Библиографическое описание:

Русанова В. И., Резцова Т. М., Федина М. А. Теоретические основы художественно-творческого развития дошкольников средствами народной пластики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 38-41.



 

Актуальность приобщения детей к народному творчеству заключается в том, что в «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня.

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как «уникально –комплексной системы» уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создаётся что-то новое, до этого ещё не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Философы определяют творчество. Как необходимое условие развития материи, образование её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество- это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. Исследователи (Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина и др.) в процессе детского творчества выделяют три этапа- восприятие, исполнительство и творчество.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целенаправленный характер. Большинство характеристик основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ребёнок может воспринимать цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него ещё невелик, одно зрение не может дать полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Ребёнок 5–6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка всё больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Всё большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Н о образы воображения у младшего дошкольника ещё неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребёнка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. В результате эстетического восприятия у ребёнка формируется замысел.

Первый этап творческого процесса- возникновение замысла- имеется и в деятельности ребёнка. Но если у художника после появления замысла обычно идёт длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребёнка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребёнок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он ещё не может предвидеть результат работы и ход её выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребёнок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием. Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребёнка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника. Однако, образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью. Зависящей от степени общего развития способностей и приобретённых навыков.

Исследователи детского изобразительного творчества- Е. А. Флёрина, Н. П. Саккулина, Т.С Комарова, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова и другие отмечают, что многие выразительные средства, используемые художником в живописи и скульптуре, доступны в определённой степени ребёнку дошкольного возраста.

Детское творчество характеризуется использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, ещё не овладевших изобразительными навыками.

Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребёнка, запас впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в свою работу своё отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребёнка своеобразным, выразительным.

В целом, творческий процесс взрослого и ребёнка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребёнка жизненного опыта, а также рядом психологических свойств малыша- неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это детские работы очень эмоциональны и динамичны.

Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны. У них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний- это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление старших детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребёнка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» (возможно, в большей степени неосознанного) чрезвычайно высока.

Дошкольный возраст- это начало разностороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Декоративно- прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно — прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности дошкольника.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приёмы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивать творческие способности.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приёмы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно- методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Декоративно- прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несёт в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно- прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Среди современных художественных производств основными продолжателями и хранителями национальных традиций являются народные промыслы. Здесь развивается искусство, сложившееся в течение многих лет в процессе коллективного творчества. Из поколения в поколение передаются навыки, сохраняются характерные формы, живописно-пластические и орнаментальные решения. Но наследие прошлого в народном искусстве никогда не используется как незыблемая, закостеневшая система технологических и художественных приёмов. Оно всегда предстаёт в живом развитии, во взаимосвязи с окружающей действительностью, с потребностями быта. Устарелое, отжившее исчезает. Когда же в работы мастеров проникают новые мотивы и сюжеты, они претворяются своеобразным языком местного искусства.

К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного в большой выразительности, приёма, форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Всё второстепенное отбрасывается уступая место главному, которое выявляется особенно чётко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.

Народная глиняная игрушка является одной из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, кА он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребёнком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские игрушки..

Исследователь русского прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в декоративно- прикладном искусстве народных мастеров чётко выделяются 2 вида изображений- сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует, прежде всего, отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение.

Большого развития в народном прикладном искусстве достигает орнамент. Орнамент- это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм — это определённая упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на психику человека. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определённые явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении отдают предпочтение красному цвету. Именно с ним связываются представления о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов- вот характерные особенности работ народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в детских работах всё радостно и красочно. И там, и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных нотах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

 

Литература:

 

  1.      Н. Алексахин. Учимся лепить и расписывать Дошкольное воспитание.-1994. — № 9 –С. 23.
  2.      А. А. Грибовская. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста М.,2005, С64.
  3.      Т. Г. Казакова. Развивайте у дошкольников творчество. М. 1985, С.193.
  4.      Е. А. Коссаковская. Лепка в детском саду.М., 1961.С. 145.
  5.      О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество М.,2005, С.63.
  6.      Л. В. Кокуева.. Духовно — нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.,2005, С.143
  7.      Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч — щ по спц. 03. 08 «Дошкольное воспитание» Т. С. Комарова, Н.П Саккулина, Н. Б. Халезова и др.; Под ред. Т. С. Комаровой- 3-е изд., до раб. –М.: Просвещение, 1991.-256 с., ил.
  8.      И. Смолярчук. Развивать творческие способности детей / Дошкольное воспитание № 8, 1993 г., стр.51–54
  9.      О. А. Скорлупова. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. М.,2003, С.128.
  10. Н. Б. Халезова. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду. М., 2005, С.112.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle