Библиографическое описание:

Кудрявцева Е. С. Педагогические технологии в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 1-4.



В статье обосновывается значение педагогических технологий в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива. Рассматривается применение игровых технологий и технологий организации коллективной творческой деятельности в хореографическом коллективе.

Ключевые слова: коммуникативная культура, педагогические технологии, хореографический коллектив, игровые технологии, технология организации коллективной творческой деятельности, технология обучения в сотрудничестве

В настоящее время педагогические технологии играют доминирующую роль в развитии коммуникативной культуры у участников хореографических коллективов. Использование новых компьютерных средств: социальных сетей, компьютерных игр становится альтернативой человеческому общению и наносит вред физическому, психическому и нравственному здоровью современного подрастающего поколения.

Педагогические технологии — процесс проектирования и реализации на практике целостной дидактической системы, в которой сформулированы диагностические цели обучения, обоснованы содержание, методы, средства обучения, определена система контроля и оценки результатов освоения учебной информации, а также научно обоснованы особенности взаимодействия преподавателя и ученика [5]. Технологии организации коллективной творческой деятельности, цель: способствовать сплоченности хореографического коллектива и развитие коммуникативной культуры его участников. Под «игровыми технологиями» понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Структура игровой технологии: 1.подготовка: выбор игры, постановка цели. 2. Проведение игры: сама игра. 3. Подведение итогов: анализ игры, оценка действий каждого участника.

Процедура проектирования игры: определение цели, педагогических и игровых задач; выбор вида игры (ролевая, деловая, путешествие); разработка сюжета игры; постановка игровой задачи, приемов активизации деятельности учащихся; определение принципа распределения ролей, объяснения правил; разработка детального плана игры — сценария с подробным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания заданий, модели взаимодействия участников; прогнозирование результатов; определение критериев и формы итоговой оценки (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки); способа обобщения работы (систематизация, выделение главного, расстановка акцентов); подготовка оборудования (демонстрационного, раздаточного материала и других необходимых средств) [2].

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В хореографическом коллективе при разучивании танца «Путешествие на море» используется ролевая игра. Разрабатывается сюжет игры. Прослушивается музыкальная композиция, просматриваются картинки с моряками, подбираются реквизиты. Дети танцуют в образе моряков. Танец состоит из подскоков. Руки либо вытянуты по швам, либо сложены перед собой, либо кисти находятся на поясе. Движения, исполняемые в танце, например, веревочка — попеременные движения ногами на одном месте, с одновременным перебором руками имитируют перетягивание каната, взбирание матроса по канату. Наклоны в сторону — «смотрим вдаль», кисти рук изображают бинокль. Таким образом, изобразительные движения в танце «Путешествие на море — символы, характерные для персонажа «моряка». Движения, которыми в танце рассказывается история из жизни матросов на корабле. Они расширяют и углубляют смысл «моряка», делая образ «моряка» доступным восприятию и пониманию.

Игровые технологии составляют главную идею и основу эффективности процесса формирования коммуникативной культуры и позволяют ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций. Коммуникативная культура ребёнка определяется как личностное качество, включающее потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; вербальные и невербальные способы донесения ценной информации собеседнику; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру по коммуникации (принятие ценностей другого, умение слушать и слышать его); способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации [1, 3 и т. д.]. Коммуникативная культура характеризуется сформированностью способности ребенка взаимодействовать с Другими, дающей простор для проявления и развития его индивидуальности как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Важная роль в этом процессе принадлежит хореографическому искусству, обладающему обширными возможностями в активизации процесса коммуникации и создающему особые условия для участников хореографического коллектива, целенаправленно формируя их коммуникативную культуру. Хореографический коллектив — это группа, которая отличается подготовленностью к танцевальной деятельности, коммуникативной направленностью, организационным единством, стабильностью структуры, относительно устойчивыми отношениями и включенностью каждого участника. В хореографическом коллективе коммуникативная культура формируется с помощью языка танца, который обладает креативными выразительными средствами и содержит в себе художественные образы, знаки, коды и символы. Язык танца выражается в музыке движений. Это набор передаваемых в танце последовательных и гармоничных движений, с помощью которых раскрывается художественный образ.

Технология организации коллективной творческой деятельности — организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного. Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает: организацию жизни детского коллектива как общественно значимой — на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании, о близких и далеких людях; построение коллектива на принципах сменяемости, опоры на «малые группы» внутри коллектива, коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, отношений и поступков; организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыщенной. Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело. Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности. В организации «классического» коллективного творческого дела, выделяют несколько стадий: первая стадия — предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации. Стадия проведения коллективного творческого дела. Это и есть коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. Следующая стадия — коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. На этой стадии организуется участие каждого члена коллектива в разговоре об опыте (как своем собственном, так и своих товарищей) [2].

Технология обучения в сотрудничестве позволяет организовать обучение участников хореографического коллектива в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для развития коммуникативной культуры и усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе технологии обучения в сотрудничестве. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой участник должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый участник учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения. Обучение при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого возникает необходимы контакт.

Таким образом, применение педагогических технологий в процессе занятий хореографией способствует развитию коммуникативной культуры у участников хореографического коллектива, формируя качества, необходимые для эффективного общения и развития личности.

Литература:

  1. Адамьянц Т. З. Социальная коммуникация/Т. З. Адамьянц. — Москва.:Изд — во ИС РАН, 2005. — 297 с.
  2. Буланова — Топоркова М. В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/М. В. Буланова — Топоркова.- Ростов н/Дону.: МарТ, 2002. — 320 с.
  3. Василик М. А., Вершинин М. С., Павлов В. А. Основы теории коммуникации: Учебник/М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов. — М.: Гардарики, 2003.- 615 с.
  4. Каримов М. А. Творческое саморазвитие участников самодеятельного народного танцевального коллектива: монография/М. А. Каримов. — Уфа.: РИЦ БашГУ, 2013. — 213 с.
  5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 272 с.
  6. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем/Л. И. Федорова. — М.: ФОРУМ, 2009. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle