Библиографическое описание:

Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 34-37.



In article conditions of adaptation of children of early age to kindergarten are considered. The reasons of fear of children arising at visit of preschool educational institution are analysed.

Keywords: adaptation, early age, tutor, kindergarten, family, parents

Детский сад — это новая ступень в жизни ребенка, первый опыт коллективного общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез. Трудности адаптации изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер).

Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного. Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа — мама», «родители — ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении. Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп проходят по-разному. Залогом легкого вхождения ребенком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой [2].

Воспитатель — это новый человек в жизни каждого ребенка. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь малышу освоиться в новом для него мире, беспроблемно войти в жизнь детского сада.

В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий: на первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе. На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики [4].

Условия адаптации детей раннего возраста должны быть согласованными со стороны родителей и воспитателей. Если воспитатель обладает необходимыми педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей будут лучше, то в этом случае, родители обязательно должны прислушаться, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально схожими [1].

Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в процессе общения, которое не вызывает особого интереса у детей. В этом случае требуется немалая работа со стороны родителей, которые должны активно разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками, то есть готовить детей к интенсивному общению.

Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:

  1. острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто уменьшаются в весе, болеют разного рода заболеваниями, страдают расстройством сна и снижением речевого развития.
  2. подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).
  3. фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития [3].

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками.

Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции.

Тяжелая степень адаптации — эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев), ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др.

Важную роль играет социальная адаптация детей, так как ДОУ является первым социальным институтом, где они приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело, так как страх является постоянным спутником в этом возрасте. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подошел к концу.

Существует масса причин, вызывающих слезы и страх перед детским садом у ребенка:

– тревога, которая обусловлена сменой обстановки (из привычной домашней атмосферы, где мама всегда рядом, малыш попадает в совершенно незнакомое пространство, окруженный массой чужих людей) и режима (ребенку сложно принять и соблюдать нормы и правила жизни группы);

– негативное первое впечатление у ребенка от посещения детского сада — эта причина является одной из ключевых, так как именно первое впечатление зачастую имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в ДОУ;

– психологическая неготовность ребенка к детскому саду — эта проблема является одной из ключевых при поступлении ребенка в детский сад и может быть связана с особенностями индивидуального развития. Эта проблема возникает при нехватке эмоционального общения ребенка с мамой;

– отсутствие элементарных навыков самообслуживания значительно затрудняет нахождение ребенка в детском саду;

– избыток впечатлений — в ДОУ ребенок испытывает много негативных и позитивных переживаний, в результате чего он может переутомиться и как следствие этого — нервничать, капризничать [7].

Воспитатель занимает важное место в жизни ребенка, так как именно он является проводником в новый для ребенка мир. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю нужно помнить несколько правил.

  1. При знакомстве с ребенком, его родителями воспитатель должен выяснить:

– какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д.;

– как называют ребенка дома;

– чем увлекается ребенок;

– какие особенности поведения радуют и настораживают родителей

  1. Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с ДОУ, показать группу, ознакомить с режимом дня в детском саду и обратить внимание на то, насколько домашний режим ребенка отличается от режима в детском саду.
  2. Дать практические педагогические рекомендации родителям, оказать им психологическую, методическую помощь и поддержку по адаптации ребенка к условиям ДОУ.
  3. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу.
  4. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ.
  5. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают [5].

Важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей.

На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее актуальна, так как полностью изменяются условия жизни для ребенка, организму маленького ребенка приходится приспосабливаться к новой температуре, влажности, микроклимату, постоянно присутствующим бактериям в группе. Первичная диагностика ребенка, а также комплекс медико — психолого — педагогических мероприятий способствуют успешному привыканию к условиям детского сада для ребенка.

Литература:

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6 — с.46 –51.
  3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. — Воронеж: Учитель, 2006. — 236 с.
  4. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. — Ростов — на — Дону, Феникс, 2004. — 275 с.
  5. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79 с.
  6. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с.
  7. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С.14–16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle