Библиографическое описание:

Барсукова О. В. «Игры-секретики» для детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 32-34.



Раннее детство — самый счастливый период в жизни малыша и близких ему людей. А еще это пора самых невероятных открытий. Каждый день кроха сталкивается с новыми и новыми загадками. Почему, если положить игрушку на ладошку, а потом сжать ее в кулачок, то игрушку не видно? Почему так весело играть в «ку-ку» и прятки? Что будет, если спрятать фигурку котенка в миску с крупой? А что лежит в коробочках на полках в кабинете психолога? Для малыша мир окутан тайнами, волшебством и секретами, который так и хочется поскорее раскрыть.

Законы развития человека заставляют каждого ребенка в определенный момент самостоятельно начать грандиозную работу осмысливания окружающего мира и самого себя. Деятельность каждого ребенка всегда направлена на получение нового для него результата, новой информации и новых впечатлений. Самой природой предусмотрено это стремление к неизведанному огромному миру: сначала малыш поворачивается в сторону резкого звука, потом поднимает любопытную головку, садится, чтобы получше все рассмотреть, подползает, а затем и подбегает к интересному предмету. За короткий период раннего детства дети овладевают величайшим количеством знаний, умений и навыков. И, тем не менее, этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные разнообразные воздействия со стороны окружающих.

Работая с детьми раннего возраста сложно не заметить неподдельный, живой интерес детей к разного рода играм и игрушкам, содержащим в себе элемент сюрприза и загадки. Условно мы называем такие игры «играми-секретиками».

Эмоциональная окраска игровых занятий очень важна для усваивания малышами новой информации. В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей. «Игры-секретики» очень хорошо решают именно эту задачу.

Во-первых, в предвкушении раскрытия секрета ребенок максимально концентрирует внимание. Характерными особенностями внимания детей раннего возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями и не отличается устойчивостью. Если на первом году жизни внимание ребенка непроизвольно и привлекается кем-то или чем-то, то на втором и, особенно на третьем году, он уже сам может направлять свое внимание на новый предмет и на речь взрослого. Ребенок второго года, при условии наличия высокого уровня заинтересованности, может длительное время самостоятельно играть с каким-либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих его людей. Этим условием, по нашим наблюдениям, и является ситуация разгадки секрета.

Во-вторых, когда тайничок уже раскрыт, малыш искренне радуется, чувствует себя успешным и компетентным. Это очень важный момент проявления инициативности и самостоятельности. Необходимо поддерживать ребенка в его маленьких победах, так как это вклад в ощущение ребенком самоценности, адекватный уровень самооценки и чувства уверенности в себе.

Третьим важным моментом является то чувство единения со взрослым, когда ребенок видит, что родитель разделяет с ним его восторг и поощряет его активность.

В развивающих играх мы активно используют игровые средства, содержащие элементы сюрприза и секрета. Например, начинать занятие по продуктивно-изобразительной деятельности можно с демонстрации красивой музыкальной шкатулки. В шкатулке прячется персонаж, тематически связанный с подготовленными заранее материалами и заготовками для рисунка или аппликации. Когда педагог медленно открывает крышку шкатулки и из нее начинает литься знакомая мелодия, дети, будто завороженные, не отрывают от нее глаз, пытаясь рассмотреть, кто же сегодня пришел к ним в гости. Специалист может загадывать загадки или немного подсказывать, если малыши затрудняются с ответом. Затем дети знакомятся и приветствуют персонажа, делают для него поделки, аппликацию или рисунки. Персонаж благодарит каждого малыша, рассказывает о том, как ему понравилось в гостях у деток, а затем прощается и снова возвращается в музыкальную волшебную шкатулку.

К играм-сюрпризам относятся «Волшебные мешочки» и мешочки с разнообразными наполнителями. Они тоже очень привлекают малышей. Игру можно проводить, положив в красочный мешочек несколько небольших игрушек или фигурок. Ребенок, не заглядывая в мешок должен нащупать пальцами игрушку, угадать и назвать ее. С помощью такой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует такие процессы мышления, как сличение и классификация.

Похожие игры проводятся и с использованием пальчикового бассейна. Для того, чтобы сделать пальчиковый бассейн, в глубокую красивую миску нужно насыпать песок, крупу или что-то из бобовых культур. Затем в наполнитель зарывают маленькие игрушки, ракушки, шарики и т. д. Ребенок не знает, что же прячется в песочке и раскапывает все игрушки. Можно усложнить задание, попросив ребенка закрыть глаза.

Не менее интересны малышам и мягкие игрушки «Мякиши» в виде тематических домиков с открывающимися окнами и дверцами. Одна из любимых игрушек наших ребят «Кошкин дом». Да и в целом, детей очень привлекают макеты домов, построек, разнообразных ферм, особенно если у них открываются ворота, окна и двери.

Особым интересом пользуются специальные деревянные рамки и вкладыши. Одна из наиболее любимых игр — это игра «Угадай-ка», которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра превосходно развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов. Другой вариант развивающих рамок — это серия планшетов «Секретики» российского производителя «Оксва». Играя с такими планшетами, ребенок знакомится с основными геометрическими фигурами и цветами солнечного спектра, детенышами различных животных, понятиями «вверху», «внизу», тренирует память и мышление.

Малыши также очень любят игры в прятки с ярким платочком. Модификаций этой игры существует великое множество. Например, можно прятать под платочек игрушки, а малыш должен их запомнить и перечислить, другой вариант — пока ребенок закрывает глаза, специалист меняет расположение или количество фигурок, а малыш угадывает, кого же не стало под платочком. Детям также интересны различные звучащие блоки и шары.Такая игра развивает слуховое восприятие, учитразличать фигуры по форме и по цвету, различать звуки, сравнивать и обобщать. Кроме того, детям необычайно интересны самые разнообразные коробочки, банки, сундучки, бутылочки с крышками, шкатулки, мешочки, лоточки и прочие емкости.

Любой малыш обожает игру в прятки, всяческие тайны и секреты. Закрытую коробочку стремится открыть практически каждый малыш. Даже те емкости, которые не открываются, подвергаются тщательному экспериментированию. В основе этого явления лежит детская любознательность и пытливость, а также подлинный интерес ко всему окружающему. Это свидетельствует о хорошем уровне сформированности познавательной активности.

Если в раннем возрасте дети стремятся раскрыть секрет, достать спрятанные предметы, то примерно с четырех-пяти лет ярко проявляется детское собирательство. Великолепный исследователь детских душ, Осорина М. В. пишет, что у детей в этом возрасте появляется собственная «сокровищница», которую они оберегают от посторонних. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «сокровища». Мальчики любят все свое носить с собой, и у них роль «сокровищницы» часто выполняет собственный карман. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, редкие монеты и предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. В «сокровищнице» могут находиться также вещицы дареные, перешедшие по наследству от старших или выменянные у других детей. Важно отметить, что туда не кладут предметы, купленные в магазине. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Кроме того, многие привлекательные предметы, подобранные детьми на улице, становятся содержимым девчоночьих «секретов» и мальчишечьих «тайников». Создание так называемых «секретов» в земле — это сохраняющаяся традиция детской субкультуры. Возможно, территориальное размещение «секретов» определяется их глубинной связью с личностью самого ребенка. Делая «секрет», ребенок фактически материализует свое тайное присутствие в данном месте. Он вкладывает в «секрет» кусочек своей души и делает его своим представителем в двух значимых зонах освоенной территории — в ее социальном центре и у ее границ. Периодические посещения и проверки ребенком своих «секретиков» оживляют символическую связь между «Я» ребенка и его воплощением в своем создании, между обозначаемым и обозначающим.

Другой не менее важный момент, связанный с феноменом «секретности» в детстве — это желание приготовить сюрприз для другого человека или любимой игрушки. Уже двух-трехлетний малыш охотно участвует в приготовлении сюрприза для кого-то из близких. Правда, долго сохранять придуманный подарок в тайне детям до 6–7 лет очень трудно. Как только появляется секрет, ребенку не терпится поделиться им с близкими. Особенно с теми, для кого это и должно оставаться секретом.

Детская потребность в секретах, таким образом, имеет свою возрастную динамику. На первых порах малыши открывают коробочки, потом эту потребность удовлетворяют игры в прятки, «в какой руке», «холодно-горячо», различные загадки. Став постарше, ребята начинают создавать целые тайники, сокровищницы и хранилища. Такая естественная и простая возможность построить свой «собственный мир» играет важнейшую роль в процессе личностного развития ребенка.

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — М.: Сфера, 2008.
  2. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1977.
  3. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Речь, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle