Библиографическое описание:

Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 126-128.



На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей. И трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Для успешного сотрудничества с родителями нужно придерживаются следующих принципов взаимодействия:

  1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Ежедневно во время консультаций и бесед стараться создать партнерские, доверительные отношения.
  2. Индивидуальный подход. Проявляется в ежедневном контакте, когда родители приводят и забирают детей.
  3. Сотрудничество, а не наставничество. В педагогических ситуациях общаться «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
  4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями тщательно и серьезно готовиться.
  5. Динамичность. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представлять собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей.

Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, и ответственными за воспитание и обучение детей определены следующие задачи:

‒ Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

‒ Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

‒ Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки.

‒ Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

‒ Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

В ФГОС ДО сформулированы основные направления работы с родителями:

  1. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
  2. Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
  3. Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
  4. Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Поэтому активно используются следующие формы работы:

Познавательное направление, которое включает в себя:

‒ родительское собрание и встречи за «круглым столом»;

‒ консультации и индивидуальные беседы;

‒ проектная деятельность;

‒ выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями;

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи являются родительское собрание и встречи за «круглым столом» — например, на родительском собрании «Вот и стали мы на год взрослее», раскрываются возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств. В процессе дискуссии за «круглым столом» «Формирование здорового образа жизни дошкольника в детском саду» вместе с родителями обсуждаются вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, знакомятся с наиболее эффективными формами взаимодействия с детьми по здоровому образу жизни в детском саду.

В индивидуальных консультациях и беседах с родителями: «Если ребенок плохо ест», «Совместный труд в семье», «Одеваем детей по сезону», «Почему капризничает ребенок», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», оказывается помощь по тому или иному вопросу воспитания, даётся квалифицированный совет.

Ничто так не сближает родителей, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, изготовление атрибутов, конкурсы, экскурсии, родительские собрания, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле. Работа над проектами ведется постоянно, а участие в них родителей уже традиция. Например, во время проекта «Знакомство с профессией «Продавец» родители изготавливают различные атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин», с детьми беседуется о правилах при посещении магазина.

В проекте «Здоровей-ка» изготавливается нестандартное физкультурное оборудование, корригирующие дорожки для закаливания детей. На родительском собрании делятся опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни.

Следующим немало важным направление является информационно-аналитическое, которое включает в себя:

‒ анкетирование;

‒ тестирование;

‒ личные беседы.

С целью изучения семьи, родителями заполняются «Социальные паспорта», для определения социального статуса семьи, анкетирование «Оценка качества предоставления образовательных услуг», «Роль физической культуры в семье». Проводятся личные беседы, это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учитываются индивидуальные особенности. Данные формы помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Одним из направлений является наглядно-информационное, которое включает в себя:

‒ консультации;

‒ информационные буклеты;

‒ памятки;

‒ информационные листы;

‒ папки-передвижки;

‒ реклама детского сада.

В группах оформляются родительские уголки, в которых содержатся материалы информационного характера: распорядок дня, расписание занятий, антропометрические данные детей, консультативный материал, советы, объявления различного характера.

Важным направлением является досуговое, которое включает в себя:

‒ праздники;

‒ развлечения;

‒ досуги.

В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Развлечения и досуги проводятся не для родителей, а с привлечением родителей. Это делается для того, чтобы знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Например, во время досуга «Вместе дружная семья» родители принимают активное участие: папы с детьми строят дома, мамы танцуют с детьми, в завершении показывается совместная сказка «Репка».

Вместе с детьми можно поздравить родителей с праздниками. Выпустить стенгазеты «Наши папы бравые солдаты», «Мамочка любимая моя». Делаются коллективные работы «Корзина с подснежниками», «Букет ромашек».

Использование разнообразных форм работы даёт определённые результаты: родители, становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создаётся атмосфера взаимоуважения.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, а должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина, — Волгоград: 2014.
  2. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
  3. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О. М., — Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду, — М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, — СПб: Детство-пресс, 2013.
  6. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т. В. Цветкова, — М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle