Библиографическое описание:

Мержоева Л. М. Значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 185-188.



В статье рассматривается значение ингушского фольклора в эстетическом воспитании школьников. Отмечается, что устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем живительных истоков гибкого и выразительного языка народа.

Ключевые слова: народное творчество, художественное творчество, ингушский фольклор, эстетическое воспитание школьников

Роль фольклора в современной жизни и использовании его потенциала в развитии духовно-нравственной культуры учащихся делают проблему изучения традиционного народного фольклора в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в произведениях фольклора разнообразного систематизированного ценностного материала, изучение и определение его специфических возможностей считаются первоочередным в процессе эстетического воспитания школьников.

Однако в настоящей момент приходится с глубоким сожалением констатировать, что фольклор не осознается в полной мере как специфическое явление культуры. Он не стал неотъемлемым органическим элементом системы, как общего эстетического воспитания, так и конкретного художественного образования учащихся средней общеобразовательной школы.

Прогрессивные педагоги (Я. А. Каменский, К. Ушинский и другие) всегда считали, что в основе воспитания детей школьного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

Проблема воспитания детей средствами народного творчества становится предметом научного исследования и в последующие годы. Так, изучением роли народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста занимались Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Н. С. Карпинская и др. Дальнейшее развитие данная проблема нашла отражение в работах современных исследователей: О. С. Ушаковой, С. М. Чемортан, Н. В. Гавриш и др. Они рассматривали влияние народного творчества на развитие и воспитание детей в разных аспектах: личностном и речевом.

Анализируя народного творчество, они убедительно и на конкретных примерах показали, как родная речь, звучащая в сказках, выражение интонации народных песен, яркая народная игрушка становятся незаменимым средством воспитания любви к Родине и окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.

Современные исследования в той или иной степени связаны с вопросами художественной литературы: роль художественного слова в моральном воспитании ребенка дошкольного возраста (Н. С. Карпинская), влияние русского фольклора на словесное творчество детей (А. Е. Шибицкая), развитие образной речи средствами малых форм фольклора (Н. В. Гавриш), развитие поэтического слуха как средство формирование словесного творчества детей (О. С. Ушакова), театрально-игровая творческая деятельность детей (Л. В. Ворошнина) и др.

Все сказанное в полной мере относится и к ингушскому фольклору, который занимает важное место, как одно из средств воспитания. На протяжении многих веков он играл и играет большую воспитательную роль в жизни ингушского народа.

Великий писатель Лев толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадка, веселы и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки [1, с.].

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становили и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанными с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

То же самое с полным правом можно сказать и об ингушском фольклоре.

Живительный дух ингушского фольклора проникает в человека с младенчества. Он сопровождал наших предков от колыбельной песни до песни вечного упокоения. Поэтому ингуши всегда с особым добрым чувством относятся к фольклорным творениям народного искусства.

Ингушскому фольклору присущи жанровое многообразие, эстетическая глубина, гибкость и богатство родного слова, История распорядилась так, что мы пережили многовековой языческо-христианский период, а с середины ХIХ века в нашей стране уже укоренился ислам. Все это в корне меняло мировоззрение людей, что незамедлительно отразилось на их фольклоре. И все же до нас дошли и древнейшие мифы, и старинные обряды с сопровождающей их поэзией. А разве могли в нашем фольклоре не найти места многовековые дружеские связи с соседними народами?

Устное народное творчество являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем живительных истоков гибкого и выразительного языка народа. Впрочем, не только был, а таковым и остался. Если раньше фольклор существовал лишь в устно-поэтической форме, то сегодня стала значительно расширяться сфера его распространения благодаря средствам массовой информации.

Остается сожалеть, что у ингушей, как и у всех народов, устная форма бытования фольклора постепенно сужается под мощным натиском профессионального искусства.

И в этих условиях, опять же, весьма важно не растерять все те ценности, которые народ накапливал веками и веками же активно использовал в своей жизненной повседневной практике и умело использовал в образовательно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

В ряду этих ценностей ведущее место, конечно же, принадлежит фольклору. Понятно, что наш долг, как перед предками, так и перед потомками, состоит не только в том, чтобы максимально зафиксировать оставшиеся в народной памяти устно-поэтические ценности, а и в том, чтобы публиковать, пропагандировать и умело использовать их. И тогда фольклор обретает свою вторую жизнь, ибо наши современники не только слышат «преданья старины глубокой» от дедушек и бабушек, сколько уже знакомятся с ними в публикациях в различных постановках и т. д.

Ингушским НИИ гуманитарных исследований осуществлялась большая работа по созданию антологии всего ингушского фольклора. Заслуживает внимания то, что антология написана на двух языках, являющихся государственными в Республике Ингушетия — русском и ингушском. Двуязычность издания обеспечивает ему широкую доступность и популярность среди народов нашей многонациональной страны. Народы России щедро делятся своими традиционными и современными культурными достижениями. Данная антология также вносит свой вклад в общероссийскую сокровищницу. Однако проблема заключается в том, что мало изучены воспитательные возможности фольклора в эстетическом воспитании школьников.

Всем известно, что мы с детства слушаем сказки, сказания, песни мудрые назидания бабушек и дедушек. Повзрослев, мы читаем в переводах фольклорные произведения народов России и других стран. При этом мы невольно приходим к открытию, что многие фольклорные сочинения разных народов, отличаясь по языку и по деталям содержания, во многом похожи друг на друга. При ознакомлении с данной антологией происходит то же самое: читатель легко обнаруживает, что и в ингушском фольклоре вместе с его ярко выраженным национальным своеобразием много общего с устным творчеством других народов. Но удивляться этому не следует — ведь ингушу, как и все другие народы, веками жили в мировом сообществе. Вместе с тем (что вполне естественно) каждый народ имеет свою специфическую судьбы, свое национальное лицо.

В фольклоре Республики Ингушетии отражена душа народа, его поэтика, его отношение к жизни, его добро, думы, чаяния. Когда знакомишься с фольклором народа, начинаешь понимать, что за народ, о чем думали эти люди в историческом прошлом, к чему стремились, чего желали. В фольклоре нашли отражение дружеские взаимоотношения предков с Россией и со всеми соседними народами.

Первые ингушские фольклорные произведения были изданы более 130 лет назад первым этнографом Чахом Ахриевым.

Заурбек Мальсагов был одним из основоположников ингушской письменности, говорил о фольклоре, как о живом инструменте, очень чувствительном к изменениям, происходящим в обществе и отражающем их. Фольклор, как живая струна, реагировал и сам менялся вместе с окружающей действительностью.

Первый ингушский профессор Дошлуко Мальсагов писал: «Произведения фольклора могут пролить яркий свет на различные моменты истории. Сопоставляя произведения устного творчества ингушей с творчеством других народов, устанавливая между ними связь, прослеживая пути и этапы распространения «странствующих сюжетов», мы можем выяснить очень многое из неизвестного прошлого» [2, с.94–108].

Руководитель проекта семитомной Антологии И. А. Дахкильгов говорить о том, что теперь у читателей нашей республики и за ее пределами появится возможность иметь целостное представление об ингушском фольклоре, причем, в стадиальном его развитии, начиная с древнейших произведений до позднейших.

Фольклор представлен многими жанрами. Это мифы, песни — эпические и лирические, легенды и предания, сказки.

Первый том, составителем которого является И. А. Дахкильгов, представлен двумя разделами: «Мифы» и «Обрядовый фольклор» [3, с. 359]. Это древнейшие жанры.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов у ингушей, как и у других народов, можно выделить ряд циклов, переплетающихся друг с другом.

Космогонические мифы — мифы о происхождении мира и вселенной, которые, как правило, делятся на две группы — мифы развития и мифы творения. Это такие, как: «Как произошли Солнце, Луна и звезды», «Земля, человек и горы», «Устройство мира», «Центр Земли», «Бог сотворил человека» и др.

Глубокие знания народной традиции фольклора дают возможность учащимся проникнуть в подлинный смысл народной культуры и понять организующие ее силы.

Герои нартского эпоса путешествуют из солнечного мира в мир подземный, т. е. в царство мертвых. Они общаются и даже сражаются с языческими богами. Некоторые герои нартского эпоса (Сеска Солса, Села Сата, Патарза) сами являются полубожественными. Предводитель нартов Сеска Солса родился чудесным образом из камня, а другой известный нартский герой Хамчи Патарза закален в огне. Далеко не всегда нарты и их поступки являются идеальными с точки зрения народа. Поэтому слишком возгордившиеся нарты гибнут, хотя их гибель тоже является героической.

Главным героем героико-эпических песен ингушей является обездоленный герой или же, наоборот — известный предводитель набеговой дружины. Образ предводителя может быть как положительным, так и отрицательным. Обездоленный же герой во всех без исключения песнях показан не просто положительным, но и идеальным героем. Важно использовать произведения фольклора в воспитании и развитии личности школьников.

Ингуши очень любят свой фольклор. Народные песни регулярно звучат по телевидению и радио. Они с удовольствием заучиваются школьниками. Ингушские писатели, поэты и ученые пишут свои произведения, используя в них богатый мир сказок, преданий, песен. Исследователи продолжают записывать и изучать устное народное творчество. Важная задача современной школы — помогать учащимся самостоятельно познавать сущность элементов фольклорного языка.

Память прошлого, бережное сохранение в процессе фольклорных исследований этических и эстетических оценочных критериев предыдущих поколений во многом способствует более глубокому и полноценному пониманию школьниками общечеловеческой значимости мировой культуры.

Воспитание школьников в духе уважения к художественным бытовым традициям различных народов народностей, их обычаям, искусству, музыкальному, литературному и профессиональному творчеству служит целям эстетического воспитания школьников.

Богатый ассортимент традиционных художественных ремесел горного края, уникальное народного творчество, декоративно-прикладное искусство с его специфическими традициями в различных районах Ингушетии, характерные многоязыковые, климатические, культурные и хозяйственно-бытовые особенности являются неисчерпаемыми источниками для сбора фольклорного материала, обладающего уникальным художественно-эстетическим воспитательным потенциалом.

Так, в процессе проведения дисциплин художественно-эстетического цикла на базе материалов фольклорных исследований следует показать учащимся гармонию эстетических принципов единства и многообразия, сочетания национального и интернационального в художественной культуре разных народов, раскрыть специфическую красоту и эстетическую значимость абсолютно разных по материалу, назначению, орнаментике, стилистике изделий. Стержневым тезисом учебно-воспитательного процесса должно быть понятие, что фольклор дает возможность эстетического восприятия культурных ценностей различных народов и народностей, проживающих на территории Ингушетии и за ее пределами, воспитывает у школьников чувства уважения и интереса как к родственным национальным особенностям, так и в корне отличающимся культурам.

Кроме того, при надлежащей постановке эстетического воспитания средствами фольклора знакомство школьников с художественным творчеством различных стран и народностей, с неизвестными в данном регионе жанрами изобразительного искусства не только способствует расширению кругозора и приобретению определенной суммы знаний, но и активизирует ассоциативный стимул на уроках дисциплин эстетического цикла.

Литература:

  1. Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; — М.: Дет. Лит., 1984. — 32 с.
  2. Мальсагов О. А. Общественно-литературная деятельность З. К. Мальсагова // Героическая война. — Грозный: ЧИКИ,1962, 94–108с.
  3. Дахкильгов И. А. Мудрые наставления наших предков. Нальчик., Издательский центр «Эльфа» 2002, 359 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle