Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Филиппова, Т. С. Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников / Т. С. Филиппова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11220/ (дата обращения: 20.04.2024).



Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

В данной статье раскрывается системная и целенаправленнаяработа по изучению родного края, которая способствует формированию культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека.

В Федеральных государственных стандартах второго поколения содержится описание портрета будущего выпускника:«Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины».

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как основа всех основ, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине.

Начальная школа — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Сегодня не достаточно вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а необходимо сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, развивать умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации через организацию коллективно-творческой, исследовательской и поисковой работы, формировать личность, способную к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Поэтому моя задача, как педагога — реализовать системно-деятельностный подход посредством организации краеведческой деятельности, показать все многообразие усвоения культурных ценностей, способствовать формированию исследовательской культуры школьника в учебной, внеучебной, проектной и поисковой деятельности. Считаю, что без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека.

Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества».

Введение элементов краеведения в структуру уроков и внеурочных занятий в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Ведь краеведение — всегда «краелюбие». Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край — живая, деятельная частица великого мира.

С чего для ребёнка начинается Родина? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей… Со временем, постепенно понятие «родной дом» расширяется: и это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже — Россия, и, наконец, планета Земля — наш общий дом. Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы. Становится ясно, что без малой родины Россия была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Основная задача при изучении родного края в этот период заключается в формировании у школьников образа своего родного города — интересного и привлекательного.

Основное поле краеведческой работы открывается во внеурочной деятельности. Моя задача — использовать разнообразные формы работы. Это классные часы, тематические праздники и коллективно-творческие дела, проектно-исследовательская деятельность, экскурсии и походы по родному краю, викторины.

2013 год был юбилейным для нашего города. Ярким мероприятием в классе стала пресс-конференция «Лебедянь… Лебедия...Россия…». На пресс-конференции участвовали эксперты, работники краеведческих музеев, экскурсоводы, а также журналисты различных изданий. В ходе пресс-конференции ребята не только познакомились с историей своего города, его легендами, но также примерили на себе разные социальные роли. Ценность таких ролевых мероприятий в том, что в процессе подготовки у учащихся формируются информационные, коммуникативные социальные компетенции.

Кроме того, ребята принимали участие в творческих заданиях и проектной деятельности. Они готовили поздравительную открытку к юбилею города, принимали участие в конкурсе рисунков на тему «Любимый уголок», создавали коллективный фотоколлаж «Лебедянь…Лебедия…Россия…» и синквейн «Мой город». Также ярко прошла защита творческих проектов «Мой любимы город», «Профессия моих родителей» «Война в истории моей семьи», что носит глубоко личный и ценностно-ориентированный характер.

Не менее значимыми для детей стали экскурсии на предприятия города. Посещая их, ребята не просто знакомились с предприятиями, но и понимали неоценимый вклад родителей в экономическую жизнь города.

На занятиях по внеурочной деятельности не заканчивается изучение родного края. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование краеведческой культуры младших школьников, а также способствует повышению творческой активности, экологического сознания, а также потребности в познавательной деятельности и активизации учебных знаний учащихся начальной школы.

В содержании курса окружающего мира достаточное количество краеведческого материала. Говоря о родном края, дети узнают о парке с. Троекурово, расположенного в бывшей усадьбе князей Троекуровых, с аллеей из тополя серебристого, клена остролистного, березы бородавчатой, ясеня обыкновенного, лиственницы сибирской. Узнают об урочище Павелка и низовьях Красивой Мечи, рекой Дон и Красивая Меча. Особенно заинтересованно проходит изучение лекарственных растений с последующим проектом «Зеленая аптека Лебедянской земли и составление маршрута «От школы до дома».

На уроках математики многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Например:

− Первый российский ипподром был организован в Лебедяни в 1826 году, а Казенный мост через реку Дон в 1910 году. На сколько раньше был построен ипподром?

− Город Лебедянь основан в 1613 году. Какой день рождения он отметит в 2053 году?

Русский язык. Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение». (1- 2 класс).

Например, Меня зовут …. Я живу в городе.... Он расположен на берегу … …. В нашем городе много..., ... и.... Он очень.... Мы все любим свой....

В 3 — классах предлагаю ребятам составить предложения о родном городе самим, написать сочинение «С чего начинается Родина?».

На чистописании, при изучении букв и их соединений прошу назвать улицы города и записать их в алфавитном порядке (Ленина, Советская, Шахрая, Свердлова, Интернациональная). Навыки грамотного письма отрабатываю на текстах краеведческого содержания.

На уроках литературного чтения соприкасаемся с творчеством писателей и поэтов–земляков Е. И. Замятина и Т. Чурилина, а на уроках музыки говорим о К. Н. Игумнове.

На технологии младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению к объектам природы и изделиям из них.

А на уроках изобразительного искусства ребята выполняют рисунки на темы «Улицы нашего города», «Город, который я люблю», «Эмблема Лебедяни», «Симметрия в архитектуре родного города».

Очень часто использую эпиграфы к урокам на тему краеведения. Например, слова Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя Родина может дать тебе, а спроси себя, что ты можешь дать Родине» располагают к последующей беседе.

Таким образом, ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет обучающимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Изучение краеведческого материала является важным средством духовно-нравственного воспитания.

Я убеждена, только системная и целенаправленнаяработа по изучению родного края способствует формированию культурных ценностей, а соответственно и духовно-нравственного человека. Создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Литература:

  1. Акимов В. Лебедянь от А до Я. Из блокнота краеведа. – Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2005.
  2. Акимов В. В., Надов К. О. Лебедянь. От Сенной до Ярмарочной. Исторический фотопутеводитель по центру Лебедяни 1913 года — Воронеж, 2013
  3. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — № 3.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. — М.:2010. 2. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. — М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Лебедянь, начальная школа, родной город, Россия, внеурочная деятельность, Город, духовно-нравственный человек, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Похожие статьи

Становление краеведения в России как элемента...

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный руководитель, дополнительное образование, актовый зал, особое внимание.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение, класс, дополнительное образование, воспитание детей...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по...

Библиографическое описание: Гринкевич Л. Н. Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину»

− приобщение учащихся к истории, культуре людей России, Пермского края. Задачи

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной... родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный.

Похожие статьи

Становление краеведения в России как элемента...

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город, духовно-нравственное воспитание, краеведческая работа.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во...

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, совместная деятельность школы, семьи и общественности, воспитательный потенциал ФГОС.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников...

духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.

внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, занятие, ребенок, родитель, начальная школа, классный руководитель, дополнительное образование, актовый зал, особое внимание.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, внеурочная деятельность, ребенок, процесс воспитания, образовательное учреждение, класс, дополнительное образование, воспитание детей...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе...

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по...

Библиографическое описание: Гринкевич Л. Н. Конспект мероприятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину»

− приобщение учащихся к истории, культуре людей России, Пермского края. Задачи

Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной... родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный.