Библиографическое описание:

Коваленко А. П., Шинкарёва Н. А. Особенности развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 33-35.



В статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Определено понятие женственности. А также описаны результаты проведения констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: женственность, полоролевое поведение

В настоящее время данная проблема исследуется многими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание и обучение детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей (Л. А. Арутюнову, Л. В. Градусову, Е. А. Кудрявцеву, Т. А. Репину, Т. Н. Доронову, Я. Л. Коломинского, С. И. Кона, В. Д. Хризман, В. Д. Еремееву).

По мнению Т. А. Репиной, Е. А. Кудрявцевой проблема формирования качеств женственности актуальна на сегодняшний день, так как в наше время происходит смешение мужских и женских ролей, теряется ценность пола. В связи с этим у ребенка необходимо, начиная с раннего возраста, формировать представления о поле, к которому он относится. Важно, чтобы ребенок научился идентифицировать себя со своим полом. Невозможно осуществлять образовательную деятельность, с детьми не учитывая данные различия. Очень важно подходить к воспитанию девочек, учитывая полоролевое воспитание [4].

Е. О. Смирнова, Д. Н. Исаев, И. П. Шелухина, В. Д. Хризман считают, что полоролевое воспитание в последние годы приобретает все большее распространение и популярность. Многие исследования посвящены именно данной проблеме [2;6].

Изучением особенностей формирования качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста занимаются В. Д. Еремеева, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. Г. Хрипкова, Л. А. Арутюнова и др.

Согласно взглядам Д. Н. Исаева, В. Е. Каган понятие женственность рассматривается как комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу. Как утверждают авторы, женственность в старшем дошкольном возрасте уже активно формируется и находится уже не на бытовом уровне, а на более возвышенном — ценностном отношении к женщине. Исследователи уверены, в том, что это с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой — социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе [2;3].

Ю. П. Азаров трактует понятие женственность как обобщенную характеристику положительных качеств женщины, к которым чаще всего относят мягкость, особую женскую доброту, терпение, стремление опекать, помогать, умение понять причины настроений близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, умение быть хорошей любящей матерью, женой и умелой хозяйкой. Автор подчеркивает еще и важность женского аристократизма, чувства женской чести и гордости [1].

По мнению Т. А. Репиной, Н. А. Шинкаревой, женственность является обобщенной характеристикой положительных качеств человека как представителя женского пола и имеет четкую дифференциацию в рамках разных национальных культур. Женский идеал, по ее мнению, предполагает такие значимые качества как доброта, особое трудолюбие, терпение, заботливость при воспитании детей, почитание родни мужа. В девочке, как считают авторы, очень важно воспитывать с дошкольного возраста заботливость, проявляемую к окружающим людям, а особенно — по отношению к малышам, а также к своему отцу и сверстникам противоположного пола [4;7].

Е. О Смирнова полагает, что к исконно женским чертам традиционно принято относить такие качества, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. По его мнению, социальные стереотипы женственности меньше касаются половых сторон личности, но при этом тесно связаны с эмоциональными аспектами [5].

Таким образом, изучив работы Д. Н. Исаева, И. С. Кона, Т. А. Репиной,Ю. П. Азарова, Е. О. Смирновой, можно сделать вывод, чтоженственность — это очень многогранное понятие, которое относится большей частью к эстетике. Данное понятие представляет собой совокупность качеств, ожидаемых от женщины таких как мягкость, доброта, нежность, ласка, искренность и др., форм поведения. Оно также включает в себя физиологические и психологические признаки, которые характерны только для женщины (нежность, ласковость, забота и др.).

Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ № 101 с целью определения уровней сформированности качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Мы использовали методику «Мужественность-женственность», авторами которой являются Н. Г. Смольникова, Н. А. Шинкарева. Целью методики было выявление полоролевого поведения и качеств женственности, присущих ребенку дошкольного возраста. Также мы использовали метод беседы «Мужской и женский мир» (Куракина Т.В). Целью данной методики является определение уровня сформированности качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Для определения индивидуальных особенностей личности девочки старшего дошкольного возраста мы подобрали тестовое задание «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф).

Полученные данные по проведению индивидуальной беседы, направленной на определение уровня сформированности качеств женственности девочек старшего дошкольного возраста показали, что из 100 % опрошенных девочек у 60 % экспериментальной группы и 60 % контрольной группы выявлен низкий уровень проявления качеств женственности. Девочки не проявляют интереса к образам женщины, не информированы об идеалах женщины, не умеют выделять эстетические и нравственные качества, присущие образам женщины, не в состоянии дать им эмоционально-ценностную оценку, в поведении не ориентируются на нормы половозрастных отношений. Дети затруднялись с ответом на вопрос: «Чем отличаются мальчики и девочки?», Женя П. ответила: «Даша ниже, а Гена выше», Маша Ж. ответила: «Глазами отличаются».

Средний уровень проявления качеств женственности выявлен у 20 % девочек контрольной группы и 20 % экспериментальной группы. Эти дети имеют обыденный интерес к образам женщины, слабо информированы об идеалах женщины. Девочки называли достаточно полно функции и обязанности мужчины (папы) в семье: ремонтирует, приносит деньги, строит, носит тяжести, помогает маме и др. Например, Лиза В. ответила: «Мама варит кушать, а папа ремонтирует машину», Катя П. сказала: «Мама готовит кушать, стирает, убирает, а также помогает папе».

У 20 % девочек контрольной группы и 20 % экспериментальной группы выявлен высокий уровень сформированности полового образа, о чем свидетельствует то, что они испытывают эмоционально положительное отношение к себе, знают многое о полоролевых функциях мужчины и женщины в семье. Ответы каждого ребёнка отличались своей полнотой и оригинальностью. К примеру, Сизим М. ответила: «Мама отличается от папы тем, что она ласковая и нежная», Динара И. сказала: «Папа сильный, он всегда защищает маму, помогает ей нести сумки, а мама готовит нам кушать».

Анализируя тестовое задание «Рисунок человека» мы пришли к выводу, что 10 девочек экспериментальной группы и 10 девочек контрольной группы имеют низкий уровень сформированности качеств женственности. У 20 %, а именно у Русланы Г. и Кати П., в рисунке хорошо отражены внешние признаки, присущие женщинам, что свидельствует о высоком уровне сформированности качеств женственности. К примеру, Катя П. нарисовала принцессу с ярко желтыми волосами. В платье, на ушах изобразила сережки.

Остальные 80 % девочек экспериментальной группы и 80 % контрольной группы показали низкий уровень сформированности качеств женственности. Девочки не обозначали ярко выраженную половую идентичность. По рисунку плохо видно, что это женщина и девочка. У женщины изображен треугольник вместо платья.

Анализируя данные методики «Мужественность-женственность» (Н. Г. Смольникова, Н. А. Шинкарева) мы получили следующие данные:50 % девочек экспериментальной группы и 50 % контрольной группы находятся на низком уровне развития качеств женственности. Данные девочки характеризуются слабыми представлениями о себе, частичными представлениями о гендерных различиях, они не осознают себя как личность определенного пола. О чем свидетельствуют ответы девочек. Стася В. ответила: «Я предпочитаю проводить свое свободное время с мальчиками, так как с ними интереснее», Соня Г. Сказала: «Мне хотелось бы научиться выпиливать, ремонтировать машины как папа».

К среднему уровню нами было отнесено 50 % девочек экспериментальной группы и 50 % контрольной группы. У этих девочек имеются частичные представления о своей гендерной роли, они осознают себя как личность определенного пола, но не всегда ориентируются на соответствующий полу образ. Это можно проследить по ответам детей. Ариша С. на вопрос о том, какую бы блузку ей хотелось надеть, с кружевными рюшами или простую на пуговичках, ответила: «Я бы одела блузку нарядную на пуговичках».

Высокий уровень, характеризующийся достаточным уровнем знаний о себе как представителе определенного пола, о своей роли, поведении, качествах, а также эмоционально-положительным отношением к себе как представителе определенного пола нами не был выявлен.

Таким образом, результаты проведенной работы подтвердили необходимость осуществления специальной работы с родителями по проблеме развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста, создания предметной развивающей среды, разработки системы мероприятий, которые будут способствовать развитию у девочек старшего дошкольного качеств женственности. Что мы и планируем провести на формирующем этапе исследования.

Литература:

  1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
  2. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 2000.— 160 с.
  3. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии [Текст] / В. Е. Каган. — М.: Сфера, 2007. — 480 с.
  4. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина // Средние века. Вып. 7. М., 2001. 103–109 с.
  5. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС 2008. — 366 с.
  6. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. П. Шелухина. — М.:ТЦ Сфера, 2006. — 96 с.
  7. Шинкарёва Н. А. Научно–теоретический подход к проблеме формирование качеств женственности / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — № 4. — 2012. С.333.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle