Автор: Коваленко Сергей Анатольевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Библиографическое описание:

Коваленко С. А. Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 45-47.



Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе СПО

В самом общем смысле под интеграцией в образовании можно понимать процессы объединения, синтеза или кооперации, происходящие или осуществляемые в образовании относительно объектов различной природы. Тогда можно говорить об интегрированных образовательных процессах, системах, учреждениях и иных объектах. Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, которое требует особо компетентного управления со стороны субъектов управления различного уровня (от педагога до чиновника). Характеристики интеграционных процессов могут отличаться как по своему объекту, так и по уровню образовательной системы (начальное, среднее, среднее специальное или высшее образование) или ее виду (школа, училище, университет и т. п.).[4, с. 42]

Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему образования.

Вопросы педагогической интеграции на методологическом, теоретическом и практическом уровнях рассмотрены в работах М. Н. Берулавы, В. Д. Семенова, B. C. Безрукова, Г. Ф. Федорец и др.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Для интегративного обучения характерно и формирование обобщенных предметных структур и способов деятельности, системность в обучении, его проблемность и диалогичность. Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, формирует комплексный подход к различным дисциплинам, позволяет достичь межпредметных обобщений и рассмотреть многие явления с разных сторон, повышает качество знаний и интерес к учебному материалу, приобщает к научно-исследовательской деятельности и т. п.; развивает коммуникативные способности, способности к сотрудничеству, построению эффективных межличностных отношений, формированию системного и интегративного типа мышления способствует целенаправленному преодолению трудностей, становлению критического, диалектического и альтернативного мышления, выработке системных знаний, формированию умений решать комплексные межпредметные задачи.

Дальнейшее развитие профессионального образования направлено на подготовку высококвалифицированных специалистов. С этой целью необходимы изменения, которые обеспечат повышение качества образования выпускников и приведение их компетенций в соответствие с запросами времени. Компетентностный подход в профессиональном образовании формирует новую сущность будущего специалиста.

Одной из современных методик преподавания, в последнее время, является методика интегрированного обучения. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Студенты часто не видят взаимосвязи между отдельными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений и процессов. На интегрированных занятиях становится возможным рассмотреть многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного студента. Студенты на интегрированных занятиях имеют возможность получать более глубокие и разносторонние знания, используя информацию разных дисциплин, совершенно по-новому осмысливая события, явления, процессы. Интегрированные занятия дают возможность для синтеза знаний, формируют умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на таких занятиях происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, способной принимать решения. Интегрированные занятия побуждают интерес к предмету, снимают напряжённость, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала.

Интегрированный занятие — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы. Такое занятие позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетает в себе методы различных дисциплин, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного занятия:

‒ специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадется на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

‒ специфическая (объединённая) цель, которая может быть поставлена, например, для более глубокого целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

‒ широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е., углубленное осуществление межпредметных связей.

Интеграционное занятие способствует формированию целостной картины мира и повышению и развитию интереса к предметам. Оно создает оптимальные условия для развития мышления и направлено на лучшее усвоение программного материала.

Интеграцию можно использовать на занятиях разного типа. Это могут быть уроки формирования новых знаний, уроки повторения, систематизации и обобщения знаний.

Интегрированные занятия дают следующие преимущества:

‒ помогают сознательному усвоению материала;

‒ формируют умения переносить знания из одной отрасли в другую;

‒ позволяют по-новому осмыслить явления, события;

‒ побуждают интерес к предмету;

‒ дают возможность получения глубоких и разносторонних знаний;

‒ снимают напряженность и неуверенность.

Анализируя результаты образовательной деятельности применительно к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» считаю, что существуют недостатки в основном образовательном процессе, которые говорят о том, что тематика чрезвычайных ситуаций преподаётся в виде лекционного материала.

Так же студенты не в полной мере овладевают теоретическими знаниями в области чрезвычайных ситуаций, не умеют грамотно оценивать опасности, имеют слабую практическую натренированность действий в ситуациях, где существует реальная угроза жизни и здоровью.

При проведении занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на старших курсах, изучая тему «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени», мною использован интеграционный подход построения занятия. Занятие по правилам эвакуации при пожаре проводится в комплексе с занятием по физической культуре.

На первоначальном этапе совмещенного занятия проводится теоритическая часть, где студенты знакомятся с правилами, порядком и приемами эвакуации из горящего здания.

Далее для достижения максимального результата на занятии отрабатываются приемы подъема и спуска по канату, штормтрапу, которые дают реальные физические нагрузки, развивают физическую силу, ловкость и выносливость, а также умение пользоваться простейшим страховочными средствами. Эта часть занятия направлена также на преодоление студентами боязни высоты.

В последующем задача усложняется, вводятся элементы транспортировки пострадавших на руках и на носилках. Здесь формируется умение действовать слаженно и в команде.

Если занятие проводится на открытой площадке, то для достижения эффекта максимально приближенного к реальности можно использовать средства задымления (дымовые шашки) с наветренной стороны.

Положительный эффект дает личный пример преподавателей, которые проводят занятие.

В конце занятия проводился разбор действий студентов с указанием общих и частных ошибок, отмечаются лучшие.

Следует отметить, что для эффективного проведения интегрированных занятий необходимы следующие условия:

‒ правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания занятия;

‒ высокие профессиональные качества преподавателей, обеспечивающие творческое сотрудничество педагогов и студентов;

‒ использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности студентов на всех этапах занятия;

‒ продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

‒ обязательный учет возрастных и психологических особенностей студентов.

При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание студентов и стимулирует их познавательную деятельность.

Поскольку интеграция — это не самоцель, а определённая система в деятельности преподавателя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения, который заключается в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых дисциплин. Достигаемый результат должен быть направлен на изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами, в росте познавательного интереса студентов, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на занятии.

Если в образовательном процессе в большей степени будут использоваться интегрированные занятия, то это позволит повысить эффективность образовательной деятельности, качество знаний студентов, разовьет интерес к предметам в целом, задействует все резервы студентов.

Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым — всей системы образования.

Литература:

  1. Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство, 1998. — 173 с.
  2. Каримов З. Ш. Теория и практика институциональной интеграции высшего профессионального педагогического образования на основе синтеза внешнего и внутреннего компонентов// Сайт электронной библиотеки диссертаций «disserCat». [Электронныйресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-institutsionalnoi-integratsii-vysshego-professionalnogo-pedagogicheskogo.
  3. Попова Г. Г. Интегративный подход к содержанию образования как фактор влияния на процесс формирования профессиональных интересов у учащихся профтехучилищ// Сайт электронного научного журнала «Эмиссия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1432.htm.
  4. Скворцов В. Н. Интеграция в образовании и ее способы классификации интеграционных образовательных систем. — Санкт-Петербург: Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014 — № 3, С. 42.
  5. Федорец Г. Ф. Межпредметные связи. Л.: ЛГПИ им.А. И. Герцена, 1983. — 88 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle