Библиографическое описание:

Дорофеев А. А. Досуг как элемент повседневной культуры студентов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 61-64.



Автор статьи обращается к исследованию повседневной культуры современной студенческой молодежи, указывает существующие подходы к её структурированию и определяет факторы, влияющие на её формирование. По мнению автора статьи, досуг является одним из ведущих элементов в повседневной культуре студентов и определяет его значимость существенным влиянием на развитие личности.

Ключевые слова: повседневная культура, досуг, студенческая молодежь

Повседневная культура — это социокультурный феномен, раскрывающийся в каждодневных делах личности. Более века повседневную культуру изучают специалисты социально-гуманитарных наук. С позиций философии повседневность исследуется как форма бытия, ментальная структура. Социологов и психологов в повседневной культуре интересуют стереотипы поведения, возможность конструирования социальной реальности. Для историков повседневная культура является «микроисторией», ими изучаются особенности частной жизни (например, Римской империи [5], европейского общества [6]). Для педагогики повседневная культура интересна как сфера самореализации и самоорганизации личности, феномен, оказывающий воздействие на её формирование.

Исследователи различно подходят к определению структуры повседневной культуры. Так, отечественный философ И. П. Полякова указывает, что «повседневность включает в себя деятельностные, коммуникативные, ментальные структуры, а также структуры мышления» [8, с. 86]; российский социолог Л. Р. Эрзанукаева в структуре повседневной культуры студенческой молодежи выделяет труд (учебу), досуг, язык и коммуникацию, агрессию, игру и любовь [11, с. 72]; специалист в области философской и культурной антропологии Б. В. Марков к основным формам повседневной культуры относит семью, игру, культуру еды, музыкальную и коммуникативную культуры, телекоммуникацию и др. [7].

Мы согласны с точкой зрения Н. В. Розенберг, которая считает, что структуры повседневной культуры не статичны и меняются от эпохи к эпохе [10, с. 50]. Например, не вызывает сомнений, что культура повседневности современного российского студента имеет мало общего с повседневностью советского студента (отметим, что повседневная культура советской молодежи активно исследуется. Так, ей посвящены труды историков А. С. Веревкиной и А. Ю. Рожкова [1, 9]).

Указанные подходы к структурированию повседневной культуры прежде всего позволяют заключить, что это уникальное явление, объединяющее множество факторов, формирующих социальную реальность.

Значимость изучения повседневной культуры в педагогике и обращение к повседневной культуре студенческой молодежи основывается на её социализирующей и интеграционной сущности. Определение повседневной культуры как пространства социализации характерно для работ многих современных исследователей (Л. Е. Леухина, С. М. Фролова, Н. Элиас и др.).

В пространстве повседневности находится значительная часть жизни студента: быт, взаимоотношения с родными и друзьями, коммуникация, досуг, этикет. Одновременно с правилами повседневной культуры, которые используют другие члены общества, студенческая молодежь вырабатывает и использует собственные правила, раскрывающиеся в особенностях общения, взаимодействия, игровых практиках и т. д.

На формирование повседневной культуры студенчества оказывают влияние следующие факторы: семья, СМИ (в том числе, интернет), отношения в пространстве микросреды, культурно-образовательная среда вуза.

Семья как дисциплинарное пространство культуры, «место осуществления биологического, сексуального, экономического, социального, интеллектуального и иных форм признания» [7, с. 205] транслирует такие ценности, как идейно-нравственные устои, распределение обязанностей, семейная атмосфера, общение внутри семьи, эстетика быта [4].

Влияние СМИ и интернета на повседневную культуру студенчества сложно переоценить, так как именно студенческая молодежь является самым активным потребителем продукции СМИ и интернета. Отечественный социолог Л. Р. Эрзанукаева в ходе проведённого эмпирического исследования доказала, что телевидение оказывает влияние на формирование всех компонентов повседневной культуры студенчества (учебы, досуга, игры и т. д.) [12]. Еще большую роль в повседневной жизни студентов занимает интернет. Это связано с «уходом» в интернет-пространство социально значимых процессов и явлений, связанных с повседневной культурой: коммуникации, образования, развлечений и др.

Отношения в пространстве микросреды — особенно важный фактор в повседневной культуре студенческой молодежи, так как студенческий возраст характеризуется стремлением к пересмотру межличностных отношений, укреплением дружбы с лучшими друзьями, появлением любовных отношений и т. д. В последние десятилетия XX в. — первом десятилетии XXI в. активно исследовались практики включения студенческой молодежи в субкультуры, в которых вырабатывались собственные правила поведения, формировалась особая знаково-символьная система. Это приводило к тому, что правила повседневной культуры, используемые в социуме, отвергались представителями молодежных субкультур (готы, панки, эмо и т. п.). В то же время, с начала 10-х гг. XXI в., в эпоху развития интернета и социальных сетей, стирания границ, наблюдается снижение интереса молодежи к субкультурам. Это освобождает нас от необходимости обращаться к изучению особенностей повседневной культуры студентов в границах отдельных субкультур.

Вуз и его культурно-образовательная среда оказывают влияние на формирование повседневной культуры студентов при помощи принципов открытости, инновационности, культуросообразности, субъектоориентированности и концептуальности, которые закладываются в основу её проектирования современными учебными заведениями [3, с. 77–79].

Таким образом, повседневная культура предстаёт как социокультурное явление, обладающее собственной динамикой развития, компонентной структурой и формирующими факторами.

Досуг занимает особое место в структуре повседневной культуры студентов. Результаты опроса студенческой молодежи (520 чел.) показывают, что досуговая деятельность занимает наибольшее количество времени студентов (исключая время, затраченное на удовлетворение физиологических потребностей — сна, питания, процедур личной гигиены) после учебной деятельности (Таблица 1). Данные опроса соответствуют представлениям о стремлениях студенческой молодежи и согласуются с характеристикам указанного возрастного периода.

Таблица 1

Результаты опроса: бюджет времени современной студенческой молодежи (Россия г. Киров)

Деятельность

Затрачиваемое время, часы

1

Учёба

8

2

Удовлетворение физиологических потребностей

8

3

Досуг

4

4

Бытовая деятельность

2

5

Общественная деятельность

1

6

Другая

1

Досуг (досуговая деятельность, досуговые практики и т. п.) как явление активно исследуется педагогами, психологами, культурологами и философами. В современном педагогическом словаре досуг определяется как «совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических духовных и социальных потребностей людей в свободное время» [2, с. 27].

Безусловно, досуг студенческой молодежи очень разнообразен. Проведенный опрос студентов высших учебных заведений (520 чел.) позволил определить основные досуговые практики современной студенческой молодежи (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты опроса: основные виды досуга современной студенческой молодежи (Россия, г. Киров)

Предпочитаемый вид досуга

Количество студентов

1

Интернет (социальные сети, просмотр видео, онлайн игры, чтение информационных материалов и т. д.)

209

2

Просмотр ТВ

16

3

Чтение художественной, документальной, научной литературы

23

4

Посещение концертов, театров, шоу

42

5

Самообразование (посещение музейно-выставочных учреждений, библиотек, участие в образовательных проектах и т. п.)

31

6

Занятие спортом

19

7

Участие в музыкальной или театральной деятельности

9

8

Встречи с друзьями

41

9

Посещение развлекательных центров, ночных клубов, баров

24

10

Пассивный отдых

104

11

Другое

2

Итак, результаты опроса указывают на то, что студенческая молодежь свободное время предпочитает посвящать интернету, пассивному отдыху и посещению зрелищных мероприятий.

С психолого-педагогических позиций важно обратить внимание на следующие аспекты, выявленные в опросе:

1) возрастает роль интернета в досуговых практиках студенческой молодежи. Интернет становится ведущей формой досуга;

2) значительное количество студентов не уделяет внимания организации собственного досуга и отдает предпочтение пассивному отдыху;

3) неустойчивую позицию в досуговых практиках студенчества занимает самообразование, являющееся конструктивной формой досуга и благоприятно воздействующее на повседневную культуру и развитие личности в целом.

Таким образом, перспективным в последующих исследованиях будет являться поиск ответов на следующие вопросы:

1) каков характер воздействия интернета на личность студента? Какие последствия несет за собой вытеснение интернетом других форм досуга студенческой молодежи (чтение, встречи с друзьями, участие в музыкальной деятельности и т. д.)?

2) какова мотивация студенчества к выбору формы досуга? На какие принципы следует опираться при формировании досуговой культуры студенческой молодежи?

3) какие формы самообразования наиболее популярны у современных студентов? Почему студенты выбирают именно их? Как сформировать у студенческой молодежи интерес к самообразованию как одной из форм досуга?

В контексте исследования повседневной культуры досуговая деятельность студенческой молодежи представляет наибольший интерес, так как досуг является одним из способов самореализации личности. Для педагогической науки важно определить пути формирования конструктивной досуговой деятельности студенчества и минимизировать мотивацию молодежи к деструктивным формам досуга.

Литература:

  1. Верёвкина, А. С. Учебная деятельность как составляющая студенческой повседневности в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.) (по материалам Куйбышевской, Пензенской, Ульяновской областей) / А. С. Верёвкина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — № 3 (Т. 13). — 160–164.
  2. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] / А. С. Воронин. — 2006. — 135 с. — Режим доступа: http://
  3. lomonpansion.com/files/ustu280.pdf
  4. Дорофеев, А. А. Принципы организации культурно-образовательной среды вуза / А. А. Дорофеев // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2016. — № 3 (61). — С. 75–81.
  5. Загороднова, К.П., Мордовина, Л. В. Духовные ценности повседневной культуры семьи / К. П. Загороднова, Л. В. Мордовина // Аналитика культурологии. — 2008. — № 3 (12). — Режим доступа: www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/440-article_23–4.html
  6. История частной жизни. Т. 1. От Римской империи до начала второго тысячелетия / под общей ред. Ф. Арьеса, Ж. Дюби. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 800 с.
  7. История частной жизни. Т. 2. Европа от феодализма до Ренессанса / под общей ред. Ф. Арьеса, Ж. Дюби. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 784 с.
  8. Марков, Б. В. Культура повседневности. Учебное пособие / Б. В. Марков. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
  9. Полякова, И. П. Специфика исследования повседневности / И. П. Полякова // Вестник высших учебных заведений Черноземья. — 2010. — № 3 (21). — С. 86–89.
  10. Рожков, А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов / А. Ю. Рожков. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 640 с.
  11. Розенберг, Н. В. Структурирование культуры повседневности: методологические подходы / Н. В. Розенберг // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. — 2010. — № 2 (14). — 50–57.
  12. Эрзанукаева, Л. Р. Структура культуры повседневности студенческой молодежи / Л. Р. Эрзанукаева // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2009 № 12 (90). — С. 71–76.
  13. Эрзанукаева, Л. Р. Роль современного российского телевидения в формировании культуры повседневности студенческой молодежи: автореф. на соиск. учен. степени канд. соц. н. (22.00.06) / Л. Р. Эрзанукаева. — М., 2009. — 27 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle