Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Логинова, А. А. Стратегический проект «Поколение Z выбирает чистую воду» Центра дополнительного образования «Экология детства» / А. А. Логинова, С. Ю. Теплых, О. К. Шубина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11255/ (дата обращения: 25.04.2024).



2017 год объявлен в России Годом экологии. Наш эколого-краеведческий проект задуман как площадка для формирования нового мышления детей и взрослых в отношении экологической ситуации в городе. Для этого мы привлекаем наших партнеров: специалистов и ученых.

Планируется охватить порядка 120 учащихся школ города и воспитанников Центра в возрасте 12–14 лет (6–8 классы) (Ленинский, Самарский, Железнодорожный, Октябрьский районы) и 12–15 педагогов школ и Центра.

Проект построен на сетевом взаимодействии.

Наши социальные партнеры:

  1. «Архитектурно-строительный институт» Самарского государственного технического университета, кафедра «Водоснабжении и водоотведения».
  2. Самарская городская общественная организация «Союз молодых ученых».
  3. Детский образовательно-оздоровительный цент «Волгаренок» городского округа Самара.
  4. ГБОУ ЦРТДЮ «Центр социализации молодежи».

2.Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина.

3.ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр».

5.Агробиостанции Самарского государственного педагогического университета.

6.Центр туризма и отдыха «У-РА!».

7.Самарский театр юного зрителя «САМАРТ».

8.Центр НИИ гигиены и экологии человека Самарского государственного медицинского университета.

Социальная значимость проекта направлена на развитие деятельности детей и подростков города по естественно-научному направлению, помощь учащимся в выборе их будущей профессии.

Основные мероприятия: квест-игра, дидактический театр, лабораторные исследования проб воды и почвы, практические занятия в лабораториях Самарского государственного технического университета под руководством молодых ученых г. о. Самары, научно-исследовательские работы, создание блога участников проекта, издание Интернет-журнала «ЭКОЛИС». участие в межвузовской конференции на базе Самарского государственного технического университета.

Центральное мероприятие проекта — городская профильная эколого-краеведческая смена.

В результате учащиеся и педагоги образовательных учреждений города получат возможность исследовательской, практической и творческой деятельности и перспектив её продвижения (через непосредственное общение, общение в социальных сетях и издание экологической газеты).

Риски, которые могут возникнуть:

– нежелание одного из социальных партнеров продолжать сотрудничество. В этом случае существует возможность взаимозаменяемости. Например, если из проекта выйдут молодые ученые, то их место займут специалисты из других ВУЗов (агробиостанции социально-педагогического университета, НИИ гигиены и экологии человека);

– отсутствие возможности провести профильную смену на базе ДООЦ «Волгаренок». В этом случае предусмотрен вариант организации краткосрочной смены на базе одной из школ города в дневное время.

Проблемой является отсутствие достаточного количества интересных программ естественно-научной направленности в образовательных учреждениях города, отсутствие интересных и доступных форм работы с детьми в естественно-научной области. Недостаточно внимания уделяется потребностям детей в занимательной форме изучать такие науки как химия, биология, экология. Слабо используются возможности интернет-сетей для организации этой деятельности.

Цель: привлечение внимания детей и подростков города к научно-исследовательской деятельности в сфере естественно-научных дисциплин, повышение экокультуры молодого поколения Самары.

Задачи:

  1. Содействовать познавательной активности подрастающего поколения горожан и включенности их в социокультурную и градоэкологическую среду Самары.
  2. Объединить образовательный и воспитательный потенциал общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего образования, организаций экологического профиля в целях экологического просвещения и воспитания юных граждан Самары.
  3. Ориентировать подростков на получение профессий, связанных с экологией.
  4. Стимулировать учащихся на занятия научно-исследовательской работой в области естественных наук.

Проект представляет сетевое взаимодействие, реализуемое в следующих формах.

Форма: квест-игра на основе исторического и краеведческого материалов (по древнеславянской мифологии; ландшафту, геологическому строению, растительности Самарского края).

В игре участвуют команды по 10–12 человек во главе с руководителями-педагогами (всего 120 человек).

Внутри команды делятся на «Юных ученых», «Юных журналистов», «Юных блогеров», «Юных ландшафтных дизайнеров», «Юных краеведов».

«Юные ученые» посещают экскурсии в ВУЗы и на предприятия, получают возможность провести лабораторные исследования воды и почвы в лабораториях СГТУ под руководством молодых ученых, а затем оформить свои исследования в работы и представить наиболее интересные на межвузовской конференции.

«Юные журналисты» освещают ход игры и работу других участников на страницах сайта Центра, разрабатывают номера Интернет-журнала «ЭКОЛИС»;

«Юные блогеры» ведут блог в сети Интернет, где обсуждаются нюансы игры, даются задания командам в интерактивном режиме, проводят конкурсы комиксов на экологическую тематику, проводят интерактивный ГИК-фестиваль.

«Юные ландшафтные дизайнеры» занимаются опытно-экспериментальной работой с растениями и создают свои композиции.

«Юные краеведы» ищут информацию по темам, с которыми будут связаны экскурсии, и знакомят с ней всех участников игры, разрабатывают свои предложения по посещению интересных мест Самары и края.

Базовые площадки: помещения Центра дополнительного образования «Экология детства», лаборатории Самарского государственного технического университета, агростанция Самарского государственного социально-педагогического университета, Самарской областного эколого-краеведческого центра, ДООЦ «Волгаренок», Центр социализации молодежи, школы города.

Для каждой команды разрабатывается индивидуальный маршрут, в который включаются мероприятия и тематические занятия, а также экскурсии в различные ВУЗы и заповедные места Самарской области в зависимости от поставленной экологической проблемы перед этой командой;

За выполнение некоторых заданий во время общей игры команды будут поучать руны и складывать их в свой сундучок. Параллельно команды могут принимать участие в городских экологических конкурсах в соответствии с планом департамента образования, за что тоже будут получать дополнительные руны. Получив руну и разгадав ее значение, команда должна зайти в группу в контакте, используя значение руны как пароль для входа и получить очередное задание;

По итогам игры будут объявлены победители: команда лучше всех выполнившая миссию, а также команда, получившая большее количество рун

Этап

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

октябрь, ноябрь 2016

– разработка проекта

– проведение обучающего семинара для педагогов,

– подготовка реквизита, презентаций и видеоматериалов

– подписание договоров о сотрудничестве с социальными партнерами

– составление сценариев игровых программ

Организационный

ноябрь 2016

– набор команд

– объяснение правил игры

– определение наставников

– определение миссии и постановка экологической проблемы перед командой

Основной

декабрь 2016 — ноябрь 2017

– экскурсии в ВУЗы, где готовят специалистов по экологии

– научно-исследовательская работа команд по изучению состояния воды и почвы из различных источников на территории Самарской области (на базе научных лабораторий при ВУЗах и СЭС)

– проведение образовательно-познавательных игровых программ и дидактического театра на тему экологии воды и почвы

– экскурсии в краеведческий музей и заповедные места Самарской области

– тематические уроки-экскурсии в ботаническом саду СамГУ по экологии

– тематическое занятие на базе Агробиостанции Самарского государственного педагогического университета

– тематические занятия и экскурсии в ГБОУ ДОД «Самарский областной эколого-биологический центр»

– мастер-класс по ландшафтному дизайну «Мини-сад в плошке»

– организация профильной эколого-краеведческой смены на базе ДООЦ «Волгаренок»

– подготовка и проведение научной конференции для команд по итогам их научно-исследовательской деятельности

– участие учащихся школ с лучшими работами в Межвузовской студенческой научно-технической конференции

– организация и проведение конкурса экологических мини-спектаклей (дидактического театра) по экологическому просвещению (на базе САМАРТа)

Итоговый

декабрь 2017 –февраль 2018

– проведение итоговой научной конференции для команд

– подготовка и издание сборника материалов конференции

– распространение сборника материалов среди школ Самары

– показ экологических спектаклей команд для школьников Самары

– составление информационно-аналитического отчета по итогам проекта

– распространение методических материалов по итогам проекта среди ОУ Самары

– размещение материалов проекта на сайте Центра,

– участие во Всероссийских дистанционных конкурсах методических материалов

Организаторы проекта — педагоги ЦДО «Экология детства», которые взаимодействуют со всеми участниками проекта и социальными партнерами. В свою очередь, социальные партнеры также могут взаимодействовать между собой (например, организация брейн-ринга невозможна без взаимного сотрудничества субъектов проекта; то же самое и по поводу проведения городской профильной смены).

Критерии оценки эффективности:

1) массовое участие в проекте (как очное, так и заочное);

2) доступность информации, размещенной на сайте ЦДО «Экология детства», через группы «В Контакте», «Фейсбук», а также листовку «ЭКОЛИС»;

3) количество и качество проведенных исследований в рамках проекта и представленных работ на межвузовскую конференцию в апреле 2017 года;

4) голосование участников проекта в блоге.

1200 учащихся и 20 педагогов города непосредственно поучаствуют в квесте, проведут исследование воды и почвы, посетят экскурсии, станут участниками конференции и профильной смены.

Примерно 200 учащихся примут участие в городской профильной эколого-биологической смене.

До 500 человек в сети Интернет получат возможность увидеть ход проекта через фото и видео, а также обсудить экологические проблемы, написать статью в Интернет-журнал на экологическую тему.

Дети приобретут навыки работы по изданию Интернет-журнала и созданию блога, проведению и участию в виртуальных конкурсах (например, комиксы на экологическую тематику).

В результате должно измениться отношение детей к использованию воды, сохранению почвенных ресурсов, изучению способов очистки воды и почвы, а также в будущем дети возможно выберут те специальности, которые так или иначе будут связаны с экологией.

Основные термины (генерируются автоматически): команда, Самарский государственный технический университет, дидактический театр, межвузовская конференция, Самарская область, научно-исследовательская деятельность, профильная смена, Самарский государственный педагогический университет, сетевое взаимодействие, экологическая тематика.

Похожие статьи

Самарский государственный технический университет

Самарский государственный технический университет. Адрес: Россия, Самара, Молодогвардейская улица, 244.

17 статей в сборниках международных научных конференций.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации...

Ключевые слова: проектная деятельность, педагогическое взаимодействие, учащиеся

совместной защиты проектов на конференциях разных уровней, подготовки научных

Для успешной реализации совместной проектной деятельности мы формируем команду...

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной...

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016).

Учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом.

Создание в России информационно-коммуникационной площадки...

Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности. Авторы: Игнатущенко Елена Игоревна, Редина Юлия Николаевна.

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного...

В педагогической практике каждый проект — это научно-исследовательская работа.

В проекте представлены самые современные, актуальные и востребованные направления технического творчества в Самарском регионе и в России.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов...

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии»

Сотрудничество с вузами строится на принципах равного партнерства в области развития

Все обучающиеся 10–11 классов занимаются учебно-исследовательской деятельностью под...

Дополнительное математическое образование как среда...

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май

Сегодня происходит смена идеи «обучения и воспитания ребенка» идеей «развития

Возможные продукты исследовательской ипроектной деятельности школьников...

Похожие статьи

Самарский государственный технический университет

Самарский государственный технический университет. Адрес: Россия, Самара, Молодогвардейская улица, 244.

17 статей в сборниках международных научных конференций.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации...

Ключевые слова: проектная деятельность, педагогическое взаимодействие, учащиеся

совместной защиты проектов на конференциях разных уровней, подготовки научных

Для успешной реализации совместной проектной деятельности мы формируем команду...

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной...

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016).

Учитель организует сетевую деятельность нескольких учеников, предполагающую их взаимодействие друг с другом.

Создание в России информационно-коммуникационной площадки...

Создание в России информационно-коммуникационной площадки межвузовского взаимодействия в области международной научно-технической деятельности. Авторы: Игнатущенко Елена Игоревна, Редина Юлия Николаевна.

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного...

В педагогической практике каждый проект — это научно-исследовательская работа.

В проекте представлены самые современные, актуальные и востребованные направления технического творчества в Самарском регионе и в России.

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов...

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии»

Сотрудничество с вузами строится на принципах равного партнерства в области развития

Все обучающиеся 10–11 классов занимаются учебно-исследовательской деятельностью под...

Дополнительное математическое образование как среда...

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май

Сегодня происходит смена идеи «обучения и воспитания ребенка» идеей «развития

Возможные продукты исследовательской ипроектной деятельности школьников...