Библиографическое описание:

Мухамедин М. М. Детское творчество как объект психолого-педагогического исследования [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



В данной статье рассматриваются понятие, специфика и особенности детского творчества, формирование способности детей к творчеству в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В статье определяются уровни развития творческих способностей и педагогические условия организации многоуровневой творческой игровой деятельности младших школьников.

Ключевые слова: детское творчество, игра, деятельность, творческий процесс, творческие способности, педагогические условия, уровень

Главный итог проведенного исследования состоит в том, что его результаты показывают педагогические условия и методику формирования творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности во внеклассной воспитательной работе. В пользу этого положения свидетельствует выявленное сходство творческого процесса детей и взрослых, а также специфика детского творчества, заключающегося в субъективной природе новизны творческой деятельности детей.

Именно игровая деятельность во внеклассной работе соединяет в себе все те звенья, которые составляют общую цель в любом творческом процессе. Это, во-первых накопление знаний, умений и навыков необходимых для постановки творческой задачи, причем задача эта может иметь самые разные масштабы: от создания сюжетно-ролевых игр до любой самой незначительной поделки. Во-вторых, поиски нужной информации, выдвижение предположения, обдумывание путей выполнения намеченного, первые пробы, прикидки. Если решение не получается быстро, то, в третьих, отход от задачи, переключение внимания на другие виды игровой деятельности. В-четвертых, появление внезапного решения. В-пятых, проверка и завершение работы.

Каждый, кто сталкивается с решением каких-либо даже не очень сложных творческих задач, испытал на себя последовательность этих этапов. Здесь важно подчеркнуть, что игровая деятельность, в процессе которой решается любая задача, есть самостоятельно осуществляемый творческий труд младшего школьника.

В результате творческого труда у младшего школьника последовательно формируются способности к творчеству, основными уровнями развития творческих способностей мы считаем следующие: способность переносить по аналогии или по алгоритмам известные ребенку знания и навыки, варианты решения, приемы творчества в условиях новой игровой ситуации (низкий уровень); способность находить новое решение в комбинации уже известных ребенку идей, навыков, приемов (средний уровень); способность создавать новые способы и конструировать новые приемы и решения конкретной игровой ситуации (высокий уровень).

Однако, мы отмечаем отсутствие резкой границы между каждым из этих уровней способностей, поскольку даже в репродуктивно-исполнительской деятельности могут проявляться элементы творчества. Для младшего школьника самостоятельно найти в предмете новое — это уже творческий акт.

В процессе исследования выявлено, что базой для формирования творческих способностей младших школьников служат те «умственные резервы», новообразования, которые начинают проявляться в этом возрасте: способность к творческому мышлению, а также рефлексия — способность выразить в слове как результат деятельности, ее продукт, так и те способы, приемы с помощью которых этот результат был найден (осознанность мыслительных действий).

Таким образом, подход к исследованию процесса формирования творческих способностей младших школьников в игровой деятельности, с точки зрения «способности к творчеству», позволяет рассматривать ее как результат взаимодействия внутренних свойств, к которым относятся «способность к творческому мышлению», с внешними — личностными и мотивационными («интерес к творчеству») качествами и свойствами младшего школьника. «Способность к творческому мышлению» является фундаментом формирования творческой способности младшего школьника, но преломляется в ней опосредствованно через мотивационную структуру, которая способна тормозить, нейтрализовать и стимулировать проявление творческой способности в процессе игровой деятельности. В этой связи особую значимость начинают представлять три группы готовности к творческим играм: способность к творческому мышлению («могу»), интерес к творчеству («хочу») и нравственный («надо»).

Полученные результаты позволяют уточнить и такое, широко используемое современной психолого-педагогической наукой понятие как «творческие способности», она рассматривается нами как совокупность, синтез индивидуально-психологических свойств и качеств личности, которые позволяют осуществлять поиск, используя при этом нестандартные способы действий, догадку, решать интеллектуально-логические, художественно-образные и жизненно-практические задачи с установкой на открытие нового, неизвестного для себя. Полученные нами данные говорят о том, что «творческие способности» можно рассматривать как универсальную способность личности. Универсальность названной способности, на наш взгляд, раскрывается в том, что сформировавшиеся ее компоненты в каком-то одном виде творческих игр, например, интеллектуальном, сценическом, компьютерном и др. могут проявлять и получать свое дальнейшее развитие в других видах деятельности (познавательной, трудовой, художественной) творческого характера. Кроме того, по мнению ученых, основание рассматривать общие творческие способности как универсальную способность обусловливается ролью и значением детского творчества в развитии внутреннего потенциала личности.

Полученные при исследовании данные показали, что подобное понимание детского творчества самым тесным образом связано с проблемой интериоризации, т. е. переходом существующего состояния вначале во вне, в творческом игровом процессе тех или иных форм поведения, способы и приемы творческой деятельности, во внутрь, или превращение этих внешних форм творческой деятельности во внутреннее состояние личности. Отсюда становится ясным, что, организуя творческие игры младших школьников, педагог тем самым создает возможность внешнего, а потом внутреннего овладения ими тех способов творческого умения, действий, приемов, которые младшие школьники усваивают в процессе взаимодействия с педагогом в игре.

Однако, ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача педагога — заинтересовать младшего школьника, увлечь его полезным игровым занятием, поддержать малейшие творческие успехи, использовать разнообразные приемы стимулирования.

Целенаправленный анализ психолого-педагогической литературы, анализ данных эмпирического исследования и экспериментальной работы дают основание разработать и утверждать многоуровневую систему творческой игровой деятельности младших школьников.

Педагогические условия организации многоуровневой творческой игровой деятельности, включают следующие вопросы методики: отбор содержания и форм организации творческих игр; выбор методов и приемов стимулирования творческих способностей младших школьников; сбор и изготовление необходимых материалов и реквизита для проведения творческих игр; характер взаимодействия педагога и детей в ходе игры; ход игровой деятельности и подведение итогов.

Предложенные в нашей разработанной системе творческие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство творческого и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности ребенка. При проведении творческих игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая творческая игра несла ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт творческой деятельности и общения, развивала совместную и индивидуальную активность и ответственность.

Как показывают данные исследования, с полным основанием игру можно рассматривать как вид творческой деятельности, поскольку игровая деятельность не имеет своей основы готового опыта или чисто исполнительской функции, она включает в себя творчество, собственный поиск, сообразительность, отбор, инициативу, собственную оценку своих действий.

Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что младшие школьники, имеющие определенные успехи в творческих играх, чувствуют себя увереннее в других сферах деятельности (познавательной, трудовой, художественной), когда сложившаяся ситуация требует быстрого принятия решения, фантазии, творческого подхода к решению задачи.

В процессе исследования выявлено, что практически все младшие школьники из экспериментальной группы стали активнее на уроках, у многих из них удалось снять барьер «интеллектуальной неполноценности». Немаловажен и тот факт, что часть ребят, собираясь по своей инициативе, без педагога, продолжали заниматься освоенными творческими играми, вовлекая при этом в свой круг новых участников и даже пытаясь самостоятельно изобретать новые аналогичные игры. В этом случае, по-видимому, можно говорить уже о формировании устойчивого интереса к творчеству и о возникновении процесса самосовершенствования, самовоспитания учащимся своего мышления, исходным «трамплином» для которого послужили творческие игры под руководством педагога.

Результаты теоретического изучения проблемы и итоги опытно-экспериментальной работы подтвердили исходные положения гипотезы и убедительно показал возможность целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности и позволили сделать следующие выводы и методические рекомендации:

– специфика детского творчества заключается в субъективной природе новизны творческой деятельности детей;

– основой творческих способностей являются интеллектуальные и мотивационные компоненты, как способность к творческому мышлению и интерес к творчеству;

– учителя начальных классов должны овладеть теоретическими знаниями о сущности формирования творческой способностей младших школьников в игровой деятельности;

– важным условием, обеспечивающим формирования творческих способностей младших школьников, является характер взаимодействия педагога и детей в ходе игры;

– эффективной формой вовлечения младших школьников в игровую деятельность во внеклассной работе является организация в школе клуба «Друзей творческих игр»;

– разработанные многоуровневая система творческой игровой деятельности и методика педагогического руководства процессом организации творческой игровой деятельности младших школьников могут быть использованы в практике работы педагогических ВУЗов, в условиях многоступенчатого образования педагогических колледжей, институтов усовершенствования учителей, общеобразовательных школ, лицеев.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования творческих способностей младших школьников в процессе игровой деятельности. Требуется дальнейшая научная разработка совершенствования содержания, форм и методов формирования творческих способностей школьников в педагогическом процессе; определение основных направлений подготовки учителей к работе по реализации творческих способностей школьников на материале учебных дисциплин во взаимодействии учителя и учащихся как субъектов деятельности.

Литература:

  1. Евсеева Т. Г. Деятельностная концепция творчества в образовании. Авто-реф. дис... канд. философ. наук. Алматы, 1993.
  2. Нургалиева Г. К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности: Дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук.— Алматы, 1993.
  3. Тэкакс К., Карне М. М. Одаренные дети: Пер. с анг./Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.
  4. Туник Е. Е.,Опутникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005.
  5. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1972.
  6. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977.
  7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей.- СПб.: Изд. «Питер», 2000.
  8. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1984.
  9. Лук А. Н. Психология творчества. — М., 1978.
  10. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle