Библиографическое описание:

Слынько Ю. В. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 194-198.



В течение 30 лет работаю в старших классах, из них около10 лет готовлю учеников к ЕГЭ по истории и обществознанию. За этот период накоплен определённый опыт подготовки к экзаменам. В данном процессе решается двуединая задача: систематизация материала и отработка навыков решения тестов.

Два означенных процесса взаимосвязаны и дополняют друг друга:только хорошие теоретические знания дадут возможность легко решать тесты, но порой выполнение практической части требует доработки теории.

Рассмотрим на примере подготовки к экзамену по обществознанию.

  1. На первой консультации знакомимся с Кодификатором (печатаю каждому ученику и прошу вклеить в тетрадь консультаций) и Спецификацией. Предлагаю план занятий. Рекомендую пособия по подготовке к ЕГЭ, называю ссылки на полезные сайты:
  1. http://humanitar.ru/show_news/79- все вопросы обществознания,
  2. http://beta-ege.ru/predmety/ege-po-obshhestvoznaniyu-2015/ — тесты он-лайн
  3. П. А. Баранов, С. В. Шевченко Обществознание, экспресс-репетитор для подготовки ЕГЭ (политика, экономика, право, человек и общество, духовная сфера) «Астрель», 2016 — материал чётко оформлен в схемы и таблицы, что способствует пониманию и запоминанию.
  4. И. Т. Порхоменко Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2015 — краткие ответы на все вопросы кодификатора. Определяется тематика консультаций (слайд)
  1. На консультациях учащиеся работают с лекциями по всем блокам вопросов обществознания: человек и общество, право, духовная жизнь общества, экономическая сфера общества, политика, социальные отношения.

Лекция сопровождается показом презентаций по конкретному блоку. Авторские презентации можно посмотреть на сайте ПроШколу.ru (http://www.proshkolu.ru/user/Slinko50/).

В электронном ресурсе материал содержит систематизировано — опорные схемы, таблицы, понятия. Ученики записывают материал, либо скачивают на электронный носитель.

Пример схемы из презентаций.

  1. Слайд презентации «Человек и общество»

  1. Далее начинается отработка основных понятий блока. Для этого составлены тематические таблицы основных понятий, причём ориентированные на задание С5 КИМов. Данный материал ребята скачивают на электронный носитель и учат, прежде всего, понятия.

Пример таблицы (пособие по заданию С5 включает 53 страницы)

Темы

Основные понятия

Определения понятий

Два предложения синформацией опонятиях

I Общество

Общество (в широком смысле)

это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы

взаимодействия и формы объединения людей.

1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т. к. эта деятельность создает особый мир — мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Общество (в узком смысле)

– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)

– отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)

– исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)

1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.

2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.

  1. На этом этапе отрабатываем алгоритм решения различных заданий, для этого готовятся памятки «Как работать с текстом», «Как написать эссе», «Методика составления сложного плана»; использую презентации-тренажёры для отработки навыков решения конкретных заданий (есть богатая копилка таких презентаций, скачанных с различных сайтов).

Пример 1. «Методика составления сложного плана» задание С8:

  1. Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему.
  2. Разделите это содержание на смысловые части.
  3. Озаглавьте каждую часть.
  4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль — это будут подпункты сложного плана.Развернутые подпункты означают, что вы должны раскрыть основную характеристику вопроса с помощью дополнительных уточнений. Например: «Чувственное познание: а) ощущение; б) восприятие; в) представление»; «Типы экономических систем: а) традиционная; б) командная; в) рыночная; г) смешанная».
  5. План может быть назывной и вопросный (каждый пункт можно формулировать в виде вопроса).

Пример 2: «Как написать эссе?»

Говоря о стандартной структуре эссе, стоит обратить внимание на следующие три его элемента.

  1. Введение. Объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, дается постановка проблемы, формулировка её основных положений, Актуальность — это востребованность её рассмотрения, соответствие современному состоянию общества, указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для общества в целом.

– Объяснение: почему пишете по этой теме!

– Указывается поднятая автором проблема

– Отмечается её актуальность: Эта проблема весьма актуальна в нашей сегодняшней действительности, в современном мире, для нашей страны и всего мирового сообщества, для нашей семьи, для меня лично (если возможно — то объяснить почему).

– Во введении определяется проблема и ваше отношение к ней.

  1. Основная часть. Анализ точки зрения автора высказывания + свой взгляд на проблему + определение обществоведческих терминов по предложенной теме и их раскрытие.

– Автор видит проблему так-то…Автор считает, высказывает, отмечает, разбирает вопрос (пересказ точки зрения автора своими словами)…

– Свое отношение, мнение к авторскому пониманию. Автор(фамилия, имя) безусловно прав, но… Нельзя не согласиться с мнением автора… Я согласен отчасти с мнением автора… Я полностью разделяю точку зрения автора…

– Аргументация конкретных положений: тезис → аргументы.

– В аргументации могут быть ссылки на другие авторитеты. В науке есть мнение… Ряд ученых придерживаются мнения… Ученые-обществоведы (экономисты, политологи, социологи и т. п.) придерживаются иной точки зрения …+ Примеры и ссылки из исторического и социального опыта + Ссылки на собственный опыт и практику.

– Тезис (ваши мысли по проблеме)

– Аргумент (доказательства мысли), они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, событий, жизненного опыта, ссылок на мнение ученых или авторитетных для вас людей

– В текст включаются обществоведческие термины (понятия) и их объяснение. Не увлекаться определениями (не более 2–3)

– Каждый абзац основной части раскрывает отдельную проблему или одну из её сторон и логически является продолжением друг друга.

  1. Заключение. 1) Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по проблеме (теме) высказывания. 2) Выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение ваших раздумий. 3) Резюме по теме! (В завершение → к началу). Не делать повтора мыслей в выводе.

Полезные советы

1. Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе. Написав абзац опять возвращайся к прочтению фразы.

2. Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста.

3. Выделяйте абзацы; соблюдайте красную строку; используйте краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.

4. Используйте схему построения предложений:

5. «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как.»..

6. «Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как, …, потому что …»

7. «По моему мнению.., я разделяю позицию автора…»

8. «В заключении можно сделать вывод, что…»

9. Владейте набором определений по каждой теме.

10. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями — первичное условие успеха при работе над эссе.

Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:

– Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?

– Какое высказывание из предложенных в моем варианте я могу раскрыть наиболее полно?

– Какие идеи я хочу сообщить?

– Какие понятия следует использовать при раскрытии темы?

– Сколько времени у меня уйдет на написание данной работы?

11. Черновик!Тему в черновик записывать обязательно — это условие задачи, перечитывайте несколько раз. Черновик разделите на две колонки, в первую запишите тему, а во вторую записывайте слова, словосочетания, возникающие ассоциации, цитаты, — всё, что возникает в уме при прочтении цитаты, это ваш рабочий материал.

Пример 3: «Как работать с текстом?»

  1. Внимательно прочитайте текст и определите, к какой теме он имеет отношение (это необходимо для актуализации знаний по данной теме)
  2. Также внимательно прочитайте вопросы к тексту, определите, сколько позиций ответа предполагает вопрос. Пример:Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм? Очевидно, что в ответе должно быть три пункта, т. к. вопрос требует ответа на три позиции. Записывать ответы необходимо по пунктам: 1., 2., 3.
  3. Очень важно в вопросе выделить ключевые слова, они помогут понять, что от вас требует задание (это важно и в блоке Б).
  4. Ещё раз перечитайте текст, выделяя абзацы, где есть возможные ответы на вопросы.
  5. Если в задании требуется указать два условия, а в тексте вы находите три-четыре, не усердствуйте, не записывайте больше, ибо оценивается только два условия.
  6. Первое задание направлено на точность воспроизведения содержащейся в тексте информации. Выполняя первое задание, внимательно прочитайте текст, выберите те предложения, где содержатся ответы на вопрос, и точно перепишите ответы.
  7. Второе задание направлено на интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов). Выполняя второе задание, своими словами объясните, как вы поняли слова автора, дополните свой вывод цитатами из текста.
  8. Третье задание требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Выполняя третье задание, своими словами сформулируйте примеры или доказательства авторской позиции. Помните, что примеры (доказательства) необходимо формулировать, применяя термины из курса обществознания.
  9. Четвертое задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему). Выполняя четвертое задание, начните с формулировки личной позиции («на мой взгляд», «я считаю, что»). Постарайтесь, чтобы аргументы, которые вы будете приводить, содержали определения понятий или характеристику признаков, изученных вами в курсе обществознания.

Пример 4: «Как решать задание В5?»

Есть определённые трудности у ребят при решении задания В5, в котором надо определить фактические и оценочные суждения.

Чтобы верно выполнить это задание, для начала необходимо понимать, что такое ФАКТ, что такое ОЦЕНКА. В переводе с латинского слово «факт» — сделанное, свершившееся. Суждения, которые носят фактический характер, нельзя оспорить.С 2013 года добавлено теоретическое суждение, которое предполагает умение увидеть в задании определение понятия, либо научное суждение.

Оценочные суждения показывают отношение к фактам с разных сторон, будь то с точки зрения морально-нравственных категорий — «хорошо», «плохо» и т. п.; или же с точки зрения какого-либо сомнения — «может служить…», «если принять во внимание…» и т. п. Может содержать разного рода предположения о предмете, явлении, оценки их значения; как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «как утверждал» и т. д. Теоретическое суждение предполагает умение увидеть в задании определение понятия, либо научное суждение.

  1. Пятый этап предполагает решение тематических тестов, которые включают в себя все формы заданий, содержащиеся в структуре КИМа, но ориентированные на конкретный блок вопросов. На этом этапе используются различные тестовые пособия, презентации-тренажёры, составляются тренировочные тематические тесты. Перед решением теста обязательно повторяем теорию темы, просматривая презентацию по данному блоку вопросов.
  2. Шестой этап подразумевает решение демонстрационных и тренировочных тестов, идёт отработка навыков решения тестов экзамена. Решение тестов может быть индивидуальным, каждый в своей тетради выполняет тестовые задания самостоятельно, для этого распечатываю несколько вариантов. Считаю необходимым внимательно читать задание любой части теста, выделять ключевые слова в вопросе, понимать, что от вас требуется, пытаться исключить лишний вариант, т. к. из меньшего количества вариантов легче выбрать. Либо решение тестов может быть и групповым, когда возможно и желательно обсуждение вариантов ответа, т. е. решаем с комментариями; группа работает по одному варианту печатному или электронному. Этому этапу посвящаю апрель и май.

Литература:

  1. http://www.fipi.ru.
  2. http://humanitar.ru/show_news/79- все вопросы обществознания
  3. http://beta-ege.ru/predmety/ege-po-obshhestvoznaniyu-2014/
  4. http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/ — личная страница на Прошколу. Ru
  5. http://reshuege.ru/
  6. П. А. Баранов, С. В. Шевченко, Обществознание, экспресс-репетитор для подготовки ЕГЭ (политика, экономика, право, человек и общество, духовная сфера) «Астрель», 2016
  7. И. Т. Порхоменко, Обществознание, вопрос и ответ, «Учитель», 2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle