Библиографическое описание:

Алиев Т. И. Государственно-патриотическое воспитание молодых пограничников: сущность и определение [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В статье на основе анализа подходов отечественных ученых рассматривается сущность государственно-патриотического воспитания молодых пограничников, приводится авторское определение рассматриваемого феномена.

Ключевые слова: воспитание, молодые пограничники, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование

Сложность современной международной и военно-политической обстановки настоятельно требуют активизации патриотического воспитания всех категорий военнослужащих, формирования у них государственной патриотической позиции, готовности к защите священных рубежей Отечества от любого агрессора.

На это постоянно обращает внимание всех должностных лиц Президент Российской Федерации В. В. Путин. В своих выступлениях он указывает, что патриотизм ныне является «общенациональной идеей», скрепом российского многонационального народа, фундаментом и базой сплочения россиян и нашего движения вперед по пути демократии, экономического развития и повышения благосостояния [9].

Для проведения качественной и эффективной воспитательной работы с военнослужащими, в том числе и с молодыми пограничниками у нас создана и действует основательная нормативно-правовая база патриотизма, регламентирующая деятельность всех государственных институтов, армии и флота, общественных организаций.

Важнейшими документами для организации воспитательно-патриотической деятельности являются Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг», Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ и др.

В вышеперечисленных документах излагается государственный подход к патриотизму, понимаемый как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [5].

Государственное понимание сущности патриотизма позволяет ориентировать все государственные институты и общество, в каком направлении осуществить патриотическое воспитание и что понимать под данным термином. Принятая 30.12.2015 года новая пятилетняя Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг». содержит конкретизированную дефиницию термина «патриотическое воспитание» определяемое как «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [3, с. 2–3].

Приведенные выше определения являются основой для государственно-патриотического воспитания молодых пограничников.

Что же следует понимать под феноменом «государственно-патриотическое воспитание» (ГПВ)?

Данный термин введен в практику воспитательной работы Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [6] и определяется как «оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства».

Основными направлениями ГПВ военнослужащих являются:

− формирование активной гражданской позиции личности военнослужащего, позволяющей ему эффективно решать государственные задачи в мирное и военное время;

− наращивание морального духа Вооруженных Сил на основе героических традиций народов России и Вооруженных Сил;

− творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий;

− совершенствование интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов Российской Федерации.

Различные аспекты государственно-патриотического воспитания военнослужащих рассмотрены такими отечественными учеными как А. Т. Абдуллаев, В. Я. Гожиков, Д. Д. Дьяченко, Р. В. Зинькевич, С. В. Манецкая, А. В. Новиков, А. И. Петрова, С. Н. Томилина и др.

Рассмотрим подходы отечественных ученых к определению сущности государственно-патриотического воспитания.

Так, А. Т. Абдуллаев [1] придерживается мнения, что государственно-патриотическое воспитание военнослужащих есть организованная, целенаправленная, систематическая деятельность государственных институтов, командиров, штабов, органов по работе с личным составом, общественных объединений, а также отдельных воспитателей по формированию и развитию у военнослужащих патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении воинского долга в ходе служебно-боевой деятельности. С. Н. Томилина [10] определяет термин «государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» как организованную, целенаправленную и систематическую деятельность администрации, общественных организаций, профессорско-преподавательского состава, факультетов и курсантских подразделений учебного заведения, по формированию и развитию у курсантов знаний истории Отечества и морского транспорта, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина-патриота России, выражающихся в добросовестном и результативном выполнении учебных и служебных обязанностей.

А. В. Новиков [7] трактует термин «государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи» как активный процесс систематического и комплексного воздействия государственных органов, администраций, профессорско-преподавательского состава вузов и общественных организаций на студентов в целях формирования и развития их личности на основе общегосударственных ценностей, выраженных в Конституции и законах РФ. С позиции автора в качестве главных задач государственно-патриотического воспитания студентов следует усматривать воспитание у учащейся молодежи качеств гражданина-патриота России, способности активно участвовать в укреплении и совершенствовании социально-экономических, политических и культурных основ общества, готовности к успешному выполнению обязанностей на гражданской и военной службе, а также в своей профессиональной деятельности.

В. Я. Гожиков [2] утверждает, что государственно-патриотическое воспитание будущих офицеров происходит в процессе культурно-исторической идентификации курсантами себя как продолжателей воинских традиций, интериоризации курсантами положительного образа «Я в профессии», восприятия будущими офицерами профессиональной подготовки и службы в военном училище как государственного и патриотического служения. Автор полагает, что такое воспитание будет успешным при реализации организационно-педагогических условий, включения будущих офицеров в совместную деятельность по изучению и пропаганде отечественной и региональной военной истории; проектирования и конструирования в воинских коллективах ситуаций совместного переживания курсантами патриотических чувств; патриотического содержания взаимодействия будущих офицеров с окружающей военно-учебное заведение социальной средой.

Согласно взглядам Д. Д. Дьяченко [4] государственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения есть целенаправленная деятельность по воспитанию целостной личности, способной отстаивать и защищать интересы государства.

Следовательно, сущность патриотического воспитания молодых пограничников заключается в организации системно-планового и целенаправленного воспитательного воздействия на сознание и чувства военнослужащих, расширения их патриотических знаний, уяснения ими сути патриотизма, его роли для социума, государства, вооруженных сил и личности, формирования твердой государственно-патриотической позиции, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования патриотических качеств каждым воином.

Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [6] акцентирует внимание, что для повышения эффективности системы воспитания военнослужащих необходимо:

− наличие государственных подходов к государственно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, основанных на развитии традиционных российских ценностей, таких как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;

− объединение усилий средств массовой информации, ведомственных, общественных и иных организаций в интересах государственно-патриотического воспитания граждан России;

− осуществление целенаправленной государственной социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей;

− повышение личной ответственности командиров (начальников) за воспитание подчиненных, совершенствование стиля их педагогической деятельности.

А. И. Петрова [8] подчеркивает, что государственно-патриотическое воспитание будет происходить наиболее эффективно и результативно, если оно основано на пропаганде государственной символики и государственного гимна РФ. Автор отмечает, структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственные Флаг, Герб, Гимн. Все эти символы отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.

Таким образом, с учетом вышеизложенного под термином «государственно-патриотическое воспитание молодых пограничников» следует понимать планово организованную, целенаправленную, систематическую деятельность государственных институтов, командиров, штабов, воспитательных органов, общественных организаций по формированию и развитию у молодых пограничников патриотического мировоззрения, научно-патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств и патриотической позиции гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении воинского долга в мирное и военное время.

Литература:

  1. Абдуллаев А. Т. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Т. Абдуллаев. — Москва, 2006. — 191 с.
  2. Гожиков В. Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Кострома, 2001. — 203 c.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг». [Электронный ресурс]/http://government.ru/media/files/ (Дата обращения: 09.11.2016).
  4. Дьяченко Д. Д. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01: — М:, 2001. — 396 с.
  5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. — 2003. — 5 июля.[Электронный ресурс]/http://www.rosvoencentr-rf.ru (Дата обращения: 08.11. 2016).
  6. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны РФ 2004 г. № 70.[Электронный ресурс]/ http://www.rosvoencentr-rf.ru(Дата обращения: 09.11. 2016).
  7. Новиков А. В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Москвы: Дисс. канд. ист. наук: 07.00.02 / Александр Васильевич Новиков. — М., 2005. — 168 с.
  8. Петрова А. И. Государственная символика в воспитании патриотических чувств молодежи [Электронный ресурс] /http://nsportal.ru/shkola (Дата обращения: 03.05. 2014).
  9. Путин В. В. Патриотизм — «это и есть национальная идея» /В. В. Путин [Электронный ресурс] /http://tass.ru/politika/2636647 (Дата обращения: 10.11 2016).
  10. Томилина С. Н. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение / С. Н. Томилина, С. В. Манецкая // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2015. — № 03(107). — С. 219–230.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle