Библиографическое описание:

Барсукова О. В. «Игры-секретики» для детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 32-34.



Раннее детство — самый счастливый период в жизни малыша и близких ему людей. А еще это пора самых невероятных открытий. Каждый день кроха сталкивается с новыми и новыми загадками. Почему, если положить игрушку на ладошку, а потом сжать ее в кулачок, то игрушку не видно? Почему так весело играть в «ку-ку» и прятки? Что будет, если спрятать фигурку котенка в миску с крупой? А что лежит в коробочках на полках в кабинете психолога? Для малыша мир окутан тайнами, волшебством и секретами, который так и хочется поскорее раскрыть.

Законы развития человека заставляют каждого ребенка в определенный момент самостоятельно начать грандиозную работу осмысливания окружающего мира и самого себя. Деятельность каждого ребенка всегда направлена на получение нового для него результата, новой информации и новых впечатлений. Самой природой предусмотрено это стремление к неизведанному огромному миру: сначала малыш поворачивается в сторону резкого звука, потом поднимает любопытную головку, садится, чтобы получше все рассмотреть, подползает, а затем и подбегает к интересному предмету. За короткий период раннего детства дети овладевают величайшим количеством знаний, умений и навыков. И, тем не менее, этот бурный процесс развития не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные разнообразные воздействия со стороны окружающих.

Работая с детьми раннего возраста сложно не заметить неподдельный, живой интерес детей к разного рода играм и игрушкам, содержащим в себе элемент сюрприза и загадки. Условно мы называем такие игры «играми-секретиками».

Эмоциональная окраска игровых занятий очень важна для усваивания малышами новой информации. В раннем возрасте дети способны выражать множество эмоций: радость, восторг, удивление, тревогу, доверие, страх, стыд, гнев и др. Ни одну из этих эмоций нельзя назвать «хорошей» или «плохой», «полезной» или «вредной», так как каждая из них чему-то учит ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка понимать сначала свое эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей. «Игры-секретики» очень хорошо решают именно эту задачу.

Во-первых, в предвкушении раскрытия секрета ребенок максимально концентрирует внимание. Характерными особенностями внимания детей раннего возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями и не отличается устойчивостью. Если на первом году жизни внимание ребенка непроизвольно и привлекается кем-то или чем-то, то на втором и, особенно на третьем году, он уже сам может направлять свое внимание на новый предмет и на речь взрослого. Ребенок второго года, при условии наличия высокого уровня заинтересованности, может длительное время самостоятельно играть с каким-либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих его людей. Этим условием, по нашим наблюдениям, и является ситуация разгадки секрета.

Во-вторых, когда тайничок уже раскрыт, малыш искренне радуется, чувствует себя успешным и компетентным. Это очень важный момент проявления инициативности и самостоятельности. Необходимо поддерживать ребенка в его маленьких победах, так как это вклад в ощущение ребенком самоценности, адекватный уровень самооценки и чувства уверенности в себе.

Третьим важным моментом является то чувство единения со взрослым, когда ребенок видит, что родитель разделяет с ним его восторг и поощряет его активность.

В развивающих играх мы активно используют игровые средства, содержащие элементы сюрприза и секрета. Например, начинать занятие по продуктивно-изобразительной деятельности можно с демонстрации красивой музыкальной шкатулки. В шкатулке прячется персонаж, тематически связанный с подготовленными заранее материалами и заготовками для рисунка или аппликации. Когда педагог медленно открывает крышку шкатулки и из нее начинает литься знакомая мелодия, дети, будто завороженные, не отрывают от нее глаз, пытаясь рассмотреть, кто же сегодня пришел к ним в гости. Специалист может загадывать загадки или немного подсказывать, если малыши затрудняются с ответом. Затем дети знакомятся и приветствуют персонажа, делают для него поделки, аппликацию или рисунки. Персонаж благодарит каждого малыша, рассказывает о том, как ему понравилось в гостях у деток, а затем прощается и снова возвращается в музыкальную волшебную шкатулку.

К играм-сюрпризам относятся «Волшебные мешочки» и мешочки с разнообразными наполнителями. Они тоже очень привлекают малышей. Игру можно проводить, положив в красочный мешочек несколько небольших игрушек или фигурок. Ребенок, не заглядывая в мешок должен нащупать пальцами игрушку, угадать и назвать ее. С помощью такой игры ребенок знакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует такие процессы мышления, как сличение и классификация.

Похожие игры проводятся и с использованием пальчикового бассейна. Для того, чтобы сделать пальчиковый бассейн, в глубокую красивую миску нужно насыпать песок, крупу или что-то из бобовых культур. Затем в наполнитель зарывают маленькие игрушки, ракушки, шарики и т. д. Ребенок не знает, что же прячется в песочке и раскапывает все игрушки. Можно усложнить задание, попросив ребенка закрыть глаза.

Не менее интересны малышам и мягкие игрушки «Мякиши» в виде тематических домиков с открывающимися окнами и дверцами. Одна из любимых игрушек наших ребят «Кошкин дом». Да и в целом, детей очень привлекают макеты домов, построек, разнообразных ферм, особенно если у них открываются ворота, окна и двери.

Особым интересом пользуются специальные деревянные рамки и вкладыши. Одна из наиболее любимых игр — это игра «Угадай-ка», которая представляет собой рамку с ячейками, закрывающимися дверками. В ячейках прячутся уточка, зайчик, гриб и елочка. Ребенок для начала самостоятельно изучает рамку, затем взрослый предлагает угадать, за какой крышечкой кто прячется. Игра превосходно развивает память, логическое мышление и способствует соотнесению основных цветов. Другой вариант развивающих рамок — это серия планшетов «Секретики» российского производителя «Оксва». Играя с такими планшетами, ребенок знакомится с основными геометрическими фигурами и цветами солнечного спектра, детенышами различных животных, понятиями «вверху», «внизу», тренирует память и мышление.

Малыши также очень любят игры в прятки с ярким платочком. Модификаций этой игры существует великое множество. Например, можно прятать под платочек игрушки, а малыш должен их запомнить и перечислить, другой вариант — пока ребенок закрывает глаза, специалист меняет расположение или количество фигурок, а малыш угадывает, кого же не стало под платочком. Детям также интересны различные звучащие блоки и шары.Такая игра развивает слуховое восприятие, учитразличать фигуры по форме и по цвету, различать звуки, сравнивать и обобщать. Кроме того, детям необычайно интересны самые разнообразные коробочки, банки, сундучки, бутылочки с крышками, шкатулки, мешочки, лоточки и прочие емкости.

Любой малыш обожает игру в прятки, всяческие тайны и секреты. Закрытую коробочку стремится открыть практически каждый малыш. Даже те емкости, которые не открываются, подвергаются тщательному экспериментированию. В основе этого явления лежит детская любознательность и пытливость, а также подлинный интерес ко всему окружающему. Это свидетельствует о хорошем уровне сформированности познавательной активности.

Если в раннем возрасте дети стремятся раскрыть секрет, достать спрятанные предметы, то примерно с четырех-пяти лет ярко проявляется детское собирательство. Великолепный исследователь детских душ, Осорина М. В. пишет, что у детей в этом возрасте появляется собственная «сокровищница», которую они оберегают от посторонних. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «сокровища». Мальчики любят все свое носить с собой, и у них роль «сокровищницы» часто выполняет собственный карман. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, редкие монеты и предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. В «сокровищнице» могут находиться также вещицы дареные, перешедшие по наследству от старших или выменянные у других детей. Важно отметить, что туда не кладут предметы, купленные в магазине. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Кроме того, многие привлекательные предметы, подобранные детьми на улице, становятся содержимым девчоночьих «секретов» и мальчишечьих «тайников». Создание так называемых «секретов» в земле — это сохраняющаяся традиция детской субкультуры. Возможно, территориальное размещение «секретов» определяется их глубинной связью с личностью самого ребенка. Делая «секрет», ребенок фактически материализует свое тайное присутствие в данном месте. Он вкладывает в «секрет» кусочек своей души и делает его своим представителем в двух значимых зонах освоенной территории — в ее социальном центре и у ее границ. Периодические посещения и проверки ребенком своих «секретиков» оживляют символическую связь между «Я» ребенка и его воплощением в своем создании, между обозначаемым и обозначающим.

Другой не менее важный момент, связанный с феноменом «секретности» в детстве — это желание приготовить сюрприз для другого человека или любимой игрушки. Уже двух-трехлетний малыш охотно участвует в приготовлении сюрприза для кого-то из близких. Правда, долго сохранять придуманный подарок в тайне детям до 6–7 лет очень трудно. Как только появляется секрет, ребенку не терпится поделиться им с близкими. Особенно с теми, для кого это и должно оставаться секретом.

Детская потребность в секретах, таким образом, имеет свою возрастную динамику. На первых порах малыши открывают коробочки, потом эту потребность удовлетворяют игры в прятки, «в какой руке», «холодно-горячо», различные загадки. Став постарше, ребята начинают создавать целые тайники, сокровищницы и хранилища. Такая естественная и простая возможность построить свой «собственный мир» играет важнейшую роль в процессе личностного развития ребенка.

Литература:

  1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — М.: Сфера, 2008.
  2. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1977.
  3. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Речь, 2004.
Основные термины: раннего возраста, детьми раннего возраста, раннем возрасте дети, детей раннего, геометрическими фигурами, раскрытия секрета ребенок, жизни внимание ребенка, детей раннего возраста, раннего детства дети, новой информации, ситуация разгадки секрета, личностного развития ребенка, двух-трехлетний малыш, малыш должен, возрасте дети способны, малыша мир окутан, Ребенок второго года, основными геометрическими фигурами, пальцами игрушку, интересны различные звучащие

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle