Библиографическое описание:

Зимукова Т. И., Буянова А. Ю., Купцова А. В., Пименова З. Н., Шапирова Л. Р. Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Образование детей — один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей.

Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей.

Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении детско-родительских отношений.

Распад и искажение связей взрослых и детей в процессе воспитания и обучения последних, что связано с потерей взрослым сообществом идеологических и ценностных ориентаций и смысла контакта с детьми изменило само отношение взрослых к детям, причем, можно отметить резкое располюсование родительских позиций — от детоотвержения до детоцентризма и жизни ради детей. При этом необходимо отметить, что семья как была, так и остается основным институтом социализации ребенка.

Для ребёнка дошкольного возраста, семья — это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья, поэтому влияние родителей на развитие ребенка очень велико.

Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов. [2, с 40]

Многочисленные исследования показывают, что негативные воздействия стилей семейного воспитания не только наносят непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют его психику, тормозят развитие его личности, но и влекут за собой другие тяжелые социальные последствия. Все это обуславливает актуальность психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка дошкольного возраста по гармонизации детско-родительских отношений. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих детско-родительские отношения.

У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И. М. Балинский, И. А. Сикорский и П. Ф. Лесгафт. В работах  Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. М. Марковской, Р. В. Овчаровой, А. В. Петровского, исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указываются, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.

Все авторы сходятся на том, что родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений.

В связи с этим нами была организована специальная работа, направленная на обучение родителей навыкам общения с собственным ребенком и установление сотрудничества педагогов и родителей, которая основывается на следующих принципах:

–        Принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка.

–        Принцип психологической комфортности.

–        Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.

–        Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребёнку.

–        Принцип конфиденциальности и профессиональной этики педагога.

–        Принцип личностной заинтересованности родителей

–        Принцип самоценности семьи.

–        Принцип эмансипации родителей.

–        Принцип активности.

При этом были использованы следующие формы и работы:

  1. Привлечение родителей и педагогов к изучению литературы, статей по проблеме воспитания и развития детей, по оптимизации детско-родительских отношений.
  2. Анкетирование, тестирование, экспресс - опрос, интервьюирование.
  3. Организация консультаций, тематических родительских собраний, лекций для родителей и педагогов.
  4. Дискуссии, круглые столы, деловые игры, занятия с элементами тренинга, мастер-классы, семинар - практикумы, практические упражнения, детско-родительские мероприятия.
  5. Обсуждение видеофрагментов по вопросам воспитания детей и семейного микроклимата.
  6. Обучение родителей методам саморегуляции.
  7. Освещение проблемы на сайте дошкольного учреждения.
  8. Просмотр родителями видеофрагментов организации жизнедеятельности детей в детском саду.
  9. Оформление наглядно-текстовой информации психолого-педагогического содержания для родителей.
  10. Обобщение опыта семейного воспитания на страницах газеты «Семейный альбом», сайте детского сада, в блоках педагогов. [1]

 

Этапы работы

Этапы реализации

Содержание

Ожидаемый результат

I этап

Подготовительный

Изучение проблемы и создание информационного — методического обеспечения

Создание, разработка  и реализация перспективного плана работы.

Создание банка данных

II этап

Реализация

Решение задач  и реализация перспективного плана  работы «Тепло родных сердец»

Активизация родителей

Использование знаний родителей и их практического опыта в воспитании детей.

Оптимизация детско-родительских отношений

III этап

Заключительный

Проведение праздника совместно с родителями.

Оформление электронного фотоальбома по итогам работы.

 

Материально-техническое оснащение: компьютеры, мультимедийная установка, информационные стенды для родителей, наглядный материал для взрослых и детей, таблицы, плакаты, памятки, иллюстрации, буклеты, мультимедийные презентации, видеоклипы, мультфильмы.

 

Перспективный план работы «Тепло родных сердец»

Блоки

Содержание (темы)

Срок

Ожидаемый результат

Наглядно-информационный

Цель: пропаганда и популяризация семейного воспитания.

Пополнение библиотеки для родителей психолого-педагогической литературой на бумажных и электронных носителях; подборка игр, упражнений, мультфильмов для совместного просмотра с детьми.

Рубрики на сайте детского сада «Для Вас, родители», «Консультативный клуб» «Семейный альбом», «Играем вместе с детьми», «Советуют специалисты».

Буклеты «Скоро в школу», «Ребенок и компьютер», «Развиваем речь»

Памятки «Вечерние игры», «Игры на кухне».

Стендовая информация в картинках «Утомление у детей», «Как избавиться от гнева», «Игры для малышей» [3]

Сентябрь- ноябрь

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Родители знакомятся с психолого-педагогическими приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования.

Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо.

Аналитико-диагностический

Цель: Выявление уровня потребностей семьи, уровня

знаний и представлений родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей, а также родительское отношение, выраженное в установках и реакциях на

ребенка

Тест «Рисунок семьи» (А Захаров); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Варга, В. Столин). [5]

Сочинение «Мой ребенок»

Параллельный опрос детей и родителей

Декабрь-

январь

Изучение семьи и установление контактов с родителями с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Графический тест

(кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам. [5]

Психолого-педагогическое родителей

Цель: Повышение психолого - педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Деловая игра «Ребенок в информационном пространстве»

Интерактивная лекция «Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста» [4]

Круглый стол «Детские капризы»

Семинар-практикум «Активное слушание ребенка»

Беседа «Любознательные почемучки»

Круглый стол «Как любить детей»

Консультация «Если ребенок не убирает игрушки»

Февраль-

Март

Знание возрастных особенностей детей и умение применять это знание в практике семейного воспитания.

Умение анализировать воспитательные действия взрослого по отношению к детским поступкам и производить рефлексию собственных воспитательных действий.

Активизация педагогических умений родителей.

Сплочение родителей.

Привлечение внимания родителей к интересам ребенка.

Совместная детей и

Цель: привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение авторитета

родителей в глазах детей, авторитета педагогов — в глазах родителей.

 

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» между командой детей подготовительной группы и командой родителей.

Акция «Тайный подарок». Конкурс «Самый умный».«Играем вместе с мамой» (серия занятий для детей младших групп и их мам).

Конкурс поделок  «Мастерим вместе с папой и мамой»

Оформление совместно с детьми страничек «Семейного альбома» детского сада:

«Летняя страничка»,

«Зимняя страничка»,

«Ребята и зверята»,

«Семейные реликвии и традиции».

Апрель-

май

Вовлечение родителей в деятельность детского сада. Способствовать обогащению эмоционального мира детей и родителей. Способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

Улучшение детско-родительских отношений

в целом.

Приобретение навыков проведения совместного досуга в семье.

Внедрение положительного опыта семейного воспитания.

Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка.

 

Практическая значимость данного направления заключается в том, что разработанный план работы используется как практическое применение в ДОУ с целью оказания психолого-педагогической помощи семьям по оптимизации детско-родительских отношений.

И так, семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в воспитании и развитии личности ребенка. Он заключается в организации социально- личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие. [2]

 

Литература:

 

  1. Активные методы обучения: электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет  [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
  2. Майер, А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./ А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина // Управление ДОУ приложение — М.: ТЦ СФЕРА, 2012. — 128 с.
  3. Копилочка активных методов обучения Образовательный портал Мой университет  [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
  4. Технология интерактивного обучения электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет  [Электронный ресурс ]. — Режим доступа http://www.moi-universitet.ru/
  5. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. / М. А. Панфилова/ Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей - М.: ГНОМ и Д,2002. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle