Библиографическое описание:

Приешкина А. Н. Особенности патриотического воспитания обучающихся старших классов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 69-71.



В статье представлены результаты исследованияпо проблеме патриотического воспитания учащихся в образовательных учреждениях.Определено мнение старшеклассников относительно понятия «патриотизм», изучены особенности патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, школьники

События последнего десятилетия ушедшего века изменили устой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Урбанизация массовой культуры, компьютеризация сознания, подмена истинных духовных ценностей не миновали Россию.

Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества — детей. Сегодняшним молодым людям трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни.

Допущенные послабления, а порой и отказ от воспитательной работы, привели к тому, что молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными. В обществе происходит падение нравственности — от уничтожения национальных устоев до девиантного поведения (наркомания, алкоголизм, сексуальные извращения) [1, с. 3].

Благоприятной возможностью исправить это стали шаги, предпринимаемые на правительственном уровне и на уровне Министерства образования. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года» в большом комплексе задач ставится конкретно и задача усиления воспитательной функции образования.

Патриотизм не зависим от политической конъюнктуры. Именно поэтому патриотическое воспитание выступает как фактор единения общества, служит источником и средством духовного, нравственного и экономического возрождения России [3, с. 61].

Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Для личности гражданина-патриота свойственна самостоятельность мышления. Он должен обладать важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны, законности и правовым основам государства [2, с. 12].

Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания молодежи, всесторонняя подготовка её к военной службе, к выполнению своего долга по защите Отечества одна из важнейших задач педагогического коллектива.

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей патриотического воспитания в общеобразовательных школах.

Для изучения проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях был проведен опрос преподавателей-организаторов ОБЖ г. Омска. В анкетировании приняли участие 15 педагогов.

Большинство участников опроса считают необходимым включить в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» систему мер по патриотическому воспитанию молодежи (85,5 %). Удовлетворены существующим уровнем содержания учебного предмета 11,8 % ответивших респондентов.

Преподавателям было предложено высказать собственную точку зрения о состоянии нравственного и патриотического воспитания учащихся в своем образовательном учреждении. Мнения работников образования разделились. Треть респондентов высказала удовлетворение (36,8 %). Каждого второго, напротив, этот аспект воспитательной работы не удовлетворяет (44,7 %). Многие затруднились ответить на этот вопрос (17,1 %), что также является показателем недостаточной развернутости и эффективности воспитательной работы патриотической направленности.

Программа общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в какой-то степени является правопреемницей программы по начальной военной подготовке, использовавшейся в советское время. Но в процессе преподавания ОБЖ только две трети респондентов, согласно самооценке осуществляют гражданское и патриотическое воспитание (61,8 %). Каждый четвертый выбрал вариант неуверенного ответа «скорее да, чем нет» (27,6 %). Небольшое количество участников избрало ответ «скорее нет, чем да» (3,9 %).

Почти две трети специалистов (67,1 %) используют в воспитательном процессе примеры из жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых, героев, ветеранов. Редко к подобным примерам обращается каждый четвертый педагог (26,3 %).

Участникам исследования предлагалось оценить влияние различных научно-предметных направлений ОБЖ (здоровый образ жизни, подготовка к воинской службе, безопасность и защита человека в ЧС) на патриотическое воспитание.

В патриотическом воспитании роль разделов ОБЖ различна. По мнению каждого третьего респондента (36,8 %), сильное воздействие на патриотическое воспитание оказывает подготовка к воинской службе, среднее — безопасность и защита человека в ЧС (38,2 %), достаточно слабое — основы здорового образа жизни (22,4 %).

Большое значение респонденты придают отношению государственных структур к патриотическому воспитанию и информационной политике.

Колоссальное значение в этом вопросе имеет отражение средствами массовой информации положительного примера для подрастающего поколения, который должны показать все: от учителя до президента.

Степень эффективности патриотического воспитания на государственном уровне в значительной степени, как отметили участники опроса, зависит от результатов «информационной войны», которая сейчас ведется в России средствами массовой информации.

Респонденты требуют изменить программу телевещания, не пропагандировать зарубежную идеологию, прекратить навязывание потребительски-эгоистического образа жизни, больше показывать фильмов и говорить о нашей героической истории, ввести передачи по ТВ на военно-патриотическую тему, не клеветать на Вооруженные силы РФ.

Свое отношение участники исследования высказали и по другим вопросам. По их мнению, необходимо изменить отношение к кадрам, воспитывающим молодежь. В школе должны работать мужчины, любящие свою Родину и детей. Должен быть жесткий профессиональный отбор, омоложение кадров преподавателей. Последнее будет невозможно до тех пор, пока школа не будет должным образом профинансирована. На это указали 7,9 % респондентов.

Каждый десятый участник исследования видит необходимость в развитии детского и молодежного движения. Предлагается возродить на новой основе пионерию, комсомол, организации скаутов и тимуровцев.

Респонденты видят необходимость выявить воспитательные возможности каждой учебной дисциплины и пути их реализации, возродить смотры строя и песен, создать в каждом учебном заведении военно-патриотические клубы, проводить 5-тидневные сборы учащихся 10-х классов на базе войск, учебных центров войсковых частей.

С целью выявления жизненной позиции учащихся в отношении понятия патриотизм была разработана анкета. Возраст респондентов составлял в среднем 16–17 лет. В исследовании приняло участие 120 человек.

Ведущую роль в патриотическом воспитании школьников, по их мнению, играет школа, на что указал каждый третий учащийся, на каждого четвертого — в этом виде воспитания решающее влияние оказывает семья.

Эффективность воздействия молодежных и общественных организаций оказалась значительно меньшей — 10,5 и 3,5 % соответственно. 28,1 % считают, что никто не занимается их патриотическим воспитанием. Около трети опрошенных школьников характеризуют эту работу как неудовлетворительную.

68,4 % школьников оценивают состояние их патриотического воспитания в образовательном учреждении положительно. Однако, наличие 31,6 % учащихся, неудовлетворительно охарактеризовавших эту работу, говорит о серьезных недостатках в ее организации.

Большая часть школьников (52,6 %) констатировала, что в их образовательных учреждениях наиболее часто проводится чествование памятных дат и дней воинской славы. Почти столько же респондентов (49,1 %) указали на проведение работы и встреч с ветеранами и героями войны. Треть учащихся отметила создание школьных музеев боевой и трудовой славы. Каждый четвертый назвал такой метод как коллективные посещения городских музеев и тематических выставок. В значительно меньшей степени распространены, по мнению респондентов-учащихся, такие методы как: работа в военно-патриотических кружках, молодежных организациях, углубленное изучение истории, культуры и героического прошлого России и родного края. На использование этих методов указали от 3,5 до 5,3 % опрошенных.

Практически отсутствуют какие-либо новые подходы и формы воздействия на патриотическое мировоззрение подрастающего поколения. Ни один из учащихся не указал на использование не перечисленных в предложенной анкете традиционных способов патриотического воспитания.

Лишь 31,5 % респондентов непосредственно вовлечены в мероприятия по патриотическому воспитанию, а 68,5 % из числа ответивших на этот вопрос не участвуют в ней. Это может свидетельствовать о том, что патриотическое воспитание нередко носит формальный характер, его методы, вероятно, не соответствуют требованиям времени и не вызывают активного отклика у учащихся.

Значительная часть респондентов-старшеклассников не только не удовлетворена состоянием их патриотического воспитания в стенах школы, но и деятельностью в этой сфере средств массовой информации.

Неудовлетворительную оценку ей дали 52,6 % учащихся, удовлетворительную — 40,4 %, а хорошую — лишь 5,3 %. К тому же, 54,4 % опрошенных не видят прогресса в сфере патриотической пропаганды, осуществляемой СМИ за последний год, 29,8 % затруднились ответить и только 8,8 % считают, что она улучшается.

Резюмирующим подтверждением недостаточной эффективности воспитательной работы является распределение ответов респондентов-школьников, отражающее уровень их готовность выполнить свой долг по защите Родины в рядах вооруженных сил.

Если 38,6 % респондентов обязательно выполнят свой долг, то почти половина опрошенных постарается уклониться, пойти на альтернативную службу или найти другие возможности не служить в армии, а 9,1 % старшеклассников откровенно заявили о том, что ни в коем случае не пойдут в ряды Вооруженных сил.

Одним из показателей эффективности патриотического воспитания школьников является осознание ими себя патриотами своей Родины. Из результатов проведенного исследования видно, что 40 % старшеклассников считают, что могут назвать себя патриотами, а 9 % не видят себя таковыми. Более всего настораживает тот факт, что более половины опрошенных даже не задумывались над этим основополагающим для государства и общества мировоззрения каждого человека вопросом.

Анализ содержания патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях показал следующее.

Во всех общеобразовательных учреждениях военно-патриотической работой руководит директор школы. Он ведет внутришкольный учет и контроль за ходом военно-патриотической работы. Создает необходимые материальные условия.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе выявляет возможности учебных программ для решения задач военно-патриотического воспитания; обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодежи к защите Родины.

Организатор внеклассной воспитательной работы осуществляет руководство военно-патриотической работой во внеурочное время; оказывает методическую помощь детским общественным организациям; осуществляет контроль за планированием патриотической работы классными руководителями.

Классные руководители осуществляют руководство целенаправленной военно-патриотической деятельностью классного коллектива; планируют и контролируют соответствующую работу с учителями-предметниками.

Учителя обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса; систематически вносят патриотические аспекты в воспитательные цели урока. Учитель ОБЖ совместно с организатором внеклассной и нешкольной работы участвует в планировании мероприятий по военно-патриотическому воспитанию учащихся; оказывает методическую помощь классным руководителям; осуществляет преподавания начальной военной подготовки; обеспечивает межпредметные связи; оказывает методическую помощь спортивным кружкам в формировании военно-спортивных игр «Орлята России», «Зарница»; поддерживает постоянные и деловые контакты с военкоматом, районным штабом ГО, РОСТО, комитетом по делам молодежи.

Литература:

  1. Лутовинов В. Патриотизм: его признаки и содержание / В. Лутовинов // Основы безопасности жизни. — 2009. — № 6. — С. 3.
  2. Ромин М. К. Защитники Родины / М. К. Ромин // Военные знания. — 2014. — № 7. — С. 12.
  3. Шейкин З. Творческий подход в патриотическом и нравственном воспитании учащихся / З. Шейкин, Л. Сенькова // Основы безопасности жизни. — 2014. — № 10. — С. 61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle