Автор: Щедрина Татьяна Трофимовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Библиографическое описание:

Щедрина Т. Т. Психолого-педагогические условия оптимизации формирования профессиональных навыков медицинских специалистов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 55-57.



Современная система непрерывного образования (СНО) используя инновационные педагогические и информационные технологии, личностно-ориентированный и компетентностный подход, обеспечивают развитие обучающегося как профессионала в течение всей жизни.

Система непрерывного образования, построенная на основе принципов и механизмов интеграции, дает возможность взрослому человеку учиться, повышать свою квалификацию и после получения первичного профессионального образования, проходить переподготовку. СНО должна основываться на принципах и механизмах интеграции, касающихся всех уровней и видов образования, а так же его содержании.

Интеграция инновационных технологий обучения в систему медицинского образования обеспечивает качество профессионального медицинского образования на современном этапе. Внедрение новых технологий в учебный процесс, совершенствование методов обучения и практический опыт медицинской деятельности у преподавателей, возможность использования IT-технологий для обучающихся и преподавателей, развитие электронного обучения, внедрение симуляционных технологий обучения, является залогом качества высокого уровня подготовки специалистов в сфере здравоохранения.

Инновационные изменения в сфере медицинского образования в настоящее время направлены на аспекты подготовки специалистов, образовательные технологии, методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также кадровое сопровождение.

В связи с изменениями требований к будущим медицинским специалистам меняются приоритеты в организации образовательного процесса в медицинском колледже, его направленность на личностно-профессиональный рост выпускника, на обеспечение условий для раскрытия его потенциала и непрерывное формирование профессиональной компетентности.

В образовательной деятельности при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. В число этих технологий входят электронное обучение,дистанционные образовательные и симуляционные технологии.

Подготовка специалистов среднего звена является основной задачей медицинского колледжа, отвечающих современным требованиям профессиональной деятельности. При организации образовательного процесса в колледже возникает проблема поиска новых форм, методов и технологий, повышающих качество подготовки будущих медицинских работников.

Профессиональная компетентность медицинского работника характеризуется многофункциональностью, фундаментальностью знаний, требует развития интеллектуальных, творческих и рефлексивных действий.

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности объединяют в следующие группы: мотивационно-ценностные, содержательно-целевые, поисково-творческие, организационно-деятельностные и другие условия, активизирующие познавательную деятельность студентов. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции медицинских специалистов — это совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в медицинском колледже, от которых зависит процесс адаптации выпускников к профессиональной деятельности, учитывая при этом организацию образовательного процесса.

Рассмотрим психолого-педагогические условия формирования профессиональных навыков медицинских специалистов:

– мотивационно-ценностные условия включают формирование потребности к освоению, осуществлению и творческому преобразованию своей профессиональной деятельности;

– содержательно-целевые условия ориентируют на использование активных методов и интенсивных форм обучения; формирование клинического мышления путем наглядного моделирования исследуемых процессов посредством симуляционного обучения; алгоритмизацию учебно-познавательной деятельности;

– организационно-деятельностные условия — это эффективная деятельность преподавателя, предусматривающая предварительную подготовку к внедрению симуляционного обучения, владение методикой информационной технологии обучения с применением симуляционного обучения, умение применять методы проблемного обучения с использованием симуляционного обучения; оптимальное сочетание дидактических возможностей симуляционного обучения с этапами учебно-познавательной деятельности;

– поисково-творческие условия направлены на результат обучения, формирование умений самостоятельно проводить образовательную и поисковую деятельность с использованием симуляционного обучения.

Важными условиями, активизирующими познавательной деятельности студентов принято считать следующие: рефлексивные (овладение четкостью и последовательностью выполняемых операций, развитие навыков самоконтроля и др.); обеспечение возможности самостоятельного управления клинической ситуацией, выбор режима учебной деятельности и т. д.

С целью закрепления и доведения до автоматизма необходимых практических умений, обучению организовывать, корректировать и анализировать свою профессиональную деятельность в системе отечественного здравоохранения используются фантомы, муляжи, модели, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие моделировать процессы и различные профессиональные ситуации в деятельности медицинских работников.Данные имитационные средства обучения позволяют моделировать процессы и клинические ситуации профессиональной деятельности медицинских работников.

На сегодняшний день в отечественном здравоохранении актуальна проблема отказа пациента от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи, тем самым затрудняется обучение студентов. Внедрение симуляционного обучения профессиональной деятельности для студентов может в корне изменить ситуацию подготовки медицинских работников, т. е. выработать клинический опыт в виртуальной среде без риска для пациента. В настоящее время законодательно утверждено обязательное использование симуляционного обучения для программ среднего, высшего и последипломного медицинского образования, (приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.01.2007г, № 30).

В настоящее время в ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж» наряду с традиционными методами обучения внедрены и широко используются новые информационные технологии обучения, в частности, с применением компьютерных обучающих и контролирующих модулей.

Применяя в обучении компьютерные обучающие и контролирующие модули в сочетании с отработкой и контролем формирования мануальных навыков, можно частично замещать симуляционное обучение, при этом получая в результате также сформированные профессиональные компетенции, которые можно проконтролировать и совершенствовать, используя более сложные задания.

Для целенаправленного развития компетенций у студентов медицинского колледжа, используется опыт работы преподавателей, достигших высоких показателей качества подготовки практическим навыкам студентов медицинского колледжа.

Таким образом, использование психолого-педагогических технологий в учебном процессе необходимо для формирования не только знаний, умений и навыков, но и для формирования мыслительных способностей, личностных качеств, таких как самостоятельность, гибкость, креативность, целеустремленность и многих других. В современных условиях профессиональной деятельности это невозможно осуществить без внедрения новых способов обучения, а также дополнительной подготовки преподавателей психологическим технологиям развития личности студента.

Соблюдение рассмотренных психолого-педагогических условий поможет обеспечить наиболее полное раскрытие возможностей применения замещающего симуляционного обучения в учебном процессе медицинского колледжа, что окажет положительное влияние на формирование профессиональных компетенций медицинских специалистов и способствует содействию эффективного вхождения инноваций в образовательную деятельность и медицинскую практику.

Литература:

  1. Симуляционное обучение по специальности ≪Лечебное дело≫/ сост. М. Д. Горшков; ред. А. А. Свистунов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 288 с.
  2. Муравьев К. А., Ходжаян А. Б., Рой С. В. Симуляционное обучение в медицинском образовании — переломный момент // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 10–3. — С. 534–537
  3. Технологии профессионально ориентированного обучения: Учебно-методическое пособие./ Н. М. Борозинец, Г. Ю. Козловская, М. И. Плугина.- Ставрополь: Издательство ГБОУ ВПО СтГМА, 2012. -89с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle