.

Результаты решения задач по формированию предметных компетенций показали, что:

‒ у учащихся повысилась заинтересованность и сформировалась положительная мотивация в учебном процессе;

‒ повысился уровень предметных компетенций и знаний в области предмета литературы;

‒ разработанная модель по формированию предметных компетенций учащихся на уроках литературы является эффективной;

‒ предложенный комплекс форм и методов обучения, способствует повышению интереса школьников к обучению.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что средним и высоким уровнем сформированности предметных компетенций обладают лишь 39,59 % учащихся экспериментальной группы, что подтверждает необходимость использования новых и значительно более эффективных способов формирования у учащихся высокого уровня предметных компетенций. Это становится возможным путём разработки модели по формированию предметных компетенций учащихся.

Формирующий эксперимент был направлен на повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся с помощью реализации на практике модели формирования предметных компетенций учащихся с соблюдением выделенных педагогических условий.

Итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся, проведенная на контрольном этапе эксперимента, показала положительную динамику роста данного уровня.

Апробация модели (рис. 1) в образовательном пространстве школы подтвердила гипотезу исследования, а также доказала эффективность предложенных механизмов формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования.

Рис. 1. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

Достоверность полученных результатов проверена с помощью метода математической обработки данных на основании критерия Фишера.

В процессе исследования решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

  1. Формирование предметных компетенций осуществляется в несколько последовательных этапов, в рамках которых реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня готовности учащихся к восприятию учебной деятельности и степени их активности, уровня достигнутых знаний, степени восприятия, преобразования, и воспроизведения учебной информации, а также осуществляется оценка полученных итогов, при этом структурно-функциональное многообразие и интеграция форм и методов обучения способствует успешному достижению результата.
  2. Осуществление регулярного мониторинга динамики сформированности предметных компетенций является важным условием эффективности указанного процесса. При проведении мониторинга целесообразно применять следующие объективные показатели:

осмысленность — особенность восприятия учащимся определенного предмета или явления, а так же проявление активности и интереса при его изучении;

информативность — знание или осведомленность ученика о содержании учебного предмета и его применении в различных учебных и жизненных ситуациях;

применимость — умение ученика применять на практике знания в области предметных компетенций;

творческое использование — преобразование и применение учеником приобретенных знаний в новых ситуациях.

Данные показатели позволяют дифференцировать учащихся по следующим выделенным уровням сформированности предметных компетенций: высокий, средний, низкий.

  1. На степень эффективности формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования решающее влияние оказывают качество организации предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся, а также содержание обучения, соотнесенное с уровнями и динамикой сформированности предметных компетенций учащихся.
  2. Опытно-экспериментальная работа подтвердила исходное предположение о структурно-функциональном многообразии и необходимости интеграции различных форм и методов обучения в процессе формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования, и то, что сам процесс является универсальным и комплексным фактором развития личности учащихся. Разработанная на этой основе модель отражает непрерывность и неразрывность мотивационных, когнитивных, деятельностных, оценочно-рефлексивных факторов процесса формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования, а также их личностного самосовершенствования.

Проведенное исследование представляет собой лишь один из подходов к разработке проблемы формирования предметных компетенций в рамках основного общего образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle