Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Грачева, А. С. Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации / А. С. Грачева, О. И. Локтюхина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11079/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ознакомление детей с художественной литературой — задача, стоящая перед педагогами в ДОУ. Поэзия, как один из жанров литературы, занимает существенное место в работе по этому направлению. Изучение творчества С. А. Есенина, великого русского поэта, воспевшего родной Рязанский край, является особенно актуальным для ДОУ Рязани и Рязанской области, но также немаловажна для изучения поэзии в целом.

В данной статье рассмотрены некоторые методические аспекты работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством поэта С. А. Есенина. В результате анализа особенностей восприятия и понимания детьми поэтического слова, с учетом сложного характера лирики Есенина, сформулированы принципы оптимизации и усовершенствования методики ознакомления дошкольников с творчеством поэта в ДОУ. Особое внимание уделено рассмотрению принципа внедрения практических инноваций, так как инновационная деятельность является одним из основных способов развития творческого потенциала участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

«Особенности работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С. А. Есенина: методические принципы и практические инновации».

Работа педагога в ДОУ — это поиск путей открытия мира для детских глаз и открытия детских душ для целого мира. Неизбежно, говоря о становлении духовного начала, об умении видеть красоту вокруг, сохранять ее в себе, мы приходим к необходимости обращения к литературе: к художественному и поэтическому слову. В педагогике и психологии широко рассматривается проблема восприятия дошкольниками поэзии. Нужно ли использовать поэзию в ДОУ или отложить ее до начала школьного курса? Как воспринимают поэзию дошкольники? Какая поэзия доступна для понимания детьми, а, значит, уместна для изучения в ДОУ? Конечно, поэтическое слово окружает детей с раннего детства: малые поэтические формы из фольклора (потешки, прибаутки, песни, колыбельные), небольшие, часто тематические, стихи для детей и многое другое; но поэзия в широком, ее понимании, как произведения великих русских поэтов, не всегда занимает значимое место, не получает должного внимания в дошкольном детстве. И это становится все более актуально для современной действительности.

Потеря интереса к поэзии — печальная реальность нашего времени. Ценность поэтического творчества зачастую утрачивает свою значимость уже на уровне семьи, когда телевидение и новомодные гаджеты с уверенностью вытесняют не только классическое поэтическое слово, но и книгу как таковую. Поэтому педагогов не могут не беспокоить пробелы в освещении данной тематики в ДОУ. Тем печальнее осознавать всю глубину проблемы, являясь земляками великого русского поэта С. А. Есенина, источником творчества которого был наш родной Рязанский край. Слово о Родине, сказанное сердцем, наполненное добротой и теплом, всегда близко и дорого, понятно и притягательно — вот, что отличает произведения Есенина. Эти незримые узы способны привить детям не только любовь к художественному творчеству, но и воспитать в них глубокие патриотические чувства. Богатство поэзии Сергея Александровича неисчерпаемо, при тщательном и профессиональном педагогическом подходе способно стать ценнейшим источником для развития образной речи дошкольников. Гармония и ритм стихов Есенина естественны и изящны, что благоприятно влияет на развитие поэтического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с творчеством С. А. Есенина детей в ДОУ — инструмент решения проблемы возвращения, в том числе в семью, интереса к литературе и поэзии. Используя этот инструмент, следует учитывать то, что творчество Есенина в полной мере изучается только на школьном этапе и лишь некоторые поэтические произведения являются хорошо доступными к восприятию детьми старшего дошкольного возраста, их-то можно и нужно анализировать, заучивать наизусть. Разработка методических подходов к ознакомлению детей в ДОУ с поэзией С. А. Есенина, внимание к особенностям восприятия, понимания детьми поэтического слова — важная и актуальная задача педагогов ДОУ, в работе по данной теме.

Педагогам хорошо известно, что ни в коем случае нельзя умалять влияние литературы, поэзии в частности, на развитие детей. Поэтические произведения способствуют формированию речи дошкольников: из них дети черпают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, знакомятся с образными выражениями, обогащают речь эмоционально. Благодаря художественному слову происходит становление нравственных чувств и оценок, норм поведения, воспитывается эстетическое восприятие. Силой воздействия художественного образа осуществляется воспитательная функция литературы. Учитывая это, следует выделить ряд принципов, определяющих подбор материала, тем, методов и приемов, а так же позволяющих повысить результативность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством С.Есенина.

Одним из основных принципов должен быть принцип доступности для понимания детьми предлагаемого материала. Творчество Есенина является многогранным, и здесь важен внимательный подход к подбору произведений для первого знакомства дошкольников с поэтом. Ориентиром может стать «осязаемость образа», когда ребенок способен, буквально пальчиками ощутить кисти белой снежной бахромы на тонких ветках березы, увидеть своими глазами золото задремавших звезд, ярко-золотые лучи солнца на восходе, услышать вкрадчивую песню серебряного ручья или треск морозов, сковавших пруды. С этой точки зрения стоит обратить внимание на такие произведения С. А. Есенина как «Восход солнца», «С добрым утром», «Зима», «Поет зима — аукает», «Береза», «Пороша», «Черемуха», «Ночь» и другие. Так же, подбирая материал, можно ориентироваться на способность ребенка находить сходство в стихах поэта со своими ощущениями, уже пережитыми эмоциями. Так, например, стихотворение «Бабушкины сказки» найдет отклик в сердце любого дошкольника, который любит шумные зимние забавы и тихие семейные чтения вечером перед сном. Учитывая это можно вызвать неподдельный детский интерес к творчеству великого земляка.

Следующий принцип — усиление художественного образа. Проводя работу по формированию способности воспринимать и понимать художественный образ, педагог должен прибегать к средствам, помогающим сделать этот образ более объемным. Сюда можно отнести такие методы и приемы, как демонстрация картин и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения, передача образа посредством рисунка, дизайна и подобное. Этот принцип позволяет, как повысить общий культурный уровень детей, так и создать позитивный эмоциональный фон для усвоения новой информации.

Опорой для усиления художественного образа может стать принцип внедрения практических инноваций. Разработка и использование инновационных технологий при работе с детьми в ДОУ — вот один из способов повышения интереса к любым темам, предметам и видам деятельности во всех образовательных областях. Так и знакомство дошкольников с поэзией способно выйти на качественно более высокий уровень, ориентируясь на принцип внедрения практических инноваций: новых методик, алгоритмов, технологий проектной деятельности, использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также технологий исследовательской и игровой деятельности. Проводя работу по ознакомлению детей с жизнью и творчеством С. А. Есенина, будет целесообразно преобразовать воспитательно-образовательный процесс в проектную деятельность. Педагог может выбрать информационный, познавательно-творческий, игровой либо другой тип проекта, отвечающий поставленным целям и задачам, спланировать проект во времени: от краткосрочного, до достаточно продолжительного долгосрочного, определить характер контактов — это работа внутри одной группы, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Стоит уделить особое внимание использованию ИКТ, что позволит удержать интерес дошкольников к теме, идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Как пример, при знакомстве с очередным лирическим произведением Сергея Есенина, можно подготовить аудиовизуальный ряд в виде презентации, которая поможет детям в полной мере осознать значение художественного образа. Так же презентация может сопровождать непосредственно образовательную деятельность, как способ вхождения в игровую ситуацию, знакомство с персонажем-проводником, включать в себя интерактивные игры и задания. Учитывая особенности восприятия поэтического слова детьми старшего дошкольного возраста, ориентируясь на игру, как на основной вид деятельности воспитанников ДОУ, можно определить использование информационно-коммуникационных технологий следующим образом: значимая практическая инновация, помогающая донести информацию в максимально наглядной и доступной пониманию детей форме. В совокупности различные практические инновации позволят педагогу добиться положительной динамики усвоения знаний у дошкольников при ознакомлении с лирикой С. А. Есенина, разнообразят и дополнят традиционные подходы предоставления информации.

Проникновение поэзии С.Есенина в различные сферы деятельности дошкольника — еще один основополагающий принцип работы по данной теме. Творчество Есенина способно живо растворятся в каждом новом дне: педагоги здороваются со своими воспитанниками и читают стихотворение поэта «С добрым утром!»; берут в руки кисти, краски и вместе с детьми оживляют есенинскую березу (стихотворение «Береза»), задрожавшее зеркало затона (стихотворение «С добрым утром!»); наблюдают на прогулке за поведением птиц зимой и вспоминают строки поэта о том, как жмутся друг к другу, стараясь согреться, игривые воробушки (стихотворение «Поет зима — аукает»). Так же не стоит забывать о традиционных методах и приемах в изучении поэтического творчества: выразительное чтение, заучивание наизусть, драматизация, театрализованная и культурно-досуговая деятельность. Познавательная и социально-коммуникативная области развития детей могут быть обогащены знакомством с традициями родного края, на примере жизни и творчества С.Есенина расширены представления о быте и укладе прошлых лет в русской глубинке. Работа в этом направлении позволит обогатить лексику детей устаревшими и редко встречающимися словами. Несомненно, дошкольникам будет интересно узнать, что же такое «зыбка», как она монотонно «взрыкает», погружая ребенка в сладкий сон (стихотворение «Вечер, как сажа…»). Много интересного, удивительного и необычного способно открыть творчество С.Есенина детям и даже взрослым.

Так мы приходим к очередному принципу — любовь к поэзии рождается в семье, значение которого нельзя недооценивать, повышая уровень и качество педагогической работы в ДОУ. В основе этого принципа лежит активная работа с родителями, в целях повышения компетентности по данной теме, пробуждения живого интереса к творчеству великого земляка внутри семьи. Здесь важно использовать максимально широкий спектр средств, методов и приемов работы: информационная и методическая помощь, консультации, мониторинги, анкетирования, наглядная информация, а также совместные поэтические чтения, творческие мастерские, мастер-классы.

Руководствуясь этими принципами, следует учесть еще один значимый фактор — системный подход: работу целесообразно систематизировать посредством перспективных тематических планов, составленных не более чем на три — четыре месяца, так как дальнейшее их составление стоит вести только с учетом особенностей усвоения детьми предыдущего материала, проводить диагностику, анализ и корректировку на текущий момент.

Таким образом, работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с поэзией Сергея Александровича Есенина, представляется значимой, широкой и увлекательной для педагогов, воспитанников и их родителей. Впечатления, полученные в детские годы, остаются самыми глубокими, яркими, запоминающимися, и первое знакомство с лирикой поэта откладывается в памяти ребенка, а не проходит бесследно. Педагог ДОУ, чувствующий поэзию, осознающий всю ее ценность, способен привить детям любовь к поэтическому слову так, что, даже став взрослыми, они останутся почитателями творчества С. А. Есенина на долгие годы. Данная работа способна объединить семьи общим глубоким увлечением, призвана сохранить и укрепить узы между людьми, живущими под тем же небом, что и великий русский поэт.

Вариант использования практических инноваций (ИКТ) в работе по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством С.Есенина на примере конспекта НОД для старшего дошкольного возраста «В стихах слова, в словах вопрос».

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством С. А. Есенина

Задачи: создать условия для формирования устойчивого интереса к жизни и творчеству знаменитого земляка, поэта С. А. Есенина; способствовать развитию поэтического слуха у детей; познакомить с некоторыми устаревшими словами, которые можно встретить в стихах С.Есенина; развивать навыки коммуникации; прививать любовь к поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Материалы к занятию (картинки, иллюстрации, фото, музыкальное сопровождение) оформлены в презентацию:

Слайд 1: изображение знака вопроса черного цвета.

Слайд 2: детское фото поэта С.Есенина.

Слайд 3: детское фото С.Есенина с его родителями.

Слайд 4: изображение знака вопроса красного цвета.

Слайд 5: изображение знака вопроса черного цвета с улыбкой.

Слайд 6: всплывающие картины, изображающие деревенский быт конца 19 — начала 20 века в русской глубинке, аудиосопровождение А.Вивальди «Времена года. Зима».

Слайд 7: изображение книги сказок.

Слайд 8: изображение знака вопроса красного цвета.

Слайд 9: изображение маленьких деревянных ручных санок — салазок.

Слайд 10: изображение знака вопроса черного цвета с улыбкой

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, этим чудесным утром я хотела продолжить наше с вами знакомство с творчеством знаменитого поэта, нашего земляка… Кто напомнит мне его имя? Да, с творчеством Сергея Есенина. Как вдруг возник вопрос. И это не образное выражение. В нашей группе, откуда не возьмись, появился король загадок и задач, правитель страны Поисков ответов, сам Знак Вопроса (демонстрирует изображение вопросительного знака в черном цвете — слайд 1)). Он поведал мне, что пришел, чтобы остаться у нас, задавать нам вопросы, находить разгадки вместе с нами, ведь в нашей группе у всех ребят пытливые умы и светлые головы. Что вы скажите, пусть Знак Вопроса остается? Тогда приглашаю вас окунуться в удивительный мир поэзии Сергея Есенина, чтобы почувствовать ее красоту, задуматься, совершить маленькие открытия.

Знаете, ребята, когда поэт Сергей Александрович Есенин был ребенком, он был очень похож на вас. К сожалению, сохранилось совсем немного детских изображений будущего поэта, но я нашла для вас несколько. Вот посмотрите (демонстрирует изображения — слайд 2). Здесь он совсем как вы. Что вы можете сказать о мальчике с этого фото? Какой он? (дети высказываются, с помощью воспитателя составляют небольшой описательный рассказ). А на этой фотографии маленький Сережа Есенин с родителями, на коленях у мамы (слайд 3). Как вы думаете, он любил свою маму? А знаете, что еще любил будущий поэт в детстве? (дети высказывают предположения) Он очень любил слушать сказки. Я знаю, вы тоже очень любите сказки. Хотите поиграть и проверить хорошо ли вы знаете сказки? И это будет первое задание от нашего гостя Знака Вопроса (изображение знака вопроса меняется на красное — слайд 4).

Игра «Собери картинку»: дети делятся на 3–4 команды, командам предлагается собрать из отдельных частей картинку с изображением иллюстрации к какой-либо сказке и угадать название сказки, поощряются полные ответы о том, народная сказка или авторская, кто ее автор. Игра способствует развитию пространственной ориентации, памяти, вниманию, мышлению; помогает формировать умение работать в команде.

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием, вот и наш гость рад этому (изображение знака вопроса меняется на черное, появляется улыбка — слайд 5). Что ж, возвратимся к рассказу о маленьком Сереже Есенине. В далекие времена детства поэта заняться долгими зимними вечерами было нечем, оставалось только слушать, как поет метель за окном. Посмотрите на картины, изображающие деревенский уклад жизни, быт тех лет, и послушайте мелодию зимы (демонстрирует иллюстрации, звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима» — слайд 6). Вам понравилась музыка? Какое настроение она передает? Вы любите зиму? Сергею Есенину тоже нравилась зима. Когда он вырастет и станет поэтом, то напишет много красивых стихотворений о зиме, с некоторыми из них вы уже знакомы. Вспомните их названия? (дети вспоминают название стихотворения «Пороша», «Поет зима — аукает»). А что же такое пороша? (уточняют значение слова, например: свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега — по Ожегову). Давайте разомнемся и поиграем, представим себе снежную зиму и порошу.

Физминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

1–2 строки: руки вверх, плавно опускаются перед собой;

3 строка: обе руки одновременно вправо вверх, ладонями имитируются хватательные движения, затем руки к груди, ладони сжаты в кулаки, тоже повторяется в лево;

4 строка: вытягиваются руки перед собой ладонями вверх;

5 строка: руки вверх, опускаются вниз плавно через стороны, как бы описывая сугроб;

6 строка: плавные движения руками из стороны в сторону;

7–8 строки: шаг на месте с высоким подниманием колена.

Воспитатель: Молодцы! Теперь, когда вы знаете, что в детстве Сергей Есенин любил зиму, сказки, я познакомлю вас с его стихотворением «Бабушкины Сказки» (воспитатель читает стихотворение «Бабушкины сказки» — слайд 7).

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение? Какое у него настроение? Почему? (дети высказываются) Мне что-то подсказывает наш гость Знак вопроса (изображение вопроса становится красным — слайд 8). Ребята, все ли слова в данном стихотворении вам известны и понятны? Давайте я прочту первое четверостишие, вы будете внимательно слушать, а потом скажите, что вызвало у вас затруднение и вопрос. (Перечитывает, затем уточняют значение слов «задворки» — место за дворами, позади изб; «разухабистой гурьбой» — бойкая группа, преисполненных веселья, удали ребят). Вот какие интересные слова! Сейчас послушайте второе четверостишие и отыщите слово, значение которого будет вам непонятно. (Перечитывает; уточняют значение слова «салазки» — так раньше назывались маленькие деревянные ручные санки; воспитатель демонстрирует изображение салазок — слайд 9). Запомните, ребята, значение этого слова! А как вы думаете, почему мы не могли сразу понять значение этих слов, почему они показались нам незнакомыми? Потому, что эти слова, к сожалению, устарели, так говорили, когда будущий поэт Сергей Есенин был таким маленьким, как вы сейчас, а это более 120 лет назад, представляете? Вот какие это старые слова. Но, хотя мы и не говорим уже салазки, а говорим санки, дети все так же любят кататься со снежных горок зимой, любят веселиться, слушать сказки. И мы должны беречь связь с прошлым, поэтому я прошу вас запомнить значение слов, с которыми мы познакомились благодаря стихам С.Есенина. Может кто-то расскажет нашему гостю Знаку Вопроса, какие слова он запомнил, что они означают? (Дети высказываются. Изображение знака меняется на черное с улыбкой — слайд 10.) Спасибо Знаку Вопроса, что указал нам на такие интересные, устаревшие слова в стихотворении Сергея Есенина, теперь мы знаем их значение. Знак Вопроса просит вас, ребята, нарисовать дома с родителями салазки, не забудьте рассказать вашим близким о значении этого слова, попросите близких еще раз прочесть вам стихотворение С.Есенина «Бабушкины сказки», а, может быть, кто-то из вас даже выучит отрывок наизусть. Мы со знаком вопроса будем очень рады!

Основные термины (генерируются автоматически): Ребенок, изображение знака, ознакомление детей, старший дошкольный возраст, поэтическое слово, слайд, слово, творчество, художественный образ, черный цвет.

Похожие статьи

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство выразительности, проблема формирования, вид искусств.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Анализируя особенности организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать тот факт, что в старшем дошкольном возрасте развиваются абстрактно-логическое и пространственно-образное мышление. Их роль в художественном...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма, художественный вкус, народное искусство, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, цветовое восприятие.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы...

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей...

Изображение природы как средство развития творческих...

Таким образом, изображение природы в рисунке оказывает большое влияние на художественное и творческое развитие личности ребенка, воспитание его эстетического вкуса. С раннего возраста, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Дети старшего дошкольного возраста прекрасно чувствуют влияние мелодии на настроение человека.

Художественное слово относится к словесному методу, который является универсальным в восприятии образа.

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство выразительности, проблема формирования, вид искусств.

Похожие статьи

Специфика формирования художественного образа в рисунках...

художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство выразительности, проблема формирования, вид искусств.

Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.

Особенности творческой работы детей старшего дошкольного...

Анализируя особенности организации творческой работы детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать тот факт, что в старшем дошкольном возрасте развиваются абстрактно-логическое и пространственно-образное мышление. Их роль в художественном...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

ребенок, цвет, дошкольный возраст, цветовое решение, цветовая гамма, художественный вкус, народное искусство, младший дошкольный возраст, изобразительная деятельность, цветовое восприятие.

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы...

Развитие речевого творчества старших дошкольников...

В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей...

Изображение природы как средство развития творческих...

Таким образом, изображение природы в рисунке оказывает большое влияние на художественное и творческое развитие личности ребенка, воспитание его эстетического вкуса. С раннего возраста, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи взрослым...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Дети старшего дошкольного возраста прекрасно чувствуют влияние мелодии на настроение человека.

Художественное слово относится к словесному методу, который является универсальным в восприятии образа.

Развитие композиционного мышления дошкольников средствами...

художественный образ, эстетическое отношение, детское творчество, детское художественное творчество, дошкольный возраст, образ, ребенок, средство выразительности, проблема формирования, вид искусств.