Библиографическое описание:

Мирзаев А. А. Конкретизированные требования к патриотизму и военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 188-191.



На основе анализа основных нормативно-правовых документов, относящихся к сфере патриотического воспитания, рассмотрены и конкретизированы требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза.

Ключевые слова: воспитание, военно-патриотическое воспитание, курсант, патриот, патриотизм, патриотическое воспитание

В последнее десятилетие в Российской Федерации проводится активная целенаправленная деятельность по патриотическому воспитанию всех категорий населения страны. Особое внимание в проводимой воспитательно-патриотической деятельности уделяется молодежи, студентам и курсантам средних и высших учебных заведений. Величайшими достижениями проводимой государством работы являются:

− разработка и утверждение высшими органами государственной власти работоспособной нормативно-правовой базы патриотизма и патриотического воспитания, насчитывающей более 30 федеральных законов и других правовых актов;

− возвращение патриотизма в воспитательный арсенал государства, социума, отечественной науки, военного дела;

− создание и приведение в действие общегосударственной, ведомственных, региональных, местных, вузовских и других систем патриотического воспитания;

− вовлечение в воспитательно-патриотической деятельности всех должностных лиц и общественных организаций, ветеранов войн и Вооруженных Сил РФ;

− наличие пятилетних Государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В настоящее время такая программа рассчитана на 2016–2020 годы;

− системно-плановое воспитание новых поколений в духе патриотизма, любви к Родине, активного участия в укреплении экономической и оборонной мощи государства, формирование готовности к вооруженной защите Отечества от внешнего врага.

В действующих ныне законодательных актах патриотизм определен как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [2].

Сущностное значение данного определения заключается в том, что в нем впервые после 70-х годов ХХ века, вновь возвращено положение о формирования готовности к самопожертвованию у защитника Отечества которое было убрано из дефиниций патриотизма. Самопожертвование рассматривается не как простая и напрасная гибель воина, а как героическая гибель в бою, в процессе совершения подвига, как высший уровень проявления любви к России, российскому народу, демонстрация воином-героем стойкости, храбрости, неустрашимости, мужества, отваги, ненависти к врагу, презрения к смерти ради победы над агрессором.

В современных условиях патриотизм как уникальное явление нашего социума, его ренессанс позволит дать новый, активно-действенный импульс отрезвлению и духовно-нравственному оздоровлению всех слоев народа, формированию в России единого гражданского общества, активизации молодежи, осознания ею судьбоносной роли и ответственности за будущее Отечества, сохранения независимости и свободы народа.

Изучение основных документов патриотической сферы [1–3] позволяют определить основные характерные особенности патриотизма:

− непременное проявление в поступках и в деятельности человека;

− выступает нравственной основой жизнеспособности государства, важным внутренним мобилизующим ресурсом развития общества;

− обеспечивает активную гражданскую позицию личности, её готовность к самоотверженному служению Отечеству в мирное и особенно в военное время;

− как социальное явление служит цементирующей основой существования и развития любых наций и государственности;

− сочетает лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству;

− устанавливает неразрывную связь с интернационализмом, отрицает национализм, сепаратизм и космополитизм;

− является особой формой направленности личности, её самореализации и социального поведения, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества;

− обусловлен сознательностью и добровольностью принимаемой позиции граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества в России.

В то же время патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи следующие особенности: высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе [2].

Опыт последних двух десятилетий ХХ века подтверждает, что недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Придание патриотизму статуса «общенациональной идеи» [4] требует активизации и усиления процесса патриотического воспитания учащейся молодежи.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов [2].

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [1] среди важнейших задач определяет: развитие военно-патриотического воспитания (ВПВ) граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями). Для этого необходимо:

− сформирование действенной системы непрерывного ВПВ детей и молодежи;

− обеспечение формирования у молодежи морально-психологической и физической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

− содействие формированию условий для успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;

− развитие и активизацию взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации у молодежи к военной службе и готовности к защите Отечества;

− изучение и внедрение передового опыта в практику ВПВ молодежи, формирование позитивного отношения к военной и государственной службе;

− развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности молодежи, успешно выполнившей нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

− обновление нормативно-правовой базы министерств и ведомств для решения вопросов активизации военно-шефской работы, создания механизмов постоянного взаимодействия с общественно-государственными организациями и общественными объединениями патриотической направленности в целях выполнения задач ВПВ и подготовки молодежи к защите Отечества;

− развитие активного взаимодействия в сфере патриотического воспитания субъектов и объектов шефской работы, создание условий для повышения ее эффективности в деле укрепления сотрудничества гражданских и военных, а также ветеранских организаций, повышения престижа воинской службы;

− совершенствование научно-методической базы шефской работы;

− оценку эффективности использования объектов, предназначенных для ВПВ и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты.

Анализ руководящих документов [1–3] показывает, что специфика патриотического воспитания курсантов морского вуза определяется:

− приоритетностью патриотического воспитания курсантов в общей системе обучения и воспитания в современном морском вузе;

− систематической и целенаправленной деятельностью руководства вуза и общественных организаций по формированию у курсантов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

− обладанием высоким уровнем комплексности, охватом своим воздействием молодого поколения будущих специалистов морского транспорта, пронизыванием всех стороны жизнедеятельности учащихся морского вуза: учебную, политическую, духовную, спортивную, общественную;

− формированием у каждого курсанта общественно значимых ориентаций и ценностей, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоления чуждых явлений, разрушающих устои государства;

− направленностью на создание условий для национального возрождения России как великой державы, активное участие в котором обязан принять каждый курсант как гражданин-патриот Отечества.

Основываясь на нормативно-правовую базу патриотизма можно конкретизировать основные требования к военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза:

− процесс ВПВ курсантов-моряков следует проводить в существующей и действующей в вузе единой и целостной системе патриотического воспитания;

− под термином «военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» следует понимать системно-плановую, целенаправленную и скоординированную деятельность руководящего и профессорско-преподавательского состава учебного заведения, действующих в вузе общественных организаций по формированию у курсантов государственно-патриотической позиции, патриотического мировоззрения, высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время;

− главная цель ВПВ — развитие у курсантов гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, исполнительности и дисциплинированности;

− основные задачи ВПВ:

а. проведение организаторской и воспитательной деятельности по созданию условий для эффективного воспитания как настоящих граждан-патриотов, достойных защитников Отечества в мирное и военное время;

б. утверждение в сознании и чувствах курсантов патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной и военной службы;

в. обеспечение оптимальных условий развития у курсантов верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

г. создание механизма, обеспечивающего эффективную подготовку курсантов к воинской службе в качестве действующего военнослужащего или воина запаса.

Основные положения руководящих документов [1–3] позволили определить содержание и основные направления ВПВ курсантов морского вуза:

  1. Изучение героической истории Отечества и Вооруженных Сил Российской Федерации.
  2. Изучение воинских и боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.
  3. Формирования у курсантов морально-психологической и физической готовности к службе в армии и на флоте в качестве действующего, профессионального военнослужащего или военнослужащего запаса, а также готовности и способности к защите Отечества в условиях военного времени.
  4. Героико-патриотическое воспитание,ориентированное на популяризацию профессии офицера Вооруженных Сил РФ — защитника Отечества, как героической профессии, пропаганду знаменательных героических и исторических дат военной истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям старших поколений и основанными ими традициям.
  5. Спортивно-патриотическое воспитание, направленное на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование необходимых качеств для военного службы и готовности к защите Родины.
  6. Поисковая работа по местам боев, поиск и захоронений остатков воинов, павших на полях сражений за оборону Новороссийска и Краснодарского края.

Таким образом, уяснение и конкретизация требований руководящих документов по военно-патриотическому воспитанию курсантов морского вуза позволят более основательно и результативно организовать процесс воспитательно-патриотической деятельности, подготовке нового отряда надежных защитников Отечества.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг». [Электронный ресурс] / http://government.ru/media/files/ (Дата обращения: 09.11.2016).
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. — 2003. — 5 июля.[Электронный ресурс]/http://www.rosvoencentr-rf.ru (Дата обращения: 02.10. 2016).
  3. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны РФ 2004 г. № 70.[Электронный ресурс] / http://www.rosvoencentr-rf.ru(Дата обращения: 02.09 2016).
  4. Путин, В. В. Патриотизм — «это и есть национальная идея» / В. В. Путин [Электронный ресурс] /http://tass.ru/politika/2636647 (Дата обращения: 09.10 2016).
Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, курсантов морского вуза, Российской Федерации, воспитанию курсантов морского, военно-патриотическому воспитанию курсантов, защите Отечества, Вооруженных Сил, Вооруженных Сил Российской, Сил Российской Федерации, патриотического воспитания курсантов, сфере патриотического воспитания, высокого патриотического сознания, защитника Отечества, воспитания курсантов морского, курсантов высокого патриотического, граждан Российской Федерации, Вооруженных Сил РФ, патриотического воспитания граждан, воспитание курсантов морского, ВПВ курсантов морского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle