Библиографическое описание:

Панкова О. М., Хаустова В. Н., Гладкова Н. А. Чтобы город стал краше… [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 15-18.



Все началось с занятия по внеклассному чтению, на котором ученики 4 класса познакомились с замечательным произведением Н. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Мечтой Н. Н. Носова были ухоженные города, утопающие в зелени и цветах, с фонтанами, создающими красоту и уют. В настоящее время родной город ребят стал воплощением желаний писателя. Приезжающие в Старый Оскол люди восхищаются чистотой, ухоженностью улиц, парков, скверов, обилием зелени, цветов. Горожане гордятся тем, что Старый Оскол — один из самых благоустроенных и озеленённых городов нашей области.

Несмотря на то, что город стал краше, не все жители включились в облагораживание близлежащей территории и бережно относятся к ним. Младшие школьники решили украсить живыми цветами часть своего пришкольного участка на весь теплый сезон? Их даже не нужно будет срезать, и ставить в вазу — они будут постоянно радовать глаз. Неплохая идея, не правда ли? Могут ли школьники помочь в решении этой проблемы взрослым? Всевозможные варианты решения этой проблемы рассматривались ими: от мысли о дежурстве в летнее время у цветников до идеи активного участия обучающихся школ города в озеленении клумб, расположенных как на территории школы, так и возле жилых домов.

Сначала обучающиеся расспросили родителей, которые работают на разных промышленных предприятиях города и узнали, что здешние фабрики и заводы стали инвесторами благоустройства. Рабочие стали соревноваться друг с другом.

Всем классом отправились дети на экскурсию по городу и убедились в том, что результат превзошел все ожидания, и сегодня воочию все жители города могут увидеть плоды этого состязания. Так, например, территорию в районе реки Оскол заводчане полностью изменили за короткое время. Заросшее камышом и неухоженное место выровняли, облицевали берег плиткой и разбили прекрасную площадь с фонтаном. Рукотворная набережная с романтичным названием «У старой мельницы» стала любимым местом отдыха, как взрослых, так и детей. Самый красивый цветник и по разнообразию растений, и по цветовой гамме дети увидели на улице Ленина рядом со зданием администрации. Здесь всё радует глаз и поднимает настроение.

На сайте города четвероклассники прочитали, что несколько лет назад была принята программа «Фонтаны Оскола». Прежде всего, привели в порядок гидросквер в микрорайоне Жукова. Его обновили и реконструировали: чаши фонтана сделали с подсветкой и разным уровнем водных струй. Несколько новых мини-фонтанов недавно появились в сквериках по всему городу. Все это ученики видели и во время экскурсии по городу.

Далеко не все школьники знают, что красоту на старооскольских улицах создают работники МУП «Зеленстрой», которые вкладывают в это дело не только свои знания, умение, опыт, но и душу. Обучающиеся вместе с родителями побывали в теплицах предприятия и своими глазами увидели, что более миллиона различных растений, в том числе и цветочной рассады, которая ранней весной высаживается в грунт в городских парках, скверах. На предприятии работают истинные мастера своего дела. Сейчас сотрудниками уже произведена закупка хвойных деревьев для разбивки первого в округе елового парка. Помимо хвойных деревьев в Старом Осколе в скором времени появятся и плодово-ягодные, будет разбит сад цветов.

А что может сделать 4-й класс, чтобы город стал еще краше, чтобы красивее стало в школьном парке? Изучив разнообразный материал по озеленению, обучающиеся поставили перед собой несколько вопросов. Можно ли уменьшить количество неухоженных клумб в нашем городе и сделать наш город еще краше? Как создать дизайн клумбы своими силами? Какие мероприятия можно предложить для решения этой проблемы? Исходя из данных вопросов, сформулированы цель и задачи проекта. Цель проекта: обучение младших школьников рациональной деятельности в природе, при которой сознательно, целенаправленно, планомерно развивается взаимодействие с нею, познавательная, творческая, общественная активность школьников. Задачи:изучение вопроса создания дизайна клумб; изготовление фотоальбома «Цветники Старого Оскола»; создание эскизов и макетов цветников для школьных клумб.

В ходереализации программы ученики разделились на 5 групп, каждая из которых отвечала за решение конкретной задачи. Группой историков были изучены некоторые вопросы дизайнерского искусства оформления цветников. Группой географов — краеведов было проведено исследование пришкольных участков, пригодных для обустройства клумб и выполнен план пришкольных участков. Фотографы создали фотоальбом с изображением цветников города. Группа художников создала эскизы будущих клумб. Группой дизайнеров изготовлены макеты клумб для трех пришкольных участков. Группа по связям с общественностью предложила директору школы, Лебедевой Татьяне Михайловне, эскизы и макеты будущих цветников для дальнейшего воплощения проекта в жизнь.

Ученики просмотрели несколько книг, использовали ресурсы Интернета и выяснили, как оформляются цветочные клумбы, границы клумб, правила подбора цветов по окраске, правила подбора цветов по времени цветения. Была дана физико-географическая характеристика территории школы у входа в здание, пригодной для обустройства клумб, создан план цветников. Учитывая весь изученный материл, школьники остановили свой выбор на растениях, легко приживающихся в нашем крае.

Таким образом, результатом работы младших школьников по данной проблеме стали: знакомство с дизайнерским искусством цветников; подготовлены сообщения по данной теме на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда; исследованы пришкольные участки, пригодные для обустройства цветников, составлен их план; создан фотоальбом с изображением цветников города, альбом эскизов будущих клумб; изготовлены 2 варианта макетов клумб для трех пришкольных участков; директором школы принят проект оформления пришкольной территории для дальнейшего воплощения в жизнь.

Проектная деятельность в школе позволяет сделать еще один шаг в направлении развития школьников. Она создает вполне конкретный продукт, направленный на изменение реально существующей ситуации. Очевидно, что есть и другие виды деятельности, которые сегодня успешно «приживаются» в нашей школе. Это, например, научно-исследовательская деятельность, ориентированная на приобретение школьниками новых знаний. В ней формируются не только созидательные, но именно исследовательские навыки анализа, сравнения и сопоставления, умение формулировать гипотезы и доказывать. Все это помогает Российской школе обеспечивать не только качественную подготовку учащихся в направлении академических знаний, но и практико-ориентированную подготовку будущего страны.

Литература:

  1. Дубова, М. В. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы)/ М. В Дубова.- М.: Баласс, 2010. — 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ М. В Дубова — М.: Баласс, 2010. — 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
Основные термины (генерируются автоматически): пришкольных участков, младших школьников, изображением цветников города, трех пришкольных участков, Образовательная система «Школа, система «Школа 2100», правила подбора цветов, обустройства клумб, будущих клумб, Старый Оскол, дальнейшего воплощения, замечательным произведением Н, территории школы, хвойных деревьев, эскизы будущих клумб, младших школьников рациональной, проектной деятельности, эскизов будущих клумб, количество неухоженных клумб, варианта макетов клумб.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle