Библиографическое описание:

Юдинцева М. С. К вопросу об использовании активных методов обучения в курсе РКИ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 100-103.



В статье рассматривается курсовая форма обучения РКИ как образовательная платформа для применения активных методов с целью формирования коммуникативной и самообразовательной компетенций учащихся.

Ключевые слова: курсовое обучение, коммуникативная компетенция, самообразовательная компетенция, активные методы, РКИ

Возрастающий интерес к культуре России и русскому языку в мире, стимулируемый различными государственными программами (проекты Россотрудничества по поддержке и продвижению русского языка и культуры, проекты фонда «Русский мир», направленные на популяризацию русского языка и поддержку программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом, сотрудничество ведущих вузов России по преподаванию методики РКИ с зарубежными преподавателями-русистами, программы по интеграции российского образования в мировую образовательную систему и др.), способствует формированию социального заказа общества на образовательный продукт. Кроме того, научно-технический прогресс и усиливающаяся мировая интеграция диктуют свои требования относительно качеств личности. В современных условиях человеку необходимо быть особо активным, самостоятельным, инициативным, ответственным. Знания и навыки, полученные однажды в школе или университете, постепенно устаревают, теряют свою актуальность, в связи с чем общество должно предусматривать «непрерывное образование на протяжении всей жизни по принципу подключения — отключения» [1, с. 441]. Особенно это важно при изучении иностранного языка. Любой язык не только хранит историю, культуру и систему ценностей народа, но и отражает актуальные процессы, происходящие в обществе. Истории известны случаи, когда люди, выучив систему грамматических категорий и лексических номинаций того или иного языка, попадали в ситуации коммуникативных неудач, имеющих самые разные последствия.

Курсовая форма обучения РКИ, наиболее полно отражая обозначенный ранее принцип «подключения — отключения» в образовании, в отличие от академических форм обучения, характеризуется:

‒ ориентированностью курса вообще и учебного материала в частности на определенную группу учащихся (возрастную, профессиональную);

‒ зависимостью сроков обучения от объема куса и периодичности занятий;

‒ практической направленностью программ, предполагающих отбор учебного материала и поэтапно-концентрическое его представление;

‒ вариативностью изучаемого материала в зависимости от требований и интересов учащихся;

‒ фрагментарностью изучения русского языка учащимися по отношению к предыдущему обучению;

‒ дополнительностью курсов относительно основной деятельности учащихся;

‒ гибкостью структуры;

‒ активным характером занятий.

Открытость, гибкость и вариативность курсов делают эту форму обучения привлекательной для самых различных групп учащихся, имеющих самые разные профессиональные и личные интересы. Добровольный выбор курсов по изучению РКИ говорит о том, что учащиеся, имея какой-либо основной вид деятельности, хотят самосовершенствоваться и самообразовываться, что свидетельствует об их желании «идти в ногу со временем» и быть адаптированными к жизни в супериндустриальном обществе. Помочь учащимся сформировать необходимые для этого компетенции — задача преподавателей по РКИ.

Впервые проблема языковой компетенции рассматривается Н. Хомским в 1965 году. Известный лингвист описал различия между идеализированной̆ компетенцией̆ носителя языка, включающей̆ грамматические правила, лексику и синтаксис, с индивидуальным перфомансом, включающим производство и восприятие речи. В 70-х гг. последователи Н.Хомского (R. Campbell, R. Wales, D. Hymes) отметили необходимость выделения социокультурного компонента в дихотомии «компетенция-перфоманс», а также сформулировали понятие коммуникативной̆ компетенции, отражающей̆ язык в его активном использовании.

Авторы Словаря методических терминов дают следующее определение компетенции: «Совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-л. деятельности на основе приобретенных знаний, навыков и умений» [2, с. 107]. Таким образом, уровень владения языком характеризует компетенция, которая включает в себя языковую (или лингвистическую), речевую и коммуникативную компетенции. В современной литературе перечень компетенций дополняется социокультурной, дискурсивной, стратегической, социальной̆ компетенциями. Позднее главенствующая роль отводится коммуникативной компетенции, в которой, в свою очередь, выделяются следующие компетенции:

‒ лингвистическая компетенция, которая является основным компонентом

‒ коммуникативной̆ компетенции и понимается, прежде всего, как способность учащегося конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения;

‒ социолингвистическая (речевая) компетенция заключается в умении выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной̆ цели и намерения говорящего, социальной и функциональной роли коммуникантов;

‒ дискурсивная компетенция понимается как способность учащегося использовать определенную стратегию для конструирования и интерпретации текста (письменного или устного);

‒ социокультурная компетенция подразумевает знакомство учащегося с национально-культурной спецификой русского речевого поведения, отражающей̆ обычаи, правила, нормы и т. п., т. е. страноведческие знания;

‒ социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный акт с другими людьми, что непосредственно связано с мотивами, потребностями в общении и собственной самооценкой;

‒ стратегическая компетенция позволяет учащемуся компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка [3, с. 15].

Все обозначенные компетенции необходимо развивать на занятиях по РКИ. Однако принцип «образование на протяжении всей жизни», особенно актуальный при изучении иностранного языка, требует также развития самообразовательной компетенции учащихся. В данном случае самообразовательная компетенция понимается как характеристика личности, отвечающая за ее готовность и способность поддерживать и повышать уровень владения иностранным языком. Развитие обозначенной компетенции возможно только при самообразовательной деятельности, которая происходит на основе синтеза управления со стороны преподавателя и самоуправления студента. Таким образом, на занятиях по РКИ необходимо развивать как коммуникативную компетенцию (со всеми входящими в нее компетенциями), так и самообразовательную, которая помогает не только в овладении изучаемым языком, но и в формировании способностей к саморазвитию.

Важно заметить, что при курсовой форме обучения, как правило, не стоит острой проблемы в виде мотивированности учащихся. Слушатели курсов добровольно выбирают изучение РКИ, больше того, от их интересов и требований зависит содержание учебной программы. Благодаря этому мотивационный компонент, необходимый для осуществления самообразовательной деятельности, обусловлен потребностями языковой личности, а это, в свою очередь, способствует самосовершенствованию в области изучаемого языка.

Однако, чтобы сформировать способность учащегося самостоятельно пользоваться изучаемым языком и совершенствовать умения иноязычного общения вне занятий, необходимо создание соответствующих условий образовательного процесса, что предполагает применение активных методов обучения.

Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Организация обучения по данному методу дает возможность рассматривать различные явления нашей жизни через призму их диалогового характера. В таком случае задачей процесса обучения становится вовлечение учащегося в диалог с акцентом на формирование коммуникативной и самообразовательной компетенций. Решение данной задачи создаст предпосылки для развития активной, творческой, инициативной и самосовершенствующейся личности.

Использование активных методов в условиях курсовой системы обучения РКИ строится на практической направленности обучения, моделировании жизненных ситуаций, использовании различных (индивидуальных и коллективных) форм деятельности, использовании ролевых игр, анализе и оценке учащимися обстоятельств и ситуаций общения. При изучении РКИ необходимо как знание грамматических, лексических конструкций, так и умение на изучаемом языке осмысленно работать с информацией, выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую информацию, а значит анализировать и оценивать ее.

Ключевым понятием, определяющим смысл активных методов, становится понятие «взаимодействие», выражающееся в умении учащегося работать с различного рода информацией, с различными взглядами и позициями, в умении интерпретировать ситуацию, а также в умении принимать собеседника, адекватно реагировать на его высказывания на изучаемом языке, в умении работать в команде. Таким образом, при использовании активных методов на занятиях по РКИ у учащихся формируются универсальные навыки, которые в современной жизни играют ключевую роль.

Классифицировать активные методы можно по их ведущей функции, выполняемой в педагогическом взаимодействии:

‒ методы создания благоприятной атмосферы или методы организации коммуникации. В самом начале занятия необходимо провести этикетную беседу, тем самым актуализировав пройденный ранее материал и активизировав учащихся. Так, к примеру, ранее изучив лексику по теме «Погода», можно попросить представить свое настроение в виде прогноза погоды. Глагол «писать» с приставками можно актуализировать, сообщив, что вам пришло письмо, в котором что-то написано, переписано или записано. Далее, конечно, должна последовать дискуссия о том, пишут ли учащиеся письма и какого жанра. На данном этапе необходимо использовать и методы целеполагания. На разноцветных листах можно предложить учащимся зафиксировать свои ожидания и опасения от предстоящего урока. А в конце занятия необходимо вернуться и рассказать, насколько оправдались ожидания и опасения, что этому способствовало. Можно поработать с листом целеполагания (заранее подготовленным преподавателем) и попросить учащихся отметить в нем то, чем они хотят заниматься сегодня, после этого преподавателю необходимо организовать группы, каждая из которых должна выбрать по теме (обобщив все результаты).

‒ методы презентации учебного материала. Используя данные методы, преподаватель может задействовать различные виды речевой деятельности. Предложив учащимся текст по актуальной и интересующей теме, можно попросить отметить в нем то, что уже известно, что неизвестно, что знакомо, но забыто (это касается как грамматических конструкций и лексики, так и фактов, о которых повествуется в тексте). После этого учащимся необходимо поработать в парах и объединить результаты. Возможно, что на этом этапе все вопросы прояснятся, а, возможно, учащимся придется объединить их, чтобы задать другой группе учащихся или преподавателю. На продвинутых уровнях владения русским языком учащимся можно предложить заполнить «Бортовой журнал», где будут отражены основные тезисы, проблемы и способы их решения по какой-либо актуальной теме.

‒ методы организации обмена деятельностями и смыслотворчества предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся, а также создание какого-либо проекта (написание сказки, организация встречи, дебатов и пр.). На занятиях можно организовать «Жужжащие группы», где каждому участнику отводится определенная роль (руководитель проекта, дизайнеры, ораторы, следящие за временем и др.), «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания», «Интервью», «Пресс-конференция», «Сочиняем рассказ» и др.

‒ методы рефлективной деятельности направлены на самоанализ и оценку учащимися своей деятельности в ходе педагогического общения. Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Рефлексивный ринг», «Поэтический конкурс» (синквейны, хокку, диаманты), «Комплименты» и др.

Таким образом, для каждого этапа практического занятия используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-предъявительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает субъектные отношения участников педагогического процесса, где преподаватель и студенты являются субъектами собственного формирования и развития. Использование активных методов способствует развивитию не только самообразовательной компетенции учащихся, но и профессионализма преподавателей, стимулируя их творческий и методический поиск. Открытая и гибкая структура курсового обучения представляет много возможностей для использования активных методов обучения в курсе РКИ.

Литература:

  1. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. 557 с.
  2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
  3. Пороговый уровень. Русский язык. Том 1. Повседневное общение/Т. Г. Волкова, Е. Л. Корчагина, А. Л. Кузнецов, Е. М. Орлова, Н. И. Самуйлова, Е. М. Степанова, Л. Б. Трушина, П. Г. Чеботарев / Рук. Проекта Е. М. Степанова. — Совет Европы Пресс, 1996. — 266 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle