Автор: Горькаева Евгения Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Библиографическое описание:

Горькаева Е. Ю. Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирование учебно-методического обеспечения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 42-45.



Статья раскрывает специфику дисциплин в колледже и ее влияние на процесс проектирования учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, проектирование, специальные дисциплины, специфика дисциплин

Специальные дисциплины технических специальностей определяют направление обучения. Их преподавание во взаимосвязи с организацией практической деятельности студентов призвано осуществлять идею подготовки специалистов высокого качества.

Компетенция профильного обучения включает в себя не только передачу определенного объема теоретических знаний и практических навыков, в изучаемой области, но и инициация их интереса к активной научно-исследовательской деятельности.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста [1].

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла:

  1. специфические черты обучения,
  2. разработка поставленных целей обучения,
  3. ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,
  4. оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов,
  5. воспроизводимость обучающих процедур [2, с. 187].

В специальных дисциплинах технических специальностей, как правило, представлен как теоретический, так и практический уровень знаний. Важной характеристикой, которых является формирование теоретических и практических основ, входящих в программу специализированного обучения.

Задачи, решаемые в преподавании специальных дисциплин принципиально отличаются от проблем, стоящих перед гуманитарной наукой. Феномен технической науки возникает как результат некоторых процессов в рамках более широкого целого, которым является деятельность по созданию технических устройств, так, как возникновение технических наук обусловлено потребностями развивающейся технической практики. Техническая наука представляет собой исторически сложившуюся форму обслуживания знаниями деятельности, характеризующуюся:

  1. научными методами исследования проблем;
  2. организацией получаемых знаний в виде научного предмета;
  3. специальной социальной организацией деятельности по выработке этих знаний.

Специфика же специальных дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования [3].

Одной из важнейших закономерностей развития современного общества является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. В современных условиях происходит изменение ведущих целей образования — все большее внимание наряду с учетом интересов государства уделяется удовлетворению потребностей личности в саморазвитии, формированию у молодого специалиста умений анализировать возникающие проблемы, выдвигать альтернативные способы решения и вырабатывать критерии правильности решений.

Эффективность профессионального самоопределения личности определяется степенью согласованности между психологическими возможностями, профессиональными требованиями, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям [4, с. 208].

Существенные изменения, происходящие в системе образования, требуют пересмотра существующей теории и практики профессиональной подготовки молодежи.

Способы организации деятельности влияют на успешность будущего специалиста. Основные критерии: занимательность и мотивационно — проблемные ситуации [5, с. 20].

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин. Однако традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

  1. новые практические требования к профессиональной подготовке, т. е. появление новых наукоемких отраслей промышленности, ведет к изменению структуры рабочей силы;
  2. новые цели и задачи, стоящие перед выпускниками, т. е. современный специалист не только должен знать в совершенстве свою профессию, но и быть динамичным, мобильным, способным непрерывно повышать свою квалификацию, уметь творчески мыслить и самостоятельно решать принципиально новые задачи, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям деятельности;
  3. современные взгляды на гуманистическую направленность образования, т. е. полученный уровень профессиональной подготовки, в результате изучения специальных дисциплин должен обеспечивать социальную защиту подростков от безработицы;
  4. возможность переквалификации выпускников, мобильного перемещения по должностям.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства [6].

Профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [7].

Активизация процесса преподавания специальных дисциплин, характерная для современного этапа развития общества, требует решения проблемы профессиональной подготовки специалистов в соответствии с практической моделью их деятельности и требованиями к профессиональной компетентности, с учетом имеющегося мирового опыта и проблем подготовки специалистов, свойственных отечественному профессиональному образованию.

Процесс подготовки специалистов в современных условиях должен быть целостным, состоящим из практической, образовательной и исследовательской деятельности в изучаемой области, ориентированным на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, умений и навыков будущего специалиста, адекватных этическим и квалификационным требованиям профессии и отвечающим требованиям работодателей.

Компетенции, соответствующие уровню квалификации специалиста, формируются в ходе целостного учебно-воспитательного процесса и процесса преподавания специальных дисциплин, которые в свою очередь зависят от грамотного проектирования учебно-методического обучения

В процессе изучения специальных дисциплин для техник-электриков, обучающиеся должны овладеть следующими базовыми компетенциями:

  1. знать современные тенденции развития технического прогресса, методы и формы организации работы коллектива;
  2. владеть основами техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
  3. уметь адаптироваться к различным условиям профессиональной деятельности;
  4. иметь представление о рациональном использовании сырьевых, энергетических и других видов ресурсов;
  5. уметь приобретать необходимую информацию с целью повышения квалификации и расширения профессионального кругозора;
  6. уметь применять полученные знания и методы технических, гуманитарных, социально-экономических наук в профессиональной деятельности;
  7. знать основы законодательной базы, этических и правовых норм, регулирующих отношение человек друг к другу, человека к обществу и окружающей среде;
  8. обладать культурой мышления, грамотно использовать профессиональную лексику, применять знание иностранного языка в своей профессиональной деятельности;
  9. иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимое для решения профессиональных задач с учетом технико-технологических, социально-экономических и экологических факторов;
  10. иметь представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования.

Обладать специальными компетенциями:

  1. знать основы профессиональных и специальных дисциплин;
  2. иметь навыки монтажа сетей и кабельных линий;
  3. выполнять работы по обработке электротехнических материалов;
  4. знать устройство и принцип действия электроустановок;
  5. выполнять расчеты по выбору и защите электрооборудования, производить электрический и электротехнический расчет осветительной сети.

Обладать профессиональными компетенциями:

  1. выполнять работы по монтажу осветительных и кабельных сетей и электроустановок;
  2. выполнять разборку, выбраковку и сборку электротехнических устройств;
  3. осуществлять контроль за качественным выполнением работ, связанных с монтажом ремонтом электрического и электромеханического оборудованиям;
  4. применять прогрессивные методы работы по монтажу и ремонту электрического и электромеханического оборудования, автоматизированных систем управления электроприводами, выполнять работы по текущему содержанию и обеспечению правильной и безопасной эксплуатации электроустановок;
  5. читать установочные чертежи, электрические и монтажные схемы; составлять проектно-сметную документацию;
  6. знать механику электропривода, выбрать мощность электродвигателей для различных режимов работы, проектировать кабельные и воздушные линии, силовые и осветительные сети;
  7. знать устройство, принцип действия и правила эксплуатации электропривода, КИП и А.

Успешность деятельности специалиста зависит в первую очередь от того, насколько активно студент, осваивающий профессию, включен в разнообразие учебной и практической деятельности, которая носит интегративный характер и позволяет его личности отразить все грани сложной профессиональной реальности.

Процесс профессиональной подготовки — это целенаправленное обучение теоретическим и практическим аспектам гуманитарных и естественных наук, формирование профессиональных умений и навыков, а также развитие личностных качеств будущего специалиста. Как показывает анализ готовности студентов к профессиональной деятельности и анализ содержания профессиональной подготовки, именно в рамках специальных дисциплин они формируются целенаправленно.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества [8, с. 78].

Обеспечение междисциплинарных связей и преемственности изучения студентами специальных дисциплин реализуется через направленность процесса обучения на сферу будущей профессиональной деятельности. При этом не предполагается расширение объема учебного материала, а осуществляется оптимизация информации за счёт актуализации уже имеющихся у студентов знаний, навыков, умений в области специальных предметов. Именно специальные дисциплины нацелены на создание и развитие у студентов мотивации, необходимой для формирования готовности к профессиональной деятельности, на передачу широкого круга знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

Эффективная реализация готовности студентов к профессиональной деятельности зависит от технологий обучения, способствующих формированию готовности к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин и расширению опыта использования полученных умений и навыков в будущей профессиональной деятельности.

В содержании специальных дисциплин заложены достаточные возможности по формированию готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста. Однако успешная реализация педагогического процесса определяется не только содержанием, но и процессуальным аспектом в виде конкретных методов, средств и форм обучения. Более того, результативность обучения зависит не столько от отдельных методов, средств и организационных форм, сколько от их единства, возникающего, благодаря их направленности на достижение поставленных целей.

Следовательно, модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности специалиста в процессе изучения специальных дисциплин представляет собой целостную, динамичную систему. Подготовка специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности в новых реалиях, является условием и предпосылкой эффективности его будущей деятельности.

В профессиональной подготовке специалистов ведущим компонентом обучения являются дисциплины, ориентированные на обучение профессиональной деятельности, а главным конечным результатом — способность, готовность к успешному выполнению профессиональной деятельности. Доля не только знаний в рамках учебной дисциплины, но и целых учебных дисциплин, выполняющих вспомогательную роль и обеспечивающих общее развитие, широту кругозора, формирование мировоззрения, идейно-нравственных и гражданских позиций, увеличивается.

В состав основных и достаточных знаний для реализации в профессиональной деятельности, можно отнести:

  1. профессиональный рост специалиста по вертикали (переход с должности техника-электрика на должность инженера, с должности мастера на должность начальника цеха);
  2. перемещение по горизонтали (переход с одного производства на другое, из одной отрасли народного хозяйства в другую);
  3. возможность смены техники и технологии производства при сохранении специалистом прежнего места работы;
  4. возможности для творческого проявления себя в работе (изобретательство, рационализаторство);
  5. запас знаний и умений для принятия решений в экстремальных ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы выполнения своих обязанностей;
  6. правильную оценку своей профессиональной деятельности.

Проблема проектирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам, показывая пути их совершенствования, развивая у них начала профессионального мышления, технического или другого профессионального творчества, включая в деятельность, близкую к профессиональной. Кроме того, изучение всех учебных дисциплин строится таким образом, что обучающиеся видят перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности [9].

Литература:

  1. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе/ С. В. Зонина, Г. Ф. Мухаметзянова //Образование и наука закамья Татарстана. 2009 г., № 15 [Электронный ресурс], сетевой режим доступа: http://nauctat.ru.
  2. Долженко О. В. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе/ О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский//- М.: Высшая школа, 1990 г, -187 с.
  3. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. [Электронный ресурс], сетевой режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.
  4. Ломакина Т. Ю. Модернизация профессионального образования: теория, опыт, проблемы/ Т. Ю. Ломакина//Проблемы современного образования. № 6, 2012 г, с. 208–215.
  5. Беспалько В. П., Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов./ В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — Высш.шк., 1989 г. — 144 с.
  6. Маркина М. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки. Информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999 г.
  7. Законопроект об образовании в Российской Федерации, ст. 71
  8. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучении я специальных дисциплин (на примере специальности «социальная работа»), Научный журнал: Фундаментальные исследования. 2011 г., № 8, с 78–82.
  9. Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях/ Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования//Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко — М.: Мастерство, 2001 г. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle