Библиографическое описание:

Черепова К. Г., Абрамова Е. А., Сошникова О. А., Степанова А. П. Особенности образовательной технологии «Открытая научно-практическая конференция школьников «Проекты для будущего» [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Реализацию стандарта общего образования в условиях современного образовательного пространства невозможно представить без интегрированной разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Создание универсальной системы поддержки талантливых школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят является актуальной проблемой в современном образовании. И такая среда должна быть создана именно в школе [3]. Поэтому в лицее № 299 г. Санкт-Петербурга появилась научно-практическая конференция «Проекты для будущего», которая впоследствии стала традиционной и ежегодной, а затем и Открытой районной. Это инновационная образовательная технология, направленная на решение одной из главных задач государственной программы «Наша новая школа» — развитие системы поддержки талантливых детей [2].

Образовательная технология «Открытая научно-практическая конференция «Проекты для будущего» направлена на:

создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению;

предоставление учащимся возможности применить освоенные на базе учебных предметов способы деятельности при решении проблем жизненных ситуаций;

формирование системы ценностных отношений ребенка к себе, образовательному процессу и его результатам;

развитие системы интеллектуальных, творческих состязаний,

формирование современной качественной предметно-развивающей среды;

– изменение организационных форм работы классных коллективов,

– создание детских объединений.

На подготовительном этапе создания образовательной технологии, анализируя возможности и способы организации открытой школьной конференции, было изучено состояние исследуемой проблемы в деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других регионов.

Данный анализ показал, что используемые технологии организации и проведения школьных конференций, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, существует в виде однообразных форм проведения и защиты творческих работ, а основная целевая группа — это учащиеся основной и старшей школы. Многие образовательные учреждения не публикуют подробную информацию о школьной конференции, часто не представляют Положения организации и проведения конференции. Активными участниками становятся только 3–5 % от всех учащихся школы, а младшие школьники практически не участвуют в научно-практической конференции.

Таким образом, разработка образовательной технологии «Научно-практическая конференция «Проекты для будущего» являлась актуальной в рамках современных требований к образовательному пространству школ. Необходимо было продумать различные направления работы, подобрать разнообразные формы представления опыта, чтобы увеличить количество участников, также разработать интересные нетрадиционные и даже игровые методы проведения конференции, чтобы привлечь учащихся начальной школы. Так появились три направления представления исследовательского опыта участников конференции:

– защита научно-исследовательских проектов класса;

– интеллектуальный межпредметный турнир;

– творческая лаборатория младших классов.

На протяжении нескольких лет конференция «Проекты для будущего» проводилась, как общешкольная ежегодная научно-практическая конференция. Темы конференции выбирались согласно теме года, объявленного в России: 2012 год — «Ломоносову — 300 лет», 2013 — «Год Российской истории», 2014 — «Год окружающей среды», 2015 — «Год литературы».

Старшеклассники писали доклады, рефераты, статьи об собственных исследованиях, презентовали свой опыт в виде устных рассказов, презентаций, макетов, проектов. Выбор тем исследований всегда предлагался очень разнообразный, чтобы каждый мог выбрать что-то интересное именно для себя: значимые исторические события, достижения науки, юбилейные даты, жизнь и творчество известных людей, исследования исторической и художественной литературы. Очень интересной оказалась творческая лаборатория для младших классов. Ребята представляли свои творения: книги, рисунки, макеты зданий и различной техники настоящего и будущего; изучали поведение животных и птиц, делали скворечники, продумывали, как решить экологические проблемы; читали сказки и рассказы, искали исторические факты, сравнивали героев из разных сказок.

С каждым годом у школьников возрастал интерес к конференции, и возникла идея проведения «Открытой районной научно-практической конференции «Проекты для будущего», чтобы в ней могли участвовать школьники всего района и представлять на ней свой личный опыт исследовательской работы. Кроме представления своего научного труда учащиеся средней школы могут проявить свои познания в школьных предметах и поучаствовать в интернет-игре «Лабиринт ума» и интеллектуальном межпредметном турнире.

Авторами «Проектов для будущего» было отмечено, что в школьной конференции очень активно, а главное интересно и разнообразно принимают участие ребята младших классов. Поэтому в «Открытой районной научно-практической конференции» младшим школьником предлагается поучаствовать в интеллектуальном межпредметном турнире «Вектор знаний» и проявить свои исследовательские качества в творческой лаборатории «Мой проект».

Самым главным отличительным признаком «Открытой научно-практической конференции «Проекты для будущего» от всех других конференций стало направление по работе с дошкольниками района. Воспитанникам средних, старших и подготовительных групп предоставляется возможность поучаствовать в интеллектуальной викторине «Цветик-Семицветик», а также в творческой лаборатории «Первые шаги в науку». Викторина для дошкольников представляет собой набор игр и упражнений, направленных на развитие психических качества ребёнка: памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, мышления, развития пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Именно игра помогает малышам легко и быстро справиться с разнообразными заданиями, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, воспитатель объясняет, какое действие нужно выполнить детям. Например: соедини линиями, зачеркни, дорисуй, обведи, раскрась и т. д. Задания построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Работы для творческой лаборатории дошколята могут выполнить как на занятиях в группе, так и дома, совместно с родителями. Рисунок или поделка должна сопровождаться небольшим рассказом о том, как, с кем и из каких материалов выполнена данная работа.

Образовательная технология «Открытая научно-практическая конференция «Проекты для будущего» представлена в виде сайта [1], содержащего:

  1. методические рекомендации по организации и проведению открытой конференции,
  2. комплект заданий и бланков для ответов по каждому конкурсному направлению,
  3. примеры тем для творческих лабораторий и классных проектов,
  4. рекомендации по созданию и оформлению научно-исследовательских работ класса.

Основными особенностями Открытой научно-практической конференции «Проекты для будущего» являются:

  1. Метапредметная направленность образовательной технологии.
  2. Бесплатная форма участия в научно-практической конференции «Проекты для будущего».
  3. Участником конференции может стать каждый учащийся ОУ и воспитанник ДОУ.
  4. Тема конференции определяется согласно теме года, объявленного в России.
  5. Разнообразие форм и методов организации исследовательской, творческой и проектной деятельности с учетом возраста участников конференции.

Работа Открытой научно-практической конференции осуществляется в течение всего учебного года по четырем направлениям:

Рис. 1. Основные направления Открытой научно-практической конференции «Проекты для будущего»

Развитие исследовательской деятельности учащихся повышает не только предметный уровень знаний учащихся, но и формирует у них ключевые и предметные компетенции. Это, несомненно, отвечает требованиям к качеству образования современного человека.

Уникальность Открытой научно-практической конференции «Проекты для будущего» заключается в следующем:

  1. Направлена на создание равных возможностей для получения современного качественного образования и развития способностей детей в системе общего образования:
  2. Способствуют развитию детской любознательности, творческих и интеллектуальных способностей личности.
  3. Содержание конкурсных заданий включает в себя многочисленные примеры интересных фактов и достижений науки, способных изменить «мир предметов и людей». Таким образом, участники конференции развивают исследовательский кругозор, формируют навыки проектирования и творческого решения поставленных задач.
  4. Использование в практике школы предлагаемой образовательной технологии будет способствовать позитивной социализации детей, поскольку в основе конкурсных мероприятий присутствует практика группового сотрудничества, дискуссии, сравнения результатов.
  5. Образовательная технология соответствует методологическим и концептуальным основаниям ФГОС, что позволяет сделать ее эффективным инструментом дальнейшего внедрения новых образовательных стандартов в образовательном учреждении.

Инновационная образовательная технология апробирована, включена в районную программу Воспитания Фрунзенского района и готова к внедрению в систему образования Санкт-Петербурга. В 2015/2016 учебном году более 2300 учащихся Фрунзенского района и 100 воспитанников ДОУ приняли участие в Открытой научно-практической конференции.

Проведение конференции для учащихся и педагогов — это Праздник науки, знаний, возможность публичного выступления, публичного признания результатов творческой работы.

Литература:

  1. http://matajy3.wix.com/projectforfuture — официальный сайт Открытой научно-практической конференции «Проекты для будущего»
  2. Седова Н. В. Черепова К. Г. «Школьная научно-практическая конференция как компонент развивающего образовательного пространства лицея» // http://edu-frn.spb.ru/smi/20/
  3. Черепова К. Г. The permanent innovational process as the factor of the developing of the education [Текст] / К. Г. Черепова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 103–104.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle