Контроль сформированности профессиональной речевой компетентности курсантов-иностранцев из стран ближнего зарубежья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова, О. А. Контроль сформированности профессиональной речевой компетентности курсантов-иностранцев из стран ближнего зарубежья / О. А. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11023/ (дата обращения: 25.04.2024).



Известно, что контрольная работа является одним из распространенных видов промежуточного, а иногда итогового контроля и представляет собой запланированный способ проверки знаний, умений и навыков обучающихся, требующий самостоятельной работы с материалом по учебному предмету [1, с. 5].

Приведем пример контрольной работы по дисциплине «Иностранный (русский) язык». Данная контрольная работа проводится в конце пятого семестра и представляет собой систему заданий, способствующих контролю усвоения лексики военно-специальных дисциплин, грамматических моделей и контролю сформированности навыков письменной речи — составляющих коммуникативной и профессионально-речевой компетентности иностранных военнослужащих, обучающихся в российских военных вузах.

Проверка теоретических знаний и практических навыков в области владения спецлексикой осуществляется при помощи грамматических и коммуникативно ориентированных творческих заданий по прочитанному тексту.

Учитывая разный уровень владения русским языком курсантами-иностранцами, можно предложить два и более варианта заданий контрольной работы. Задания второго и последующих вариантов должны иметь пониженную степень трудности и сокращенное количество языковых конструкций.

В начале занятия следует познакомить обучающихся с содержанием и организацией выполнения заданий. Все письменные задания выполняются на отдельном листе. Задания могут выполняться в произвольной последовательности. Использование курсантами учеников и учебных пособий во время контрольной работы не предусмотрено.

Обратимся к возможным вариантам контрольной работы по лексике военно-специальных дисциплин.

Вариант 1.

Задание 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Если оружием владеешь, врага одолеешь

Эту пословицу часто повт…ряли фронтовики во время Великой Отечественной войны.

Пр…красно владел своим оружием Герой Советского Союза наводчик орудия сержант Рахимжан Такатаев. В одном бою он 15 снарядами сж…г 13 фашис…ских танков и самоходных орудий.

Бой начался с мощ…ного артил…ерийского налёта противника. В течение нескольких минут гитлеровц… обстреливали наши позиции, а затем под прикрытием дымовой завесы в сопров…ждении 14 танков и самоходных орудий, 4 бронетранспортёров перешли в наступление.

Несмотря на то, что противник имел в своём распор…жении танки и другую боевую технику, советские воины отважно защищ…ли свои позиции. 1-м открыло огонь орудие рядового Татаренко. Он по…бил 3 вражеских машины, но был тяжело ранен. Место солдата занял младший сержант Грабарь. Хотя самоходное орудие противника разбило его орудие снарядом, сержанту Грабарю удалось сжеч… 2 вражеских бронетранспортёра. В бой вступила пушка, у которой находился сержант Шемякин, но скоро она так же была разбита снарядом вражеского орудия. На огневых позиц…ях нашего подразделения наступила тишина. Фашисты решили: если батарея молчит, значит, все артил…еристы уничтожены.

Танки и самоходные орудия противника вклинились в распол…жение батареи. И в этот момент открыло огонь орудие Такатаева, которое было хорошо замаскировано. Он мгновенно пр…целился в средний танк, выстрелил. Фашис...ская машина заг…релась. 2 выстрел — и заг…релся 2 танк. Такатаев наводит орудие на самоходное орудие противника. Выстрел — и орудие г…рит. 4 выстрелом Такатаев уничтожил головной танк противника.

Рахимжан бил немецкие машины на выбор. Теперь они не могли свободно маневрировать на поле, там г...рели 3 танка и самоходное орудие. Вокруг сержанта Такатаева рвались снаряды, но он продолжал вести огонь. Победителем в этом бою оказался советский артил…ерист Рахимжан Такатаев. В его умелых руках боевое орудие бл…стяще выдержало трудное испытание [2, с.627].

Задание 2.Объясните значение слов. Определите вид глаголов, подберите видовую пару.

Пословица, головной, одолеть, рваться, наводить, блестяще.

Задание 3. Разберите слова по составу, подберите по 2 однокоренных слова к каждому из данных слов.

Бронетранспортёр, подразделение, боевой, защищали.

Задание 4.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. К первым двум словам подберите проверочные.

Повт…ряли, распор…жение, пр…красно, сж…г, по…бил, мощ…ного, фашис…ский, заг…орелась, бл…стяще, гитлировц….

Задание 5.Затранскрибируйте подчеркнутые буквы.

Оказался, сжёг, под прикрытием, наводчик, перешли.

Задание 6.Запишите числительные из текста задания 1 словами. Определите их разряд (количественное, порядковое, собирательное).

Задание 7. Просклоняйте словосочетание.

И.п. Пятнадцать снарядов.

Р.п. …и т. д.

Задание 8. Восстановите полную форму кратких причастий, запишите глаголы, образовавшие эти причастия, определите вид глагола.

Модель: куплен — купленный — купить (СВ).

Ранен, уничтожены.

Задание 9.Составьте словосочетания. Определите тип связи (согласование, управление, примыкание).

Владеть (чем?)…

(какие?)… руки

(какая?)… завеса

в сопровождении (чего?)

Задание 10. Подберите синонимы и антонимы к словам.

Средний, маневрировать.

Задание 11. Поставьте вместо пропусков уступительные союзы «хотя», «несмотря на то, что». Постройте схему первого предложения.

  1. … наводчик орудия был ранен, он подбил 3 вражеских танка.
  2. … гитлеровцы бросили в бой мощную боевую технику, советские воины мужественно защищали занятые позиции.
  3. … фашисты имели преимущество в живой силе, они вынуждены были отступить.

Задание 12. Выполните синтаксический разбор предложения. Определите тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

Сержанту Грабарю удалось сжечь два вражеских бронетранспортёра.

Задание 13. Кратко ответьте на вопросы. Ответы запишите.

  1. Какими силами располагал враг в наступлении?
  2. Кто первым открыл огонь по врагу?
  3. Когда открыл огонь Такатаев?
  4. Как вы понимаете пословицу: «Если оружием владеешь, то врага одолеешь»?

Вариант 2.

Задание 1. Прочитайте текст.

Если оружием владеешь, врага одолеешь

Эту пословицу часто повторяли фронтовики во время Великой Отечественной войны.

Прекрасно владел своим оружием Герой Советского Союза наводчик орудия сержант Рахимжан Такатаев. В одном бою он 15 снарядами сжёг 13 фашистских танков и самоходных орудий.

Бой начался с мощного артиллерийского налёта противника. В течение нескольких минут гитлеровцы обстреливали наши позиции, а затем под прикрытием дымовой завесы в сопровождении 14 танков и самоходных орудий, 4 бронетранспортёров перешли в наступление.

Несмотря на то, что противник имел в своём распоряжении танки и другую боевую технику, советские воины отважно защищали свои позиции. 1-м открыло огонь орудие рядового Татаренко. Он подбил 3 вражеских машины, но был тяжело ранен. Место солдата занял младший сержант Грабарь. Хотя самоходное орудие противника разбило его орудие снарядом, сержанту Грабарю удалось сжечь 2 вражеских бронетранспортёра. В бой вступила пушка, у которой находился сержант Шемякин, но скоро она так же была разбита снарядом вражеского орудия. На огневых позициях нашего подразделения наступила тишина. Фашисты решили: если батарея молчит, значит, все артиллеристы уничтожены.

Танки и самоходные орудия противника вклинились в расположение батареи. И в этот момент открыло огонь орудие Такатаева, которое было хорошо замаскировано. Он мгновенно прицелился в средний танк, выстрелил. Фашистская машина загорелась. 2 выстрел — и загорелся 2 танк. Такатаев наводит орудие на самоходное орудие противника. Выстрел — и орудие горит. 4 выстрелом Такатаев уничтожил головной танк противника.

Рахимжан бил немецкие машины на выбор. Теперь они не могли свободно маневрировать на поле, там горели 3 танка и самоходное орудие. Вокруг сержанта Такатаева рвались снаряды, но он продолжал вести огонь. Победителем в этом бою оказался советский артиллерист Рахимжан Такатаев. В его умелых руках боевое орудие блестяще выдержало трудное испытание.

Задание 2.Объясните значение слов. Определите вид глаголов, подберите видовую пару.

Фронтовик, наводчик, вклиниться, маневрировать, прицеливаться, сжигать.

Задание 3. Разберите слова по составу, подберите по 2 однокоренных слова к каждому из данных слов.

Самоходное, наступление, владеешь, победитель.

Задание 4.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. К первым двум словам подберите проверочные.

Сопров…ждение, пр…целился, сжеч…, т…жело, ве...ти огонь, защищ…ло, артил…ерия, распол…жение, г…рит, позиц…и.

Задание 5.Затранскрибируйте подчёркнутые буквы.

Фашистских, орудие, сержант, обстреливали, в течение.

Задание 6.Запишите числительные из текста задания 1 словами. Определите их тип по составу (простое, сложное, составное).

Задание 7. Просклоняйте словосочетание.

И.п. Четыре бронетранспортёра.

Р.п. …и т. д.

Задание 8. Восстановите полную форму кратких причастий, запишите глаголы, образовавшие эти причастия, определите вид глагола.

Модель: куплен — купленный — купить (СВ).

Разбиты, замаскировано.

Задание 9.Составьте словосочетания. Определите тип связи (согласование, управление, примыкание).

Наводить (что?)…

(какой?)… танк

(какое?)… испытание

в течении (чего?)

Задание 10. Подберите синонимы и антонимы к словам.

Мгновенно, трудный.

Задание 11. Поставьте вместо пропусков уступительные союзы «хотя», «несмотря на то, что». Постройте схему второго предложения.

  1. Противнику не удалось прорвать нашу оборону, … его артиллерия вела ураганный огонь.
  2. …вокруг сержанта Такатаева рвались снаряды, он продолжал вести огонь.

Задание 12. Выполните синтаксический разбор предложения.

Орудие Такатаева было хорошо замаскировано.

Задание 13. Кратко ответьте на вопросы. Ответы запишите.

  1. Как защищали свои позиции советские воины?
  2. Кто занял место у орудия вместо Татаренко?
  3. Сколько танков и САУ уничтожил Такатаев?
  4. Что обеспечило победу советского воина в бою?

Таким образом, показателями владения специальной лексикой и сформированности профессионально-речевой компетентности курсантов-иностранцев будет являться способность верно выполнить задания с опорой на предложенный текст. Оценка за контрольную работу складывается из оценки за все виды заданий.

Оценка «отлично» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено не более 5 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив не более 2 речевых, 2 грамматических, 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок.

− Оценка «хорошо» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено не более 8 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив не более 4 речевых, 4 грамматических, 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено не более 11 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив не более 6 речевых, 6 грамматических, 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:

− при выполнении практических заданий допущено более 11 ошибок;

− обучающийся изложил материал задания 13 в письменной форме, допустив более 6 речевых, 6 грамматических, 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Литература:

  1. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / под общ. ред. Л. В. Ворониной. — Рязань: РВВДКУ, 2011. — 200 с.
  2. Ермолаева Н. В., Учебник русского языка для лиц, говорящих на испанском языке / Н. В. Ермолаева, Т. Н. Паздзерская // М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, –1966. — 750 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, контрольная работа, самоходное орудие противника, танк, материал задания, орудие, письменная форма, сержант, слово, наводчик орудия.

Похожие статьи

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

Основная задача истребительно-противотанковой артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования уничтожение танков.

Был ли шанс свести к минимуму преимущества танка противника в единоборстве с противотанковым орудием артиллериста?

«Враг хитёр и коварен…». О немецкой хитрости и русской...

Немцы использовали кочующие орудия, чтобы отвлечь внимание советской разведки, но делали это, подразделения самоходной артиллерии.

Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Когда погиб наводчик, сам встал за пулемет и уничтожил десяток фрицев.

Расчет сержанта Окорокова подбил свыше 10 танков, 2 самоходных орудия «Фердинанд», 3 бронетранспортера, 8 автомашин и уничтожил 150 солдат противника.

Гусько А. В. — герой из Новоминской | Статья в журнале...

Отличился наш земляк и в октябре 1944 года, когда в бою прямой наводкой подбил тяжелый фашистский танк и 2 бронемашины. За это сержант гвардии, наводчик 76-миллиметрового противотанкового орудия Алексей Гусько был удостоен ордена Славы III степени за № 225804.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме...

У танка нет ствола. Артиллеристы стреляют из пушки.

Материал из опыта работы воспитателя Митряшкиной Натальи Михайловны (Всероссийский педагогический журнал «Познание», электронное издание).

Развитие Красной армии в 30-е годы XX века | Статья в журнале...

Так в 1931 г. на вооружение стали поступать совершенно новые противотанковые пушки, более мощные и скорострельные орудия полевой артиллерии и артиллерия специального назначения, зенитные установки, для воздействия на авиацию противника.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

– освоить содержания, технологии, форм и методов обучения военнослужащих

Контрольные работы выводятся в виде письменных ответов на вопросы в конце завершения

Содержание заданий на контрольную работу и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой.

К вопросу о системе высшего военного образования курсантов...

Ключевые слова: Вооружённые силы, обучение курсантов, организационные условия

Она зависит от рода деятельности: от камуфляжной рабочей формы до спортивной

Бесплатное жилье предоставляется до звания главного капрала (старшего сержанта).

К столетию обороны Осовца | Статья в сборнике международной...

Самыми мощными орудиями крепости были устаревшие 150-мм и 107-мм пушки образца 1877 г. Уже во время

Приблизившись к противнику, Котлинский со своей ротой бросился в атаку, заставив немцев бежать. Не останавливаясь, 13-я рота преследовала бегущего противника.

Похожие статьи

«Ствол длинный, жизнь короткая» — неизвестный подвиг воинов...

Основная задача истребительно-противотанковой артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования уничтожение танков.

Был ли шанс свести к минимуму преимущества танка противника в единоборстве с противотанковым орудием артиллериста?

«Враг хитёр и коварен…». О немецкой хитрости и русской...

Немцы использовали кочующие орудия, чтобы отвлечь внимание советской разведки, но делали это, подразделения самоходной артиллерии.

Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.

Боевой путь якутян | Статья в журнале «Молодой ученый»

Когда погиб наводчик, сам встал за пулемет и уничтожил десяток фрицев.

Расчет сержанта Окорокова подбил свыше 10 танков, 2 самоходных орудия «Фердинанд», 3 бронетранспортера, 8 автомашин и уничтожил 150 солдат противника.

Гусько А. В. — герой из Новоминской | Статья в журнале...

Отличился наш земляк и в октябре 1944 года, когда в бою прямой наводкой подбил тяжелый фашистский танк и 2 бронемашины. За это сержант гвардии, наводчик 76-миллиметрового противотанкового орудия Алексей Гусько был удостоен ордена Славы III степени за № 225804.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме...

У танка нет ствола. Артиллеристы стреляют из пушки.

Материал из опыта работы воспитателя Митряшкиной Натальи Михайловны (Всероссийский педагогический журнал «Познание», электронное издание).

Развитие Красной армии в 30-е годы XX века | Статья в журнале...

Так в 1931 г. на вооружение стали поступать совершенно новые противотанковые пушки, более мощные и скорострельные орудия полевой артиллерии и артиллерия специального назначения, зенитные установки, для воздействия на авиацию противника.

Обучение военнослужащих в высших военных учебных заведениях

– освоить содержания, технологии, форм и методов обучения военнослужащих

Контрольные работы выводятся в виде письменных ответов на вопросы в конце завершения

Содержание заданий на контрольную работу и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой.

К вопросу о системе высшего военного образования курсантов...

Ключевые слова: Вооружённые силы, обучение курсантов, организационные условия

Она зависит от рода деятельности: от камуфляжной рабочей формы до спортивной

Бесплатное жилье предоставляется до звания главного капрала (старшего сержанта).

К столетию обороны Осовца | Статья в сборнике международной...

Самыми мощными орудиями крепости были устаревшие 150-мм и 107-мм пушки образца 1877 г. Уже во время

Приблизившись к противнику, Котлинский со своей ротой бросился в атаку, заставив немцев бежать. Не останавливаясь, 13-я рота преследовала бегущего противника.