Библиографическое описание:

Насретдинова Л. М., Хусаенова А. А., Асадуллина Т. С., Газимов А. Х. Проектно-проблемный подход в решении задач повышения качества обучения и воспитания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 14-15.



Опережающий характер профессионального образования требует формирования готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня», в том числе за счет повышения его адаптационных возможностей. Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) — актуализированное в определенной профессиональной ситуации потенциальное действие [1].

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности для обучающегося становится не столько результативность в изучении предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности студента через активные способы действий. Студент, работая над проектом, проходит стадии:

‒ планирования;

‒ анализа;

‒ синтеза;

‒ активной деятельности.

В современной же педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. В своей практике мы используем данный метод при проведении научно-исследовательской работы со студентами во внеурочное время.

При организации работы студентов по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа студентов, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему. Выступление перед аудиторией вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести ее до слушателей. Работа над моделью, графиками, диаграммами развивает ответственность за решение, пространственное воображение, объемное видение проекта, умение работать в группе.

Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Но эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, студенты постигают всю технологию решения учебных задач — от постановки проблемы до представления результата. Проекты создаются по самым разным областям медицинской деятельности, благодаря чему студенты знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, здоровьем человека и природы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с будущей профессией, приобретаются практические навыки. Достигается связь теоретических знаний с практическими умениями. Наконец, метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполнение проектной работы можно рассматривать как один из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности. В процессе выполнения проекта многие студенты впервые преодолевают также и привычную дидактическую среду, для которой характерна процедура объяснения — инструкции. Потом следует предъявление образца действия, затем — воспроизведение по образцу. Студенты впервые встречают задачи, у которых нет единственно правильного решения. Мы сталкиваемся с боязнью ошибочных действий, которая усиливается страхом перед снижением оценки. Часто студенты боятся обращаться за помощью, открыто сообщать о возникающих проблемах. В этом случае стараемся стимулировать обращение студентов за конструктивной помощью, правильное составление такого запроса. В проектной деятельности студенты понимают необходимость нахождения решения, стремление к результату. Хорошим подспорьем к подведению студентов к научно-исследовательской работе, проектному методу стало использование теории поэтапного (планомерного) формирования знаний, умений и умственных действий П. Я. Гальперина, Н. А. Талызиной, которая предполагает три подсистемы:

1) учение об ориентировочной деятельности;

2) учение о типах и видах действий;

3) учение об этапах формирования умственных действий:

а) мотивационный как этап создания положительной мотивации учения;

б) этап составления схемы ориентировочной основы действия;

в) этап выполнения действий в материальном или материализованном виде, с развернутостью всех входящих в него операций и с осознанием каждой из них;

г) этап преобразования материализованного действия (или его ориентировочной части) во внешне речевое;

д) этап формирования действия в беззвучной устной речи;

е) этап формирования действия в умственной форме.

Использование данной технологии, основанной на психологических принципах, особенно значимо в работе с первокурсниками. Контингент наших студентов разный: есть студенты из городских школ с неплохой учебной базой и сформированными навыками самостоятельной работы, есть студенты из близлежащих районов, из сельских школ, мало знакомых с исследовательской работой, работой с первоисточником, дополнительной энциклопедической литературой. С первых дней обучения студенты должны готовить сообщения, доклады, представлять в течение года рефераты. Подготовленные учащиеся неплохо справляются с данными видами работы, а со студентами из сельских школ приходится проводить индивидуальную подготовительную работу. В этом случае технология П. Я. Гальперина оказывает неоценимую услугу. Она помогает преодолеть психологический барьер при работе с первоисточником, научными трудами. Студент учится выделять главную мысль, подкреплять ее фактами, тем самым развивая логическое мышление. На следующем этапе студент развивает навыки научного подхода: аргументированно доказывает ключевые понятия, учится сопоставлять факты.

На следующем этапе воспроизводит свою работу: выступает с сообщением перед группой, тем самым закрепляет в уме материал исследования. Таким образом, у студента появляется желание, потребность в новой деятельности. Он уже не довольствуется просто выявлением каких-то фактов из готового источника, а пробует сам анализировать, исследовать, добиваться результата. С такими исследовательскими работами студент, группа студентов могут выступать на научно-практических конференциях.

В прошедшем учебном году нами была опробована форма работы «Проектно-проблемный подход» со студентами с целью формирования творческого мышления, закрепления исследовательских навыков, умений анализировать и синтезировать полученные знания. Проектно-проблемная образовательная технология включает такие виды деятельности, как учеба, общение, творческий труд. Студенты попадают в специфические условия активной, самостоятельной творческой деятельности, существенной составляющей которой является исследовательская работа.

Таким образом, применение современных педагогических технологий ведет к совершенствованию учебного и воспитательного процессов, улучшению профессиональной практической подготовки будущих специалистов, более тесной взаимосвязи теории и практики, повышению качества обученности и воспитанности студентов.

Литература:

  1. Хусаенова А. А. Компетентностный подход в высшем образовании // Образование и воспитание. — 2015. — № 4. — С. 23–26.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle