Библиографическое описание:

Бузина Т. Г., Ваврыш С. Н., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 112-115.



В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Ключевые слова: проектная деятельность, формы взаимодействия, сотрудничество, эффективность, педагоги, родители

Проблемы взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного учреждения «вечны». За последние пятьдесят лет в периодической печати было опубликовано сотни статей, выпущены десятки методических пособий. Но проблема так и остается актуальной на сегодняшний день. Семья есть и будет самым сильным фактором влияющем на развитие ребенка. Это подтверждает и Российское законодательство, так в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273 — ФЗ именно родители должны заложить фундамент физического, психического и нравственного здоровья, так же, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования они имеют право быть полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Работа педагогов и родителей будет эффективной только в случае союзничества, этому будет способствовать проектная деятельность. Именно она способствует активному выбору содержания образования, ребенок в данном случае становится субъектом образования.

Понятие «проект» в словаре С. И. Ожегова отображается как замысел, план. Проектная деятельность в системе дошкольного образования является мотивационным целенаправленным способом изменения педагогической деятельности, которая отражает цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М. С. Коган).

О важности использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников говорили О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец, они предложили алгоритм действий педагога:

‒ исследование теоретического материала по теме проекта;

‒ формирование проблемы в процессе подачи теоретического материала (Что нужно сделать, для того чтобы…?);

‒ семье воспитанника предлагают сформулированную задачу;

‒ родители с детьми под руководством педагога планируют работу и приступают к выполнению проекта;

‒ совместная защита результата проекта.

Тематика и содержание проектной деятельности весьма разнообразна и зависит от интересов, увлечений участников проекта. Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенной Т. Ф. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов, таблица 1.

Таблица 1

Виды проектной деятельности (Т.Ф.Фуряевой)

Виды проектов

Содержание

Исследовательско-познавательный проект

Совместные эксперименты, результаты оформляются в виде газет, альбомов, дизайнерских сооружений, брошюр.

Игровой проект

Использование различных элементов творческих игр, моделирование проблемной ситуации.

Информационно-практико-ориентированный проект

Сбор информации с дальнейшим ее реализацией (разработка дизайна развивающей среды группы с последующим внедрением и пр.).

Творческий проект

Оформление итога деятельности в виде праздника, театрализованного шоу, презентаций продуктов труда.

Досуговый проект

Проведение спортивно-массовых, развлекательных мероприятий

Комплексный или смешанный проект

Все вышеперечисленные виды проектов используются педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения № 99 «Дулкын» города Набережные Челны. Так педагогами в ходе 2015–2016 учебного года для сплочения родительского коллектива, педагогов и детей был организован большой проект «Сотрудничество в творчестве», который в свою очередь был разделен на мини-проекты. Перспективный план проектной деятельности представлен в таблице 2.

Таблица 2

Перспективное планирование проектной деятельности

Сроки

Вид проекта

Название проекта

Цель проекта

Июнь — Август

Исследовательско-познавательный проект

Удивительный мир растений

Формировать у детей представления о жизни растений и их взаимосвязи в природе. Способствовать привлечению родителей к совместной деятельности.

Сентябрь — Октябрь

Творческий проект

Животный мир различных климатических зон

Формировать у детей представления об образе жизни животных различных климатических зон. Способствовать привлечению родителей к совместной деятельности.

Ноябрь — Декабрь

Досуговый проект

В здоровом теле здоровый дух

Формировать у детей осознанно-правильное отношение к своему здоровью. Создать дружескую атмосферу сотрудничества между ребёнком, педагогом и родителем. Создать единое здоровье сберегающее пространство.

Январь — Февраль

Игровой проект

Идеальный день моего ребенка

Установить контакт родителей и детей, научить ставить цели и реализовывать их, анализировать результаты.

Март — Апрель

Творческий проект

Цирк

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе специально моделируемой ситуации. Способствовать привлечению родителей к совместной деятельности.

Май

Творческий проект

Подкова на счастье

Научить создавать поделки из соленого теста. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать привлечению родителей к совместной деятельности.

В течение года

Комплексный или смешанный проект

Добрые дела наших родителей

Способствовать привлечению родителей к совместной деятельности.

Тематика проектов разнообразна и определяется самими членами проектной деятельности в зависимости от их интересов, возможностей, но основной линией было сотрудничество, при котором учитывалось мнение каждого участника образовательного процесса.

Создавая проект «Удивительный мир растений», предполагал знакомство с разнообразным миром растений России и Республики Татарстан. Дети совместно с родителями изготавливали паспорт растений, т. е. описывали его, в какой местности прорастает, подбирали стихи, загадки, художественные произведения о данном растении, рисовали или лепили его, изготовляли дидактические игры. Таким образом, данный проект способствовал пополнению экологической зоны группы.

Проект «Животный мир различных климатических зон» заинтриговал творческим подходом родителей. В ходе данного проекта дети закрепили знания об образе жизни животных в различных климатических зонах. Каждый ребенок с родителем дома изготовил макет жилища разнообразных животных. Так из подручных материалов были изготовлены макеты лисьей норы, берлоги медведя, дупла белки, логова волка и др. В ходе данного проекта проявилось активное творчество родителей и детей.

Проектная деятельность «В здоровом теле здоровый дух» была организована в рамках подготовки к педагогическому совету, посвященного формированию здорового образа жизни семей воспитанников. Родители должны были представить материал о своих спортивных достижениях, о методах оздоровления. В ходе реализации проекта были изготовлены и представлены видео, презентации, фотоматериалы, альбомы, коллажи, стенгазеты, буклеты и памятки, основанные на опыте семей воспитанников.

В проекте «Идеальный день моего ребенка» родители и дети попытались спланировать идеальный день, который бы учитывал интересы ребенка. Запланированный «идеальный день» проводился в выходной. Итоги были оформлены в виде самодельных книжек, альбомов, презентаций и видео. В анализе практически все семьи отразили, то, что невозможно спланировать идеальный день дошкольника без участия всех членов семьи. Так большинство родителей отметило, что идея их вдохновила на организацию «идеального дня» каждого члена семьи.

Творческий проект «Цирк» предполагал знакомство с цирковыми профессиями, династиями знаменитых цирковых артистов. Родители совместно с детьми готовили атрибуты жонглеров, гимнастов, клоунов. Итогом проекта было цирковое представление подготовленное родителями и детьми. Все подготовленные материалы пригодились для сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Помочь детям и родителям узнать об удивительных свойствах теста помог проект «Подкова на счастье». Участники, которого узнали, что из него получаются не только продукты питания, но и интересные поделки. Дети познакомились с профессией пекаря. Дома совместно с родителями попробовали испечь собственные ватрушки и булочки, которыми на следующий день угощали друзей в детском саду. Научились создавать поделки из соленого теста.

Проект «Добрые дела наших родителей» продолжался в течении всего учебного года, был оформлен стенд добрых дел, и когда семья выполняла определенное поручение или оказывала помощь, на стенде это отражалось в виде рисунка. И каждый ребенок мог отследить, оценить и сравнить добрые дела его и других родителей.

Таким образом, семейные творческие проекты — это еще один из способов взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников, реализация продуктивной совместной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Литература:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273 — ФЗ от 29.12.2012. с изменениями и дополнениями на 2013 г.). — М.: Эксмо, 2013. — 144 с. — (Законы и кодексы).
  2. Давыдова, О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
  3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Докт. Филолог. Наук, проф. Н. Ю. Швецовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. Яз., 1983. — 816 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle