Библиографическое описание:

Хайченко В. Н., Нечепаева Г. Г., Шарова Е. А. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «В осенний лес по грибы» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 156-158.



Программное содержание:

Систематизировать у детей знания и представления о грибах, о многообразии их.

Обогатить словарный запас, развивать связную речь детей.

Развивать с помощью игр активную деятельность детей.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: Беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно — ролевые игры, чтение художественной литературы.

Материал: Использование ИКТ, грибы — муляжи (подосиновик, подберёзовик, опята, маслята, боровик). Несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка, игрушка — Незнайка.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам в гости пришёл?

Дети: Наш друг Незнайка.

(Дети здороваются с Незнайкой)

Воспитатель: Незнайка, а что у тебя в корзине?

Незнайка: В корзине у меня много разных грибов, я их приготовлю и угощу детей.

Воспитатель: Незнайка, а каких грибов ты нарвал?

Незнайка: Я рвал все подряд, они все красивые.

Воспитатель: Ребята, правильно сделал Незнайка, что все подряд рвал грибы?

Дети: Неправильно. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Воспитатель: Правильно, дети. Чтобы сорвать гриб вы должны его хорошо знать. Если гриб красивый это не значит, что он съедобный.

Сегодня я хочу познакомить вас со съедобными и несъедобными грибами и приглашаю на экскурсию в лес. И, конечно, возьмём Незнайку с собой.

(Дети приглашают Незнайку на экскурсию в лес)

Воспитатель: Мы отправимся в путешествие с помощью волшебного зонта. Отправляемся в путь!

Один, два, три, волшебный зонт, нам дорогу покажи!

Появляется на мультимедийной доске картинка осеннего леса.

Воспитатель: Посмотрите, куда нас перенес волшебный зонт.

Дети: Мы пришли в лес.

Воспитатель: А какими лесными дарами богат лес осенью?

Ответы детей: Лес богат осенью лекарственными травами, орехами, грибами.

Воспитатель: Хорошо осенью в лесу в солнечный день. Слышно, как падают листья с деревьев. А как называется это явление.

Дети: Это явление называется листопад.

Воспитатель: А как называют человека, который собирает грибы?

Дети: Этого человека называют грибник.

Воспитатель: Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев. Я расскажу вам, что такое гриб.

Гриб — это особенное растение, у него нет веток, листьев цветов. Он состоит из грибницы, ножки, шляпки.

— Ребята, а сейчас угадайте загадки о грибах.

Задание «Угадай загадку». (Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

Что это, ребята? (Гриб)

Дети: Это, гриб!

Не спорю— не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту яобычно,

В березовой роще. (Подберезовик)

Ходят врыженьких беретах,

Осень влес приносят летом.

Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички).

Глубоко был спрятан он,

Раз-два три— ивышел вон,

И стоит он на виду.

Белый ятебя найду! (Боровик)

Я вкрасной шапочке расту,

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я … (Подосиновик).

Воспитатель: О чем были загадки? (Ответы детей).

— Молодцы, все загадки отгадали! Ребята, давайте поищем грибы на полянке и соберём их в корзинку.

(Дети собирают грибы — муляжи и прежде чем положить в корзину, рассматривают их).

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?

Дети: Нет, есть съедобные и несъедобные(ядовитые)

Воспитатель: почему грибы называют несъедобными? Дети: Их нельзя употреблять в пищу.

Воспитатель: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам.

— Мы теперь с вами грибники. Тихо идем по лесу, вдыхаем свежий запах опавших листьев.

Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные»

— Вот возле березы стоит грибок.

(Появляется на мультимедийной доске картинка подберезовика).

Я родился вдень дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной ипрямой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Незнайка нашёл красивый гриб.

— Незнайка, ты знаешь, как он называется?

Незнайка: Я не знаю, как он называется, но он очень красивый.

Воспитатель: Этот гриб — боровик, коренной лесовик считается царем грибов. (Появляется на мультимедийной доске картинка белого гриба)

Еще его называют белый гриб, потому что он даже когда высохнет или его сварят, остается белым и не темнеет. У него толстая, плотная белая ножка с темно-коричневой мясистой шляпкой.

— Незнайка, клади его в нашу корзину.

— Вот этот гриб — с ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

Этот гриб растет только под деревом осины и называется…

Дети: Подосиновик.

Идем дальше. Смотрите какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. (Появляется на мультимедийной доске картинка лисичек)

— Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

— Как вы думаете почему? Ответы детей).

— Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке

А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные)

— Вот какие подарки приготовил нам лес!

Физминутка

Мы слесной поляны вышли,

Поднимаем ноги выше –

Через кустики икочки,

Через ветки ипенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас мы сядем, отдохнем,

А потом опять пойдем.

Давайте еще побродим по лесу, может быть, найдем еще грибы.

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

— Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что — то не нужно человеку, это может быть необходимо кому — то другому.

Воспитатель: Внароде говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут» — эта пословица относится ко всем ядовитым грибам.

Можно их класть в корзину?

Дети: Эти грибы в корзину класть нельзя. Они вредные для здоровья.

Воспитатель: Дети, назовите ядовитые грибы?

(Ответы детей — мухомор, бледная поганка.)

Воспитатель: Ребята, у нас в корзинке много грибов, давайте поиграем в игру вместе с Незнайкой.

Дидактическая игра: «Съедобные— несъедобные»

В одну корзинку дети кладут съедобные грибы, в другую несъедобные.

В конце игры воспитатель и дети проверяют правильность выполнения задания.

Незнайка: Мне очень нравится собирать грибы и играть с ребятами. Давайте ещё поиграем.

(Хороводная игра «По тропинке влес пойдем».)

Осень славная пора,

Ее любит детвора.

Мы корзиночки возьмем,

И грибочков наберем.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка по лесу?

— Что мы сегодня делали? (Гуляли в лесу, собирали грибы)

— Какого цвета листья осенью? (жёлтые, красные…)

— Какие грибы растут в лесу? (Ответы детей)

— Какие грибы съедобные, а какие несъедобные? (Ответы детей)

Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, какие грибы нужно собирать?

Незнайка: Конечно, знаю. Ребята, спасибо вам за интересную прогулку.

Воспитатель: Асейчас мы берём свой волшебный зонт и возвращаемся в детский сад. Ребята, пригласите Незнайку в группу поиграть.

Дети приглашают Незнайку поиграть вместе с ними.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle