Библиографическое описание:

Кучманова Е. Г., Воронова С. В., Дмитренко Ю. М., Маслова И. В., Карпова И. Н. Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



На современном этапе развития образования, с переходом к личностно-ориентированному обучению возникает потребность в тестовом контроле уже на ступени начального образования. Деятельностный подход предполагает органическое сочетание в тестах развивающей и контролирующей функций и использование так называемого обучающего контроля.

Более того, с введением Единого государственного экзамена возникла необходимость специально готовить ребёнка к новой — тестовой форме контроля, а более широко — мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед экзаменом, создать комфортную обстановку.

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.

В образовательном процессе тесты имеют большое значение, поскольку по результатам их выполнения можно судить не только об уровне знаний, но и о степени развитости некоторых личностных качеств, об успешности или не успешности определённого этапа обучения для всего класса или отдельных учеников. Тесты предполагают наличие у пользователя определённого объёма информации, поэтому они чаще всего используются как метод контроля при закреплении или повторении материала.

В этой связи тестам для учащихся начальных классов отводится особое место. Они должны быть ориентированы не только на решение учебных задач, но и на обучение ребёнка работе с тестом, накопления у него опыта выполнения тестовых заданий, развитие умений контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Применение тестового контроля выполняет несколько функций, среди них диагностическая функция, которая выделяется как самостоятельная. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы затем их устранить.

Воспитывающая функция тестовой проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплинированности учащихся; в подборе для анализа языковых явлений тестов нравственно-этического характера; проверка помогает наилучшим образом организовать себя и своё время.

Таким образом, при тестовой проверке знаний выполняются следующие важнейшие педагогические требования к организации контроля учебной деятельности учащихся:

1) индивидуальный характер, предполагающий осуществление контроля работ каждого ученика, за его личной учебной деятельностью (реализация личностно-ориентированного подхода в обучении), не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива;

2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения русскому языку;

3) разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

4) объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения проверяющего;

5) дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности отдельных заданий и разделов русского языка, а также индивидуальный уровень интеллектуального развития ребёнка, обусловливающий применение в соответствии с этими особенностями различной методики контроля.

Однако тестовый контроль не является «панацеей от всех бед» современной системы образования, поскольку имеет существенные недостатки:

1) не даёт возможности проверить логику рассуждения учащегося;

2) есть большая вероятность ответов наугад;

3) в большинстве тестовых заданий проверяется лишь конечный результат действий;

4) категоричность оценки в ряде случаев не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

5) есть сложность в подготовке и проведении тестового контроля.

При этом тестовая форма контроля знаний даёт возможность свести к минимуму наиболее типичные недостатки традиционных форм, использовать широкий спектр технических средств, дополнить учебный процесс интересной и динамичной системой проверки.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

При составлении теста нужно чётко представлять для чего мы используем тест:

1) для оценки знаний специфических фактов, терминов, понятий;

2) для проверки умения давать определения, понятия, устанавливать их содержание и объем;

3) для проверки знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умения сравнивать и обобщать;

4) для проверки умения представлять материал на графиках, схемах, таблицах [Веселова1999:23–28].

К составлению тестовых заданий предъявляются определённые требования, выделим основные из них:

‒ учёт соответствующих правил;

‒ соответствие содержанию учебного материала;

‒ проведение апробации;

‒ представление краткого и понятного испытуемому материала.

Выделяют установочный, промежуточный, тематический, рубежный и итоговый тесты.

Выбор формы тестового задания зависит от целей тестирования и содержания.

С точки зрения разработчика, тест как форма контроля должен состоять минимум из трёх частей:

1) инструкции;

2) текста задания (вопроса);

3) правильного ответа. [Майоров 2000: 36].

Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя). Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения. Инструкция содержит указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи. Наиболее универсальным, чётким, понятным и однозначным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого вида и заданий на восстановление соответствия.

Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. По нашему мнению, структура и состав вопроса определяется в большей степени содержанием учебного материала. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических правил:

1) основной текст задания включает не более 8–10 слов;

2) каждый тест выражает одну идею, одну мысль;

3) задания формулируются кратко, четко, легко читаются;

4) формулировка заданий не должна содержать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;

5) тесты располагаются по возрастанию трудности;

6) задания формулируются так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения;

7) в число неверных ответов включаются такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;

8) правильные ответы располагаются в случайном порядке;

9) ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми. [Макарова 1992: 56].

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения; уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях;

уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

Правильный ответ или оценочная схема — обязательный атрибут любого тестового задания, без него задание теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено с учётом авторского замысла.

Тестированный опрос многофункционален, так как позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником, помогает учителю в дальнейшем скорректировать проведение уроков.

В процессе преподавания следует использовать тестовые задания. Как показывает практика, во многих школах метод тестирования активно используется на уроках в начальной школе.

Литература:

  1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий. /В. С. Аванесов — М. Центр тестирования, 2003 — с. 217с.
  2. Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий./В. С. Аванесов — М.: Центр тестирования, 2005. — 184с
  3. Алешина, Т. Н. Тесты как форма контроля /Т. Н. Алёшина, Н. В. Савинцева // Начальная школа. 1993.- № 1 — С.42–45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle