Библиографическое описание:

Богатырева А. В. Взаимосвязь нарушений звукопроизношения с аномалиями строения органов артикуляции [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 23-24.



За последнее время, по данным статистики, существует тенденция к значительному увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Нарушения речи носят разнообразный характер, но для родителей наиболее очевидно и значима звукопроизносительная сторона речи, с чем они и обращаются к логопедам. Речь маленьких детей в период ее формирования может отличаться недостатками звукопроизношения, но все возрастные «неправильности» звукопроизношения в норме исчезают у детей к 4–5 годам. Однако, в силу различных причин у некоторых детей возрастные звукопроизносительные дефекты не исчезают, а принимают стойкий характер и такое нарушение речи называется дислалией. Одна из причин механической дислалии — анатомические дефекты периферического отдела речевого аппарата (языка, губ, зубов, верхней и нижней челюсти, мягкого и твердого неба). Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению произношения звуков речи, наиболее распространены: укороченные уздечки языка и губ, а также дефекты в строении челюстей, что приводит к аномалии прикуса. Что такое прикус, и какие это нарушения?

Прикус — взаиморасположение верхних и нижних зубных рядов при смыкании относительно друг друга. Нормальным считается такой прикус, когда при смыкании верхние зубы на 1/3 перекрывают нижние. К сожалению, в последнее время, нарушения прикуса все чаще и чаще встречается у детей. Из 38 обследованных нами детей пятилетнего возраста, у 16 из них наблюдается нарушение прикуса, это составляет 42 %. Какие это нарушения?

‒ верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате чего нижние передние зубы не смыкаются с верхними (дистальный прикус)

‒ нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти (мезиальный прикус)

‒ между зубами верхней и нижней челюсти при смыкании остается промежуток (открытый прикус)

‒ внешнее или внутреннее отклонение зубов нижней зубной дуги относительно верхней в боковом направлении (перекрестный прикус)

Более 75 % роста челюстно-лицевых структур у ребенка происходит в возрасте от 1 до 5 лет (в период молочного прикуса), и звукопроизносительная сторона речи формируется у дошкольников от 2,8 до 5,5 лет. То есть, чем раньше появились анатомические дефекты органов артикуляции, тем более вероятнее, появление устойчивых дефектов фонетического строя речи. Каковы же причины возникновения аномалий органов артикуляции? По данным медицинских источников около 30 % составляют наследственные факторы, а 70 %-это приобретенные анатомические дефекты. Поэтому очень важно проводить среди родителей просветительскую работу, своевременно информировать о методах предупреждения подобных аномалий и устранения их причин.

К факторам, которые могут спровоцировать патологию зубочелюстной системы и нарушения звукопроизношения можно отнести:

1. Искусственное вскармливание, длительное кормление ребенка только через соску (до годовалого возрасте и более), отсутствие в рационе ребенка твердой пиши. Функция жевания у детей формируется к моменту прорезывания жевательных зубов, т. е. к 2,5–3 годам. Если в этом возрасте ребенка кормят только мягкой и протертой пищей, жевательная функция формируется медленно по причине отсутствия необходимой нагрузки на жевательные мышцы.

2. Вредные привычки, к которым относятся:

длительное сосание пустышки, сосание и прикусывание пальцев, щек, губ, посторонних предметов (например, уголков одеяла)

К примеру, сосание нижней губы и большого пальца приводит к удлинению верхнего зубного ряда, а прикусывание и сосание верхней губы способствует удлинению нижнего зубного ряда. В зависимости от того, между какими зубами ребенок прокладывает палец, формируется несмыкание зубов и смещение нижней челюсти.

3. Нарушение функции дыхания. В норме ребенок должен дышать через нос (носовое дыхание). Нарушение носового дыхания, вследствие частых простудных заболеваний, хронических ринитов, аденоидов, тонзиллитов и т. д. приводит к тому, что ребенок вынужден дышать ртом.

При ротовом типе дыхания рот ребенка постоянно полуоткрыт, язык часто находится в межзубном положении, что приводит к деформации лицевого скелета, замедлению роста костей верхней челюсти, нарушениям звукопроизношения.

4. Нарушение осанки. Важным условием нормального развития зубочелюстной системы является правильная осанка. В норме голова и корпус образуют одну вертикальную линию. Если у ребенка наблюдается переднее положение головы, относительно позвоночника, асимметрия плеч, лопаток, это может привести к аномалиям прикуса. В группе риска оказываются дети, у которых наблюдается привычное неправильное положение тела и головы во время сна.

‒ сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью рукой руки, сжатый в кулак.

‒ привычка спать на спине, запрокинув голову назад или склонив на грудь, что ведет к нарушению роста нижней челюсти.

‒ высокое изголовье спального места, когда голова ребенка наклоняется вперед (при этом нижняя челюсть смещается вперед)

А также: неправильная посадка за столом, привычка поддерживать голову ладонями, опираться на локти и подбородком на руку. Все это вызывает асимметричные изменения в плечевом поясе, которые могут привести к формированию перекрестного прикуса.

Мы назвали некоторые, но весьма распространённые факторы, которые предрасполагают к появлению деформаций строения зубочелюстной системы и нарушениям фонетической стороны речи.

Из всего вышесказанного следует:

1.Важным звеном в профилактике речевых нарушений является предотвращение негативных факторов и устранение вредных привычек у детей.

Для исправления уже проявившихся аномалий зубочелюстной системы врачи- ортодонты рекомендуют проводить с детьми миогимнастику (упражнения для укрепления челюстно-лицевой мускулатуры) с 2,5-Зх лет. При регулярном проведении миогимнастики у детей происходит коррекция типа дыхания, укрепляется круговая мышца рта, нормализуется челюстно-лицевое развитие.

2.Коррекционная работа логопеда по формированию правильного звукопроизношения у детей с анатомической патологией органов артикуляции должна проводиться совместно со стоматологом, ортодонтом с целью достижения максимального результата.

Литература:

  1. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М., ВЛАДОС 1998
  2. Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — М., АРКТИ, 2002
  3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Волосовец Т. В., Горина Н. В., Зверева Н. И. и др. — М., АКАДЕМИЯ 2000
  4. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Костина Я. В., Чапала В. Н. — Библиотека журнала «Логопед» — Т. Ц. СФЕРА 2008
  5. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. — М., КНИГОЛЮБ 2003

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle