Библиографическое описание:

Нестерова Л. Л., Антонова Т. А. Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 143-145.



Оптимизм имеет большое значение в жизни взрослого человека и ребенка. Способность видеть во всем позитивные стороны помогают людям меньше замечать и реагировать на неприятные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессу.

Успешное личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте способствует развитию у него уверенности в себе в своих силах, возможностях и способностях, высоком уровне оптимизма и положительных психологических установок.

Нельзя также не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, пессимизм и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Для эффективности гармонизации эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях целесообразно использовать диагностику их эмоциональных проявлений: измерять уровень тревожности, возбудимости и пр.

Термин «оптимизм» возник относительно недавно. В XVIII в. Лейбниц ввел этот термин для обозначения определенного способа мышления. Вольтер популяризировал это понятие в своем романе «Кандид, или Оптимизм», вышедшем в свет в 1759 году.

Вопросов оптимизма касались многие древние мыслители, философские школы и психологические течения [6].

Анализ литературы подтверждает высокую степень родства оптимизма и счастья. Но совпадая по многим своим характеристикам со счастьем, оптимизм все же является самостоятельным феноменом. Оптимизм — это только предполагаемое счастье. Уникальность оптимизма в том, что он включает в себя «векторный» компонент жизни, отражающий движение от настоящего к будущему, движение человеческого духа «вперед и выше».

Именно этой своей ориентацией на лучшее будущее, верой в него, оптимизм отличается от счастья как состояния радости и удовлетворенности в настоящем.

Воспитание оптимизма ипозитивных черт личности уребенка.

Одной из составляющих в структуре стрессоустойчивости дошкольника является оптимизм. Склонность видеть в жизни позитивные стороны приводит к тому, что в конкретных ситуациях человек меньше замечает неблагоприятные компоненты.

Оптимистический взгляд на жизнь, чувство собственного достоинства у ребенка формируется в те моменты, когда ему что-то удается хорошо сделать, когда его достижения и поступки замечены и положительно оценены, когда ребенок чувствует себя уверенно и комфортно. При этом эмоциональная и психологическая поддержка взрослых гармонично развивает в ребёнке уверенность в том, что мир для него устроен лучшим образом. Задача родителей при воспитании — укрепить такое видение ребенка. Когда в семье царят оптимизм, добросердечность, ребенок растет веселым и дружелюбным.

Важный источник развития пессимистического стиля объяснения — это кризисы в жизни ребенка. Если в раннем детстве ребенка постигали значительные реальные потери и травмы, такие, как потеря матери, которые носят постоянный и затрагивающий все сферы жизни характер, у него вырабатывается теория, что он не в силах изменить плохие события. Напротив, если ребенок наблюдает, как его семье удается найти решение каких-либо серьезных проблем, например, финансовых, то он усваивает более оптимистические установки.

Развитие эмоций ичувств вдошкольном возрасте.

Маленький ребенок живет во власти эмоций: то он беспокоен, то безутешно плачет, то безудержно кричит, то вдруг тихо умиротворенно лежит, на что-нибудь взирая.

В понимании эмоций детьми дошкольного возраста можно отметить следующие генетические закономерности [2, C.33]:

‒ к старшему возрасту повышается уровень понимания детьми эмоционального состояния;

‒ различия в понимании разных эмоций у старших дошкольников становятся все менее значимыми;

‒ к старшему дошкольному возрасту восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки эмоционального состояния человека;

‒ с возрастом увеличивается активный, а также и пассивный, словарь обозначений эмоционального состояния. Активно дети обеих возрастных групп пользуются словами «веселый», «сердитый», «злой», «грустный».

‒ к шести годам эмоциональное состояние человека начинает «отделяться» от чувственного содержания его образа и становится своеобразным объектом познания.

Психологические и педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста способны к оказанию взаимопомощи, и формы ее могут быть разнообразными [3, C.20]. Это дружелюбное отношение к товарищам, сочувствие их переживаниям, активность в поиске способов помочь им. Дети в доступной им форме выражают внимание к своим сверстникам, утешают при огорчении, помогают выполнить трудное задание, делятся игрушками. Безусловно, подобные формы отношения проявляются далеко не всеми детьми. Можно наблюдать, что при полном осознании нужд и желаний сверстников, ребенок зачастую может их игнорировать, проявлять равнодушие.

Как отмечает Т. П. Гаврилова, сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей не только в зависимости от возраста, но и от пола: сопереживание взрослым и животным чаще наблюдается у мальчиков, а форма сочувствия — у девочек. По отношению к сверстникам сопереживание чаще выражается девочками, а сочувствие — мальчиками. В целом дети чаще сочувствуют, чем сопереживают [1, C.139].

Особую радость детей вызывают животные. Отметим, что маленькие животные вызывают особую радость у ребят. Наблюдать за их ростом, играть с ними — для детей большое удовольствие. О них можно и позаботиться, покормить, защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах: он сильный, большой, от него зависит благополучие беспомощных животных.

Успех действий приносит ребенку и радость, и новое чувство самоутверждения, самооценки.

Игры по эмоциональному развитию иформированию позитивного мышления ребенка вдошкольные годы.

Жизнь детей наполнена разнообразными эмоциями, чувствами и требует от ребенка их правильного понимания и соответствующего реагирования на них. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Воспитателям важно научить ребенка умению определять свое состояние и контролировать свое поведение. Это поможет ему в организации позитивной коммуникации с окружающими.

Цель игр и упражнений — обучение детей умению понимать эмоциональные реакции окружающих, правильному на них реагированию, умению понимать свои эмоции и управлять ими, накопление позитивного эмоционального опыта.

Задачами занятий являются:

‒ Учить детей замечать эмоциональное состояние окружающих.

‒ Учить декодировать (расшифровывать) выразительное проявление различных эмоций (мимика, пантомимика).

‒ Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны.

‒ Учить воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха.

‒ Учить управлять своими эмоциями.

‒ Накапливать позитивный эмоциональный опыт в процессе общения со взрослыми и детьми.

‒ Повышать самооценку и уверенность в своих возможностях.

‒ Стимулировать активность и самостоятельность в процессе взаимодействия с окружающими.

‒ Способствовать самопринятию.

‒ Развивать чувство эмпатии. [5, C.120].

Основные методы и приемы обучения

  1. Упражнения подражательного характера.
  2. Игры с правилами.
  3. Анализ различных эмоциональных состояний.
  4. Имитационные игры.
  5. Релаксационные игры.
  6. Игры, направленные на наработку опыта управления собой.

Существуют игры и упражнения:

«Сделай» лицо

Попросите ребенка мимикой изобразить различные эмоциональные состояния — радость, гнев, грусть и др.

Радость

Показать, как радуется ребенок новой игрушке.

Напомните дошкольникам о том, как он радовался, когда ему подарили новую игрушку. Попросите его вспомнить эту ситуацию: «Закрой глаза. Представь, что ты держишь ее в руках. Вырази свои чувства мимикой».

Огорчение

Показать огорчение ребенка, у которого заболел друг.

«Представь, что ты хочешь поиграть в новую игру с другом, а он болеет. Что ты при этом чувствуешь? Изобрази огорчение».

Грусть

Изобразить, как грустит больной ребенок.

Напомните ребенку о том, что когда он болел, то сидел дома и смотрел в окно. А в это время другие дети играли в веселые игры. Спросите, что тогда он чувствовал.

Гнев

Показать сердитого ребенка, у которого сломалась любимая игрушка.

Возьмите эту игрушку, спросите ребенка, как он любит играть с ней, как он о ней заботится. Но что он почувствует, если узнает, что она сломана и ее нельзя починить. Как изобразить гнев?

Изобрази

Научиться показывать характер, чувства помогают театрализованные упражнения, мини-сценки [4, C.37].

Также с детьми можно проводить занятия, которые поддерживают развитие оптимизма у детей через профилактику склонности к депрессии — длительному пребыванию в плохом, подавленном настроении.

Основные цели занятий:

‒ донести мысль о том, что не стоит долго печалиться, нужно стараться улучшить свое настроение;

‒ актуализировать их собственные способы выхода из состояния грусти;

‒ расширить знания детей о различных способа выхода из состояния грусти.

Во время занятия дошкольники совместно обсуждают способы выхода из состояния грусти. Помимо этого, занятие развивает экспрессивную грамотность — умение понимать эмоции других людей и выражать собственные.

Самооценка, оптимизм, позитивное мышление и эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Литература:

  1. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. — М.: Педагогика, 1981. — С. 122–139.
  2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2004. — C. 33.
  3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург: У — Фактория, 2004. — C. 20.
  4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. — C. 37.
  5. Ораничева Л. И. Сопровождение игровой деятельности как необходимое условие социализации ребенка и развития его эмоциональной сферы // Сборник трудов участников III Межвузовской конференции молодых ученых / Отв. за выпуск О. Л. Леканова — Череповец: ЧГУ, 2002. — 264 с. — С. 120.
  6. Юсупов П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с процессом индивидуализации [Электронный ресурс] / П. Юсупов // Режим доступа http://www.follow.ru/article/221

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle