Авторы: Дороничева Раиса Михайловна, Иващенко Галина Алексеевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Библиографическое описание:

Дороничева Р. М., Иващенко Г. А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



С середины 90-х годов прошлого века в связи с переходом России к рыночной экономики вместо слова «профессионализм» работодатели все чаще стали использовать термин «конкурентоспособность». Это связано с тем, что сегодня не достаточно просто иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, — сегодня требуется уметь нечто такое, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда.

В настоящее время в России усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных рынков услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено несоответствием потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску, а так же неспособностью молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков применения теоретических основ. Современное развитие среднего профессионального образования базируется на внедрении ФГОС-4, которые предусматривают качественные изменения в процессе подготовки современных высококвалифицированных специалистов. В соответствии с новыми стандартами этот процесс направлен на соответствие требованиям регионального рынка труда в условиях инновационного развития экономики. В связи с этим современные учреждения СПО работают над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современной рыночной экономики.

Необходимо заметить, что образование, ориентированное на формирование конкурентоспособности будущего специалиста, невозможно просто «дать», предоставить, преподнести. Его можно получить («взять») организацией такой среды, которая основывалась бы на соперничестве между обучающимися и тем самым в максимальной степени способствовала бы формированию конкурентоспособности будущего специалиста. Как невозможно научиться плавать без водной среды, так невозможно сформировать основополагающие качества конкурентоспособности у будущего специалиста, не «погрузив» его в конкурентную учебную среду. Стоит отметить, что конкурентная учебная среда организуется преподавателем на занятиях и состоит из различных форм и видов учебного взаимодействия соревновательного характера. Конкурентная учебная среда создает здоровую конкуренцию в студенческой среде и тем самым активизирует личностные и профессиональные качества обучающихся, способствует проявлению имеющихся у них знаний, умений и навыков, а также формированию конкурентоспособности. При этом формируется новый механизм, который является высокосоревновательным, поддерживает таланты, поощряет проявления качеств конкурентоспособности у будущих специалистов. Таким образом, создание конкурентной учебной среды может стать мощным катализатором при формировании конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи неоценимую роль играет движение WorldSkills, которое набирает все большую силу. На сегодня WorldSkills International (WSI) — некоммерческая ассоциация, открытая для членства агентствам или иным официальным органам, ответственным за развитие среднего профессионального образования (VET) в регионе или стране, которую они представляют.

Миссия организации состоит в том, чтобы показать, как компетентные, реально обладающие навыками люди способствуют экономическому росту и собственной самореализации в жизни. Основная задача WSI — это проведение Мирового первенства WorldSkills Competition (WSC) раз в два года. На это нацелены и новые стандарты СПО- поколения, в которых задаются соотношения дисциплин и практикоориентирования программ: 40 %-теоретическая подготовка, 60 %-практическая подготовка.

Поэтому, в процессе профессиональной подготовке специалистов любого профиля актуальной является проблема усиления практической части (практико-ориентированности) обучения будущих специалистов. Решение этой задачи на уровне системы среднего профессионального образования возможно через внедрение и применение новых форм и методов обучения.

В формируемой инновационной обучаемой среде наблюдаются увеличения сложности образовательной системы, что подтверждается появлением её нового качества, новых элементов, новых образовательных маршрутов, новых трансдисциплинарных технологий. Трансдисциплинарный подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин и практических задач при решении комплексных проблем, связанные сложными нелинейными обратными связями. «Трансдисциплинарный» трактуется как высокий уровень образованности, разносторонности, универсальности. Такой подход открывает широкие возможности взаимодействия многих дисциплин. Это позволяет выполнить определённые изменения или перегруппировку элементов образовательной программы любой специальности. Так на протяжении многих лет мы работали по стандарту ФГОС для СПО 1,2,3 поколений, а теперь и поколения по специальности 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Само название специальности уже задает последовательность изучения модулей: в начале монтаж электрооборудования и электрических сетей, дальше наладка; затем — эксплуатация. Всё логично, соответствует практическим задачам и последовательности выполнения электромонтажных работ. Но, в стандартах,3+,3++ поколений модули поменяли местами: вначале эксплуатация, а затем наладка и монтаж электрооборудования. Ещё на стадии разработки стандартов мы обращались к разработчикам обратить внимание на это несоответствие, но вся осталось без изменений на протяжении восьми лет. Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня пересмотреть принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными требованиями определенной области.

Высокая конкуренция на рынке труда подняла требования работодателей к качеству профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов среднего звена, к их профессиональной компетентности и мобильности, к уровню формирования у них общекультурных и профессиональных компетенций, к их готовности выполнять те или иные виды функции профессиональной деятельности. Работодатели выражают недовольство большими сроками психологической и трудовой адаптации молодых специалистов — выпускников колледжей и вузов (которая составляет от одного до полутора лет у техников),их неготовности выполнять специфические для конкретных производств виды функции профессиональной деятельности (проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационно-сервисной и т. п.), незнанием корпоративной культуры предприятия, их внутрифирменными миграциями или миграциями на другие предприятия из-за неудовлетворенности видом функцией предложенной им работы. К тому же поиск предприятия на свободном рынке труда «нужных» ему специалистов (обладающих требуемыми уровнями квалификации, готовности к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности) связан с большими рисками и трудозатратами.

Приведём пример описания профессиональных компетенций электромонтажника.

Профессиональный электрик обеспечивает безопасное и надёжное электроснабжение, выполняет всю работу в соответствии с действующими нормами и правилами. Работа электрика включает в себя сборку, установку, тестирование и техническое обслуживание электроустановки. Должен диагностировать и устранять неисправности систем, уметь программировать и сдавать в эксплуатацию системы автоматизации домов и зданий, участвовать в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию.

Поэтому практико-ориентированное обучение предполагает:

– освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальных условиях, формирование у студентов профессиональных компетенций за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время;

– практическая деятельность по осваиваемому профилю обучения с участием профессионалов этой деятельности.

Содержание практико-ориентированного обучения включает в себя:

– Теоретическую часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, совместные занятия с приглашенными специалистами.

– Прикладную или практическую часть: деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы, учебная и производственная практика, конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, недели профессий.

– Самостоятельную работу: курсовые и дипломные работы, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.

– Участие студентов в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями техникума и специалистами предприятий.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию. Освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

Происходит изменение роли преподавателя от субъекта, предоставляемого знания к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций.

Это и отражено в стандартах 4-го поколения, в которых есть изменения в методике работы и роли преподавателя.

Главный принцип — ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности.

Педагог теперь выступает в роли консультанта иконтактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов.

Его основная задача — структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются. Проблемы для перехода на стандарты 4-го поколения — это отсутствие средств на приобретение современного оборудования для учебных заведений, отсутствие производственной базы, трудности с производственной практикой при распределении студентов. Эти трудности преодолимы, если смогут подключиться работодатели. Не очень ясна роль преподавателей — что такое контактное лицо для личных вопросов, в чём его анализ учебного процесса. Проектно ориентированное обучение потребует иметь в числе СПО высококвалифицированных мастеров, которые на такую зарплату как сейчас не идут

Следовательно, основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности. В концепции стандартов 4-го поколения модули не имеют четких определений. С одной стороны это хорошо, но каждое учебное заведение будет подстраивать модули по своим возможностям, и нет никакой гарантии, что реализация главных стратегических направлений в нужных отраслях не войдут в их рабочие программы. Желательно, при разработке примерных программ модулей указать ориентиры и стратегические направления развития отрасли, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.

В связи с этим 2 ноября 2015 г Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден приказом № 831 список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями. Таким образом, практико-ориентированность позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

Литература:

  1. Канаева Т. А., Профессиональные составления студентов СПО в контексте практико-ориентировочных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru
  2. Скамницкий А. А., Модульно-компетентостный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006–247 с.
  3. Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. http//science.nstu.ru/hs/09
  4. Концепция ФГОС СПО четвертого поколения (проект). М. 2015
  5. Подласый, И. П. Педагогика. Том 2. / Москва: «Юрайт», 2013

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle