Библиографическое описание:

Панкова О. М., Хаустова В. Н., Гладкова Н. А. Чтобы город стал краше… [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 15-18.



Все началось с занятия по внеклассному чтению, на котором ученики 4 класса познакомились с замечательным произведением Н. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Мечтой Н. Н. Носова были ухоженные города, утопающие в зелени и цветах, с фонтанами, создающими красоту и уют. В настоящее время родной город ребят стал воплощением желаний писателя. Приезжающие в Старый Оскол люди восхищаются чистотой, ухоженностью улиц, парков, скверов, обилием зелени, цветов. Горожане гордятся тем, что Старый Оскол — один из самых благоустроенных и озеленённых городов нашей области.

Несмотря на то, что город стал краше, не все жители включились в облагораживание близлежащей территории и бережно относятся к ним. Младшие школьники решили украсить живыми цветами часть своего пришкольного участка на весь теплый сезон? Их даже не нужно будет срезать, и ставить в вазу — они будут постоянно радовать глаз. Неплохая идея, не правда ли? Могут ли школьники помочь в решении этой проблемы взрослым? Всевозможные варианты решения этой проблемы рассматривались ими: от мысли о дежурстве в летнее время у цветников до идеи активного участия обучающихся школ города в озеленении клумб, расположенных как на территории школы, так и возле жилых домов.

Сначала обучающиеся расспросили родителей, которые работают на разных промышленных предприятиях города и узнали, что здешние фабрики и заводы стали инвесторами благоустройства. Рабочие стали соревноваться друг с другом.

Всем классом отправились дети на экскурсию по городу и убедились в том, что результат превзошел все ожидания, и сегодня воочию все жители города могут увидеть плоды этого состязания. Так, например, территорию в районе реки Оскол заводчане полностью изменили за короткое время. Заросшее камышом и неухоженное место выровняли, облицевали берег плиткой и разбили прекрасную площадь с фонтаном. Рукотворная набережная с романтичным названием «У старой мельницы» стала любимым местом отдыха, как взрослых, так и детей. Самый красивый цветник и по разнообразию растений, и по цветовой гамме дети увидели на улице Ленина рядом со зданием администрации. Здесь всё радует глаз и поднимает настроение.

На сайте города четвероклассники прочитали, что несколько лет назад была принята программа «Фонтаны Оскола». Прежде всего, привели в порядок гидросквер в микрорайоне Жукова. Его обновили и реконструировали: чаши фонтана сделали с подсветкой и разным уровнем водных струй. Несколько новых мини-фонтанов недавно появились в сквериках по всему городу. Все это ученики видели и во время экскурсии по городу.

Далеко не все школьники знают, что красоту на старооскольских улицах создают работники МУП «Зеленстрой», которые вкладывают в это дело не только свои знания, умение, опыт, но и душу. Обучающиеся вместе с родителями побывали в теплицах предприятия и своими глазами увидели, что более миллиона различных растений, в том числе и цветочной рассады, которая ранней весной высаживается в грунт в городских парках, скверах. На предприятии работают истинные мастера своего дела. Сейчас сотрудниками уже произведена закупка хвойных деревьев для разбивки первого в округе елового парка. Помимо хвойных деревьев в Старом Осколе в скором времени появятся и плодово-ягодные, будет разбит сад цветов.

А что может сделать 4-й класс, чтобы город стал еще краше, чтобы красивее стало в школьном парке? Изучив разнообразный материал по озеленению, обучающиеся поставили перед собой несколько вопросов. Можно ли уменьшить количество неухоженных клумб в нашем городе и сделать наш город еще краше? Как создать дизайн клумбы своими силами? Какие мероприятия можно предложить для решения этой проблемы? Исходя из данных вопросов, сформулированы цель и задачи проекта. Цель проекта: обучение младших школьников рациональной деятельности в природе, при которой сознательно, целенаправленно, планомерно развивается взаимодействие с нею, познавательная, творческая, общественная активность школьников. Задачи:изучение вопроса создания дизайна клумб; изготовление фотоальбома «Цветники Старого Оскола»; создание эскизов и макетов цветников для школьных клумб.

В ходереализации программы ученики разделились на 5 групп, каждая из которых отвечала за решение конкретной задачи. Группой историков были изучены некоторые вопросы дизайнерского искусства оформления цветников. Группой географов — краеведов было проведено исследование пришкольных участков, пригодных для обустройства клумб и выполнен план пришкольных участков. Фотографы создали фотоальбом с изображением цветников города. Группа художников создала эскизы будущих клумб. Группой дизайнеров изготовлены макеты клумб для трех пришкольных участков. Группа по связям с общественностью предложила директору школы, Лебедевой Татьяне Михайловне, эскизы и макеты будущих цветников для дальнейшего воплощения проекта в жизнь.

Ученики просмотрели несколько книг, использовали ресурсы Интернета и выяснили, как оформляются цветочные клумбы, границы клумб, правила подбора цветов по окраске, правила подбора цветов по времени цветения. Была дана физико-географическая характеристика территории школы у входа в здание, пригодной для обустройства клумб, создан план цветников. Учитывая весь изученный материл, школьники остановили свой выбор на растениях, легко приживающихся в нашем крае.

Таким образом, результатом работы младших школьников по данной проблеме стали: знакомство с дизайнерским искусством цветников; подготовлены сообщения по данной теме на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда; исследованы пришкольные участки, пригодные для обустройства цветников, составлен их план; создан фотоальбом с изображением цветников города, альбом эскизов будущих клумб; изготовлены 2 варианта макетов клумб для трех пришкольных участков; директором школы принят проект оформления пришкольной территории для дальнейшего воплощения в жизнь.

Проектная деятельность в школе позволяет сделать еще один шаг в направлении развития школьников. Она создает вполне конкретный продукт, направленный на изменение реально существующей ситуации. Очевидно, что есть и другие виды деятельности, которые сегодня успешно «приживаются» в нашей школе. Это, например, научно-исследовательская деятельность, ориентированная на приобретение школьниками новых знаний. В ней формируются не только созидательные, но именно исследовательские навыки анализа, сравнения и сопоставления, умение формулировать гипотезы и доказывать. Все это помогает Российской школе обеспечивать не только качественную подготовку учащихся в направлении академических знаний, но и практико-ориентированную подготовку будущего страны.

Литература:

  1. Дубова, М. В. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы)/ М. В Дубова.- М.: Баласс, 2010. — 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов./ М. В Дубова — М.: Баласс, 2010. — 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle