Библиографическое описание:

Кислицын А. С. Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 64-66.



В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной подготовки курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации с применением современных информационных технологий. Определены основные направления самостоятельной подготовки для привлечения курсантов к решению задач межпредметной и метапредметной деятельности, а также постпредметной подготовки. Определены критерии повышения эффективности самостоятельной работы курсантов военного вуза Проанализированы проблемные вопросы, возникающие в процессе их применения. Выявлены и обоснованы возможные пути решения возникающих проблем.

Ключевые слова: образование, самостоятельная подготовка, электронное обучение, внеурочная работа, информатизация

Правительство Российской Федерации и Министерство образования в своих руководящих документах в определяют в качестве стратегической цели информатизации высшей школы глобальную рационализацию интеллектуальной деятельности за счет применения новых информационных технологий. Повышение эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям общества и государства, и в свою очередь хочется добавить соответствие требований войск национальной гвардии к кадровому потенциалу. [4]

Замысел технологического подхода к применению информационных технологий в основном направлен на достижение определенных целей таких как — сокращение сроков усвоения материала, подача материала по наиболее сложным темам, достижение наглядности при демонстрации труднообъяснимых процессов.

Огромным ресурсом военного образования является самостоятельная работа. В военном вузе отсутствуют концептуально методологические подходы организации ее проведения на основании информационно-вычислительных комплексов. Именно ЭВМ должны стать регулятором теоретического освоения материала и практической образовательной деятельности курсантов в обретении компетентности, предусмотренных программой обучения. Группа авторов Б. Е. Стариченко, И. Н. Семенова, А. В. Слепухин определяют, что в условиях изменения целевых установок высшего образования, а также при возрастающем потоке учебной информации особое место приобретает формирование у студентов, в нашем случае курсантов, умений учиться самостоятельно и ориентироваться в информационном потоке. Поэтому особо актуальными становятся современные педагогические технологии электронного, дистанционного и смешанного обучения, которые призваны реализовать личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов, и направлены на развитие индивидуальных ресурсов обучающихся. [3]

Самостоятельная работа на базе информационных систем предполагает высокую профессиональную подготовку преподавателей способных точно фиксировать возможности ЭВМ и их недостатки в решении сложных прикладных проблем.

В связи с созданием национальной гвардии следует внедрить такие виды работы как предметно-развивающие и проблемно поисковые, эти виды работы предполагают повышение вариативности образования привлечение курсантов к решению задач межпредметной и метапредметной деятельности. Вообще деятельностный подход должен существенно приблизиться к приобретению навыка проведения реально-практической деятельности курсанта и повысить уровень как компетенции на предметном уровне, так и метакомпетенции, как способности деятельности, основанной на внедрении сразу нескольких областей профессионального применения.

Все это поможет преодолеть разобщенность подготовки курсантов по отдельным предметам и сблизить методическое взаимодействие различных преподавателей в реализации учебного процесса. В связи с этим важны не только знания, полученные после выполнения общевойсковых заданий или же конкретных дисциплин, важны действия, которым предметами подготовки являются укрупненные дидактические единицы учебных заданий, включающие в себя различные ракурсы рассмотрения учебной дисциплины. Поэтому информационные технологии могут сопровождать изучение отдельных дисциплин, как в рамках непосредственных программ, так и на уровне постпредметного обучения. То есть, когда, к примеру, изучаются отдельные разделы математики уже после завершения базового курса по математике в рамках какого-то другого курса, изучаемого курсантами по учебной программе.

Критерии повышения эффективности самостоятельной работы курсантов военного вуза:

  1. Сбалансированное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы. Для его реализации необходимо проведение разумного планирования аудиторного учебного процесса в тесной интеграции с самостоятельной подготовкой. Также должны учитываться учебные трудоемкости проводимых занятий и сложность изучаемых тем и дисциплин. Не маловажным фактором выступает также регламент служебного времени и распорядок дня военного института, работа библиотек и специализированных учебных классов, так как во внеурочное время доступ к источникам информации затруднен, а зачастую и попросту невозможен.
  2. Правильный выбор методики, форм и средств организации учебного процесса и самостоятельной работы курсантов в аудитории и за ее пределами. Курсанту первых курсов требуется направляющая рука преподавателя, контроль и требовательность командиров и начальников. В это время происходит перелом привычного уклада жизни, становление в коллективе, привыкание к армейским условиям жизни и быта курсантов. Появляются новые служебные задачи, несение внутренней и караульной службы, что не позволяет в полной мере раскрыть самостоятельность курсанта, и он в большей степени остается ведомым преподавателем. В дальнейшем, поднимаясь по курсовой лестнице самостоятельная подготовка курсантов видоизменяется, и роль преподавателя побудить курсанта к стремлению работать самостоятельно. Самостоятельная работа должна учить определять задачи, анализировать, выявлять проблемы и искать пути их решения. Требуется настолько сильно вовлечь курсанта в процесс самопознания, настолько заинтересовать и направить его мысли и силы на получение конечного результата, чтобы и во внеурочное время он стремился открыть для себя новое, непознанное. Необходимо чтобы досуг курсантов носил образовательный характер, а внеучебная деятельность была для них желанной и увлекательной. [2]
  3. Обеспечение курсанта требуемыми методическими разработками и материалами (в том числе медиа и интернет ресурсами) для преобразования рутинного процесса самостоятельной работы в творческий и интересный для обучаемого процесс. Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности, как правило, преследует в качестве основной цели освобождение человека от рутинных операций для того, чтобы создать условия для творчества или, по крайней мере, направить усилия на решение нестандартных задач. [1]

Следует выделить ряд проблемных вопросов, возникающих при его выполнении. Ограничение использования персональной компьютерной техники, в том числе и средств просмотра электронных книг. Ограниченное количество рабочих мест с возможностью выхода в интернет. Не достаточное количество разработанных обучающих компьютерных программ, программного обеспечения, электронных справочников и альбомов структурно-логических схем по военным специальностям институтов войск национальной гвардии.

  1. Организация и ведение динамического контроля над ходом самостоятельной работы. Применение практики поощрения и стимулирования курсантов за положительные результаты. Данный критерий в той или иной степени целесообразно учитывать и в остальных критериях. Его использование дает положительное влияние на эффективность самостоятельной работы курсантов и выступает дидактической составляющей, а не только мерой административно-дисциплинарного воздействия.

Реализация процесса широкого внедрения информационных технологий в образовательный процесс ВУЗов войск национальной гвардии и, в частности, процесс самостоятельной подготовки в настоящее время требует проведения исследовательского анализа и решения ряда проблемных вопросов.

  1. Приведение тематики, содержания учебного материала, доводимого до курсантов при помощи информационных технологий, в соответствие со специальностью и дальнейшим направлением служебной деятельности офицера войск национальной гвардии.
  2. Проведение постоянного мониторинга динамики развития информационно-коммуникационной среды ВУЗа, выявление положительных и отрицательных тенденций ее развития, межвузовский обмен положительным опытом применения информационных технологий в образовательном процессе и при самостоятельной подготовке.
  3. Мониторинг педагогического взаимодействия преподавателей и курсантов, определение характера влияния информационных технологий на данный процесс, выявление путей улучшения его качества и коэффициента полезного действия.
  4. Определение возможности интеграции и возможного симбиоза традиционных средств и способов обучения с современными информационными технологиями.
  5. Поиск путей и способов стимулирования и мотивации курсантов к повышению результативности учебно-познавательной деятельности в условиях применения информационных технологий.

Анализ результатов самостоятельной подготовки курсантов с применением информационных технологий показал, что при реализации основных принципов обучения (сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории с практикой), достижения курсантов более глубокие, индивидуальные, инновационные и практически значимые.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельной подготовки курсантов вузов войск национальной гвардии может повысить ее эффективность за счет:

  1. Освобождения от влияния ряда дидактических и психологических барьеров познавательной и учебной деятельности курсантов, придания ей векторной мотивации и индивидуализации.
  2. Усиления личностной мотивации развития профессиональной подготовки и самореализации в выбранной военной специальности.

Применение информационных технологий вносит яркие положительные дидактические возможности, а они в свою очередь стимулируют совершенствование самостоятельной подготовки курсантов. К ним относятся:

  1. Многогранность поиска, получения, представления и доведения информационных ресурсов всех видов (текстовых, графических, мультимедиа), что позволяет наглядно, доступно и широко разобраться с учебным материалом в необходимом (индивидуальном) объеме.
  2. Свобода, так называемый серфинг, выбора той или иной учебной информации, его простота и доступность. Возможность получения и передачи информации по множеству каналов (локальные сети и сети интернет), многоуровневые базы данных, электронные библиотеки и т. д.
  3. Постоянно обновляемая база, с возможностью ее вывода, хранения и представления, а также изменения и исправления ошибок.
  4. Широкий практический диапазон применения, от простого повторения учебного материала, до проведения практических и лабораторных работ, творческой, познавательной, научной и поисковой деятельности.

В завершении хочется отметить, что вопрос применения информационных технологий имеет как положительные, так и отрицательные аспекты для повышения эффективности самостоятельной подготовки курсантов. Данный вопрос требует проведения дополнительного исследования, особенно с точки зрения возможностей самих информационно-коммуникационных технологий, изучения их влияния на психофизическое состояние курсантов, утомляемость, внимание, развитие памяти. Так же важнейшим вопросом стоит возможность качественной и эффективной интеграции и комплексного применения устоявшихся традиционных образовательных технологий и современных информационных технологий.

Литература:

  1. Захарова И. Г., Информатизация образования: промежуточные итоги//Педагогические инновации на современном этапе развития образования//Сборник статей представителей научно-педагогической школы академика РАО В. И. Загвязинского, Изд. ТГУ 2010 г. Стр. 96–97.
  2. Лурье Л. И., Актуальные проблемы военной педагогики и национальная безопасность России// Педагогическое образование и наука № 3 2011г.
  3. Стариченко Б. Е., Соотношение понятий электронного обучения в высшей школе/ Образование и наука.// Информационные технологии в образовании. № 9 (118) 2014г. Стр. 54.
  4. http://studopedia.su/19_137759_informatizatsiya-obrazovaniya.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle