Автор: Титова Светлана Сергеевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Библиографическое описание:

Титова С. С. К вопросу о восприятии художественных произведений [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 53-55.



В процессе изучения художественных произведений, при непосредственном восприятии композиций, наблюдаем у обучаемых активизацию разнообразных ассоциаций, не только звуковых, но и зрительных, тактильных, обонятельных. Прекрасным полем для осуществления таких наблюдений являются дисциплины «Беседы о музыке», «Музыкальная литература» в рамках которых осуществляется целенаправленное изучение музыкальных произведений.

Основой содержания образов музыкальных выступают: чувства, эмоции, переживания. В восприятии музыкального произведения важную роль играют ассоциативные представления, формирующиеся на основе связи и ассоциировании элементов музыкального языка с теми или иными явлениями жизни.

Музыка может выразить зрительные ассоциации — свет, тень, тьма, цвет, объем, пустоту, массу, приближение и удаление в пространстве (полет Кикиморы в одноименном «Народном сказании» для симфонического оркестра А. К. Лядова, полет Бабы-Яги в цикле «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского).

Примеры образов природы — бесконечно льющаяся и широкая река — образ во втором фортепианном концерте С. В. Рахманинова, вешние потоки в романсе «Весенние воды», пейзажи — «Островок», «Здесь хорошо».

Другие — примеры образов света, далекой звезды — в четвертой сонате А. Н. Скрябина. Скрябин мечтал о создании нового синтетического жанра, в котором сольются не только звуки и цвета, но и запахи и пластика танца. Но он сам осознавал всю непомерную сложность своей задумки.

«Помочь» воспринять мульти-образы в своем реальном звучании призваны нередкие композиции XX века, например зарубежные. Так, сочинениями, в которых звуковые образы могут непосредственно дополняться зрительными и обонятельными [6] — выступают: мульти-композиция-хэппенинг в Бонне немецкого композитора Йозефа Антона Риeдля «Klang/Licht/Duft-Spiele´» («Звуко-цвето-запах-игра», 1967) [7], произведение Михаэля Нихауса «WaterMusicBerlin» («Берлинская водная музыка», 1977) — образец достижения мультисенсорного эффекта воздействия, при котором звуковые образы могут дополняться осязательными.

Итальянский живописец Карло Карра [1] в манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов» (1912) рассматривал принцип синестезии, утверждал, что ощущение всех невизуальных феноменов можно добиться с помощью абстрактных красок и форм: «…цельные пластические абстракции, порожденные не зрением художника, но ощущениями звуков, шумов, запахов и всех неизвестных сил, которые нас окружают».

Один из примеров музыкального произведения, активизирующее задействование многих каналов восприятия в одновременности — «Аквариум» французского композитора К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», входящее в школьную программу («слушание музыки» и «музыкальная литература») в разделе знакомство с инструментами оркестра и примерами программной музыкой.

Пассажи в исполнении арфы и легато струнных передают переливы воды, гроздья парящих аккордов, нисходящее секвенционное движение фортепиано и струнных — ассоциируется с погружением на дно морское, прерываемых паузами — всплески воды и расходящиеся круги на глади воды, повторное строение фраз со сменой гармонических функций в их завершении — передают разновекторное движение в одну и другую сторону обитателей дна морского. Яркий пример визуального воплощения данной музыкальной композиции — короткометражный мультфильм из проекта «Classical baby theartshow» — «Aquarium» (США, 2005, реж. AmyShatz, в серию мультфильмов вошли мультфильмы на шедевры из оркестровой, оперной и камерной музыки; помимо музыки серия включает знакомство с композициями в области танца, живописи, поэзии). В данном примере — наблюдаем совершенно детскую манеру восприятия, в стиле «примитивизм» как в двухмерности и плоскостности и отсутствии строгих законов перспективы в изображении видеоряда: где осьминог играет на скрипке, медуза на фортепиано, где коньки морские музицируют в паре на арфе, где рыбы-ежи надуваются до невероятных размеров, а обитатели морского дна: звезды, медузы и пр. исполняют гипнотически-завораживающие плавные круговые вращения).

По тактильным ощущениям это прежде всего общий образ представляющий легкость, невесомость, объемность, синтезированный с фрагментами почти «молекулярных» наимельчайших капелек пассажей.

Данную композицию мы предлагали прослушать и отразить на своих рисунках возникающий в представлении учащимся как 1 класса в рамках дисциплины «Беседы о музыке», так и учащимся 2 класса в курсе дисциплины «Музыкальная литература» — большинство детей выбрали светлые оттенки — желто-рыжего и сине-зеленого спектра в акварельно-приглушенной манере нанесения без контрастной прорисовки, преобладают волнистые и витиеватые линии, при о практическом отсутствии черного оттенка в фоне и остропрямолинейных линий, у трети! детей отражена природа именно в образе воды, водоема, моря с соответствующими обитателями в виде рыб, медуз, звезд, ракушек.

Противоположный по образно-эмоциональному модусу пример сочинения — «Хабанера» из оперы «Кармен» французского композитора Ж. Бизе.

Данная композиция входит в школьную программу при изучении биографии композиторов XIX века (Ж. Бизе) в курсе Зарубежной музыкальной литературы и при изучении музыки разных стран (Испания) в курсе Слушания музыки. Темпераментная, экзальтированная эмоция, резкость, активность фраз и мелодических линий, четкая ритмическая организация, унисоны струнных, грубые окончания фраз с тембрами барабанов во вступлении, чеканность тембра кастаньет, прихотливость и извилистость непокорной мелодии в основной части.

Обволакивающий образ в пучину жгучей эмоции, вихря буйных красок.

Яркий пример визуального воплощения данной музыкальной композиции — короткометражный мультфильм серии «Волшебная флейта» (Польша, реж. Кизимеж Урбаньски).

Эта еще одна серия анимационных фильмов из 48 серий, создание которой относится к 1900 г., представляющей собой рисованные мультфильмы к наиболее известным композициям классического наследия, отрисованные в самых разнообразны техниках, стилях и жанрах (в России серия вышла в 2008 г., реж. Александр Корейво).

Образец тактильно-двигательного отображения — бесценная хореографическая трактовка сочинения М. Плисецкой (постановка хореографа Альберто Алонсо) на музыку переложения ее супругом Р. Щедриным «Кармен-сюита».

Аналогичным образом данную композицию мы предлагали прослушать и отразить на своих рисунках возникающий в представлении образ учащимся как 2 класса в рамках дисциплины «Беседы о музыке», так и учащимся 3 класса в курсе дисциплины «Музыкальная литература» — все без исключения! дети выбрали теплые оттенки — малиново-бордово-красно-рыжего тона, преобладают в противовес первой композиции, — акценты на контрастность (сочетание с черным, темно-фиолетово-коричневым тоном), в наличии отрывистые линии, перемежающиеся с вихревыми потоками цветных штрихов, линии — напоминающие язычки пламени.

При восприятии музыки работают не только слуховые анализаторы, но и зрительные, тактильные и даже обонятельные и вкусовые.

Хрестоматийный пример, включенный для изучения в школьную программу 2 класса по дисциплине «Музыкальная литература» и 3 класс при изучении творчества П. И. Чайковского. Это триптих-дивертисмент, воплощающий карнавал сладостей: «Чай-кофе-шоколад» (испанский, арабский и китайский танцы) из сцены 3 картины 3 балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В основе дивертисмента — «История Щелкунчика» А. Дюма-отца (в переложении Э. Т. А. Гофмана). Каждый из трех танцев своеобразен по оркестровке, тонко соответствующей национальному колориту. Например «Чай» исполняют очень высокие и пронзительные духовые, проносятся свистящие звуки флейт, отрывистые терции фаготов, острые пиццикато струнных.

Здесь и образ кипящего заваренного чая и струящегося дыма и искрящиеся капли разливаемого ароматного напитка и вся тонкость и таинство чайной церемонии и нотки терпкости и обволакивающих оттенков.

«Кофе» — терпкий, неторопливый, с трелями духовых, исполняющих партию в утонченном дуэте, изысканность гармонии с задействованием воплощения специфически-восточного колорита — средствами гармонического лада (fis при g moll), на фоне мерно покачивающегося-колышущегося сопровождения бубнов.

«Шоколад» — задорно-изысканное соло трубы, сменяющееся партией кастаньет, кружение общего танцевального движения при тонкой ритмической нюансировке пунктированных фигур, хроматический звук в мелодии (cis — привносит пикантность при общем колорите Esdur), это поистине шоколад по-испански с добавлением молока. Пунктированный ритм — напоминает желеобразную консистенцию, получаемую при приготовлении по испанской рецептуре шоколада — с желатином.

В данном балете мы встречаем еще одно отображение образа сладостей — «Танец феи Драже» (в образе неразрывно слит, к сожалению, с видеорядом несменно транслируемого на телеэкранах рекламного ролика драже «М-ms») — редкий тембр инструмента челесты — привносит неземной, игрушечный колорит (удары молоточков инструмента не по струнам, а металлическим пластинам) — пронзительно, будто маленькие колокольчики, будто россыпь маленьких разноцветных и очень нереально вкусных сладчайших драже.

А такие названия сочинений: прелюдия № 4 К. А. Дебюсси «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» (по ст. Ш. Бодлера), романса «Сирень» (на сл. Е. Бекетовой) С. В. Рахманинова — говорят сами за себя.

Аналогичный процесс задействования каналов восприятия можно наблюдать и при общении с литературными произведениями.

Идея не нова. Ряд бытующих и по настоящее время выражений подтверждение тому. Перейдем к примерам — таково высказывание И. В. Гете, являющееся парафразой изречения греческого поэта С. Кеосского: «Живопись — немая музыка, а поэзия — говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» И. В. Гете говорит: «Архитектура — онемевшая музыка». В «Лекциях по философии искусства» Ф. Шеллинга встречается афоризм: «Архитектура — застывшая музыка».

Так, воплощением запахов и ароматов в других видах искусства — поэзии («немой музыке») предстает сонет «Соответствия» в перев. В. Иванова – четвертый в сборнике «Цветы зла») Ш. Бодлера (1855), в литературе — роман «Парфюмер. История одного убийцы» немецкого драматурга и прозаика П. Зюскинда (1985).

Рубеж 19–20 вв. ученым Х. Риндисбахером [8] обозначен присутствием «ольфакторного взрыва» — при котором в искусстве не достаточно языка слов-понятий и вводятся язык запахов. А П. Флоренский [9] исследовал механизмы эквивалентности перевода невербального языка запахов в поэтический текст. Примеры в литературе, например авторов серебряного века: З. Гиппиус «Цветы ночи», Б. Пастернака «Елене», К. Бальмонта «Арум», модернистов: В. Нарбут, А. Белый, Н. Клюев.

Литература:

  1. Карра К. Живопись звуков, шумов, запахов / К. Карра Режим доступа: http://asaartgallery.ru/karlo-karra-zhivopis-zvukov-shumov-zapahov/ Дата обращения: 05.10.2016 г.
  2. Марцинковская Т. Д. Психология восприятия абстрактного искусства / Т. Д. Марцинковская // Вопросы психологии, 2008. — июль. Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/213/17664-psixologiya-vospriyatiya-abstraktnogo-iskusstva.html Дата обращения: 27.09.2016.
  3. Мешкова А. С. К проблеме «произведения» в алеаторике / А. С. Мешкова // Омский научный вестник. — 2007. — № 2 (54). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-proizvedeniya-v-aleatorike дата обращения: 06.10.2016 г.
  4. Мороз Н. В. Восприятие искусства как основа формирования художественной культуры личности / Н. В. Мороз. Режим доступа: http://academicon.ru/publ/psihologic/moroz_n_v_vosprijatie_iskusstva_kak_osnova_formirovanija_khudozhestvennoj_kultury_lichnosti/1–1-0–371 Дата обращения: 27.09.2016.
  5. Чередниченко Т. Музыкальный запас: Александр Бакши / Т. Чередниченко // Неприкосновенный запас. — 2000. — 6(14). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2000/6/chr.html Дата обращения: 07.10.2016 г.
  6. Огданец М.Гибрид / М. Огданец // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/95913/avtorov-kollektiv-leksikon-nonklassiki-khudozhestvenno-esteticheskaya-kultura-xx-veka-56.php Дата обращения: 07.10.2016 г.
  7. Josef Anton Riedl Komponist. Режим доступа: http://www.musik-film-marathon.de/josef-anton-riedl-1.html Дата обращения: 07.10.2016.
  8. Риндисбахер Х. Д. От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» / Х. Д. Риндисбахер // Ароматы и запахи в культуре. – М., 2003. – Т. 2. – С. 69.
  9. Гришин А. А., П. А. Флоренский и В. В. Розанов: диалог священника и семьянина/ А. А. Гришин // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – № 44 (6) / 2012. – С. 117-123. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-pavel-florenskiy-i-v-v-rozanov-dialog-svyaschennika-i-semyanina Дата обращения: 05.10.2016.
Основные термины: Режим доступа, Дата обращения, «Музыкальная литература», дисциплины «Беседы, курсе дисциплины «Музыкальная, дисциплины «Музыкальная литература», школьную программу, пример визуального воплощения, рамках дисциплины «Беседы, Яркий пример визуального, Карра Режим доступа, короткометражный мультфильм, каналов восприятия, музыкальной композиции, французского композитора, XX века, музыкального произведения, художественных произведений, восприятии художественных произведений, непосредственном восприятии композиций

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle