Библиографическое описание:

Бехтева Н. Н. Обучение китайскому языку в форме мини-проекта [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 59-61.



Статья посвящена определению роли и места метода мини-проектов в обучении китайскому языку.

Ключевые слова: мини-проект, метод обучения, китайский язык

The article is devoted to the definition of the role and place of the method of mini-projects in teaching the Chinese language.

Keywords: mini-project method of teaching Chinese language

В 80–90х гг. 20 века появился метод обучения иностранному языку с применением мини-проектов, который в свете всемирной интеграции и глобализации, тесных межкультурных и межнациональных взаимосвязей, выполняет важную роль.

В европейской традиции обучения иностранным языкам применяется данный метод уже достаточно долго, и поэтому достаточно изучен. Однако, вопрос обучения китайскому языку посредством данного метода не получил должного внимания.

Появление метода обучения в форме мини-проекта связанно с необходимостью разработки методов, которые позволяли бы формировать коммуникативную компетенцию.

В процессе реализации метода мини-проектного обучения необходимо провести отбор и распределение заданий, создать реальную языковую ситуацию коммуникации. Обучающиеся реализуют коммуникацию на иностранном языке, тем самым, принимая активное участие, приобретая опыт общения друг с другом, иными словами, изучая язык и применяя его на практике.

Метод мини-проектного обучения обладает следующими компонентами:

Коммуникативный компонент (обучающиеся в процессе выполнения задания, получают новую информацию, работают с ней, на ее основе взаимодействуют, тем самым развивая свои навыки коммуникации в реальной ситуации).

Реалистичный компонент (задание и реальная ситуация общения тесно взаимосвязаны). Обучающийся приобретает настоящий языковой материал, который может быть использован не только во время занятий, но и в реальной жизненной ситуации коммуникации. Подобные действия позволяют мотивировать обучающихся, вызывать желание коммуницировать новые знания, умения и навыки, которые впоследствии смогут применить на практике.

Процессуальный компонент (выполнение поставленной задачи очень важный момент, однако процесс решения этой задачи, в ходе которого обучающиеся обсуждают, применяют уже имеющиеся языковые навыки, глубже проникают в структуру изучаемого языка, познают не только сам язык, но и культуру страны, все это для изучения языка имеет еще большее значение)

Метод мини-проектного обучения, основывается на трех элементах: делать, применять и преобразовывать. Возрастающая роль коммуникативной компетенции будущего специалиста в области иностранных языков, позволяет нам говорить о больших перспективах метода мини-проектного обучения.

В процессе преподавания китайского языка как иностранного, метод мини-проектного обучения играет незаменимую роль. Он позволяет понять национально-культурные особенности культуры китайского народа, сформировать и развить у обучающихся коммуникативные навыки и умения.

Для эффективного применения метода мини-проектного обучения необходимо провести тщательный и разносторонний анализ, тщательно разработать каждую сферу деятельности, проследить связь с реальной жизненной ситуацией, выработать перечень актуальных тем, только в этом случае, можно говорить об его эффективности и оправданности.

На начальном этапе преподавания китайского языка как иностранного с учетом национально-культурных особенностей, наиболее эффективным методом обучения является метод мини-проектного обучения с учетом начального уровня знаний. Наиболее полным и всеохватывающим начальный период обучения, является перечень из 8 тем, которым соответствуют 24 коммуникативным мини-проектам.

Список тем для коммуникативного мини-проекта на начальном этапе обучения китайскому языку

Тема

Коммуникативный мини-проект

Знакомство и расспрос

Семья и друзья

Еда и напитки

Группа и учебное заведение

Хобби и деятельность

Выезд и транспорт

Фильмы и музыка

Мечта и планы

Приветствие

Имя и национальность

Вопросы о месте жительства

Члены семьи

Моя семья

Мои друзья

Завтрак

Еда и напитки

Предпочтения в еде

Группа и одногруппники

Расписание

Один день в учебном заведении

Вечеринка в честь дня рождения

Мое хобби

Спорт

Транспорт

Спросить дорогу

Погода

Музыкальный концерт

Телевизионная программа

Фильм

Беседа о работе

Планы на каникулы

Профессиональные планы

В различных аудиториях обучающихся темы коммуникативных мини-проектов могут варьироваться, но в основе должна лежать связь с реальной жизненной ситуацией, которая позволяет вооружать обучающиеся навыкам, которыми они в дальнейшем могли бы воспользоваться, иными словами темы должны быть соотнесены с действительностью, иметь характер взаимодействия и обладать целью.

Рассмотрим более подробно осуществление коммуникативного мини-проекта на примере темы «Знакомство» 招呼用语”, а также проанализируем связь с элементами языка различных уровней (фонетики, грамматики, лексики).

Данный проект, как указывалось выше, проводиться в 3 этапа:

Ознакомительный (преподаватель предоставляет необходимый языковой материал, происходит изучение лексики, грамматического строя, фонетического аспекта)

“你好”、“你们好”、“很高兴见到你”、“好久不见”、“过得怎么样?”、“吃过饭了吗?”、“上哪儿去?”

Увлеченность (преподаватель дает информацию, подготавливает обучающего к коммуникации). К примеру, Марк и Андрей — одногруппники, они ездили домой на время каникул и больше месяца не встречались, начался новый семестр, они встретились и оба обрадовались, необходимо составить диалог. Учитель распределяет роли.

Amy:你好,John!好久不见!寒假过得怎么样?

John:好久不见!Amy!很高兴见到你!我过得很好!你呢?

Amy:我也过得很好。谢谢!

对话完成后,教师领读,学生跟读。请学生进行操练,两人一组,巩固语言点。

Наташа и Павел — старые друзья, встретились на улице, у них завязался разговор.

设置情境:Sam和Kim是两位老朋友,他们在街上碰面,两人展开了一段对话。

Sam:吃过饭了吗?

Kim:还没呢。你上哪儿去啊?

Sam:哦,我去图书馆。

На данном этапе осуществления метода коммуникативного мини-проекта, преподаватель должен повторить диалоги, студент повторяет вслед за ним, затем преподаватель проводит и акцентирует внимание на связи осуществляемого ими акта коммуникации с реальной ситуацией, о возможности применения выученной лексики в дальнейшем.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle