Библиографическое описание:

Молдыбаева А. И., Масленкова В. А., Ширшикова М. Е. Технологический аспект процесса обучения математике, ориентированного на формирование личностных результатов обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 188-189.



Перед современными учителями стоит задача формирования не только предметных знаний и умений, но и формирования метапредметных и личностных результатов обучающихся средствами различных предметных областей. В последнее время появились многочисленные публикации результатов исследования проблемы формирования метапредметных умений обучающихся в процессе обучения математике, в которых содержатся конструктивные методические и технологические решения [1, 2, 3, 4, 5, 6 и др.], чего нельзя сказать о проблеме формирования личностных результатов обучающихся. Между тем, именно личностные результаты в новых стандартах ставятся на первый план и выступают в качестве условия успешного достижения других образовательных результатов, поскольку позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Изучение математики в основной школе может способствовать достижению следующих целей в направлении личностного развития:

– развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

– формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

– освоение различных социальных ролей;

– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

– развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

– становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;

– развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

– освоение морально-этических норм и правил и др. [7].

Одной из актуальных задач в решении проблемы формирования личностных результатов является разработка соответствующих технологических аспектов, которые могут выступать определёнными рекомендациями для организации процесса обучения математике. Данный аспект включает в себя совокупность методов, форм и средств обучения, способствующих формированию личностных результатов обучающихся и соответствующих рекомендаций по их применению в процессе обучения математике. В данной статье подробнее остановимся на методах обучения.

Методы обучения математике, ориентированные на формирование личностных результатов обучающихся, должны удовлетворять следующим требованиям:

– обеспечивать в процессе обучения математике сформированность основы саморазвития и самовоспитания;

– создавать возможность для формирования у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– позволять сформировать навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности;

– позволять обучающимся осознать и оценить собственное поведение, а также поведение других членов ученического коллектива через призму общечеловеческих ценностей;

– создавать возможность для формирования у обучающихся готовности и способности к образованию и самообразованию.

Наиболее подходящими методами, с учетом вышеописанных требований, являются:

метод проектов, который позволяет организовать целенаправленную, в целом самостоятельную деятельность обучающихся, осуществляемую под гибким руководством учителя, направленную на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Использование метода проектов в процессе обучения математике позволяет сформировать у обучающихся навыки сотрудничества, так как основная форма работы, при использовании данного метода, групповая, способность к самообразованию и др. При этом создаются условия для самоопределения обучающихся, формирования их гражданской позиции [6].

ролевые / деловые игры — интерактивный метод, которыйпозволяет организовать обучение математике через призму собственного опыта обучающихся, путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации. При этом создаются условия, способствующие формированию субъектной позиции обучающихся, позволяющие расставить ориентиры на будущее и понять, с какой сферой жизнедеятельности они хотели бы себя связать, тем самым способствуют профессиональному и социальному самоопределению [1].

проблемный метод — организованный учителем, в нашем случае учителем математики способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что обучающийся должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.

Таким образом, для достижения личностных результатов обучения, необходимо использовать в совокупности вышеописанные методы, т. к. каждый метод формирует разные результаты.

Литература:

  1. Тумашева О.В., Абрамова Е.В. Учебная деловая игра в процессе обучения математике // Вестник ОГУ. 2016. № 2 (190). С. 62 — 66.;
  2. Тумашева О.В. Конструктор метапредметных заданий по математике // Математика в школе. 2016. № 7. С. 23 — 27.;
  3. Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 31 — 34.;
  4. Тумашева О.В. Формирование метапредметных умений: проблемы и пути решения // Математика в школе. 2016. № 4. С. 35 — 38.;
  5. Шкерина Л.В., Григорева Ф.А., Ракуньо Ф. Формирование метапредметных умений учащихся в процессе обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1(31). С. 74 — 78.;
  6. Шкерина Л.В., Константинова А.С., Курсиш И.Ф. Формирование метапредметных умений школьников в условиях проектного обучения математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 39 — 42.;
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.
Основные термины (генерируются автоматически): обучения математике, личностных результатов, процессе обучения математике, Формирование метапредметных умений, формирования личностных результатов, формирование личностных результатов, процесса обучения математике, Тумашева О.В, Вестник КГПУ, формирования метапредметных, личностных результатов обучения, проблеме формирования личностных, проблемы формирования личностных, формированию личностных результатов, обучения математике сформированность, формирования метапредметных умений, Методы обучения математике, проектного обучения математике, аспект процесса обучения, метапредметных умений школьников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle