Библиографическое описание:

Сурикова О. В. Использование технологической карты на уроках химии в условиях реализации ФГОС [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 71-74.



Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта. Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая карта позволяет контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения.

Ключевые слова: химическое образование, технологическая карта, интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность, обобщённость

Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Школьный курс химии — это основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; развитие их интеллектуальных и творческих способностей; привитие ценностных ориентаций и подготовку к жизни в условиях современного общества.

Большую роль химия играет и в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу. Недостаточность химической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества.

Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, правильного поведения в окружающей среде. Изучение химии помогает повысить общую эрудицию человека, а главное — показывает ему, как устроен окружающий мир.

Современный учитель химии — это педагог, который владеет такой формой планирования урока, как технологическая карта, которая позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку [1].

Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

− интерактивность;

− структурированность;

− алгоритмичность при работе с информацией;

− технологичность;

− обобщённость.

Технологическая карта — это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Технологическая карта должна отражать следующую информацию:

  1. Название темы урока.
  2. Цель урока и задачи (обучающие, развивающие и воспитывающие).
  3. Тип урока.
  4. Планируемые результаты: личностные, предметные и метапредметные.
  5. Формы организации учащихся.
  6. Используемые методы и технологии.
  7. Необходимое оборудование.
  8. Последовательность этапов урока, которая зачастую зависит от типа урока.
  9. Продолжительность каждого этапа.

Это позволяет учителю контролировать свою деятельность и не задерживать начало следующего этапа.

  1. Деятельность учителя.
  2. Деятельность учащихся.

Пример технологической карты урока химии

Учебный предмет: химия

Класс: 8А — 8Г

Автор УМК: Габриелян О. С.

Тема урока: «Химическая формула»

Цель урока: создание условий для открытия нового знания по теме «Химическая формула».

Задачи урока:

Обучающие:

− закрепить знания о периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

− способствовать формированию знаний о химической формуле вещества;

− способствовать формированию таких понятий, как: относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, индекс и коэффициент;

− научить записывать химические формулы и вычислять относительную молекулярную массу вещества;

− научить характеризовать вещество по его химической формуле;

− научить вычислять массовую долю химического элемента в веществе;

Развивающие:

− способствовать формированию и развитию практических умений по решению расчётных задач;

Воспитательные:

− воспитывать самостоятельность и ответственность.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

формирование ответственного отношения к учёбе;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

2. Предметные:

Учащиеся должны знать:

− что показывает химическая формула;

− как рассчитать относительную молекулярную массу вещества;

− как вычислить массовую долю химического элемента в веществе;

Учащиеся должны уметь:

− записывать химические формулы;

− характеризовать вещество по его химической формуле;

− рассчитывать относительную молекулярную массу вещества;

− находить массовую долю химического элемента в веществе;

3. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

− уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

− уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные УУД:

− давать определения;

− строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

− владеть такими видами изложения текста, как описание.

Коммуникативные УУД:

− уметь слушать и вступать в диалог;

− участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Основные понятия: химическая формула, коэффициент, индекс, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, массовая доля химического элемента.

Формы организации учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы итехнологии: ИКТ и технология развития критического мышления.

Необходимое оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, шаростержневые модели, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Таблица 1

Этап урока

Время мин

Деятельность

УУД

Преподавателя

Воспитанников

1. Организационный момент

1

Демонстрирует свою готовность к уроку, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя; показывают свою готовность к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей, дневников и т. д.

Регулятивные самоконтроль

2. Повторение ипроверка знаний учащихся

9

Организует и проводит химический диктант по теме: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (по вариантам)

Пишут химический диктант

Личностные: формирование ответственного отношения к учёбе;

Регулятивные: самоконтроль;

Познавательные: вспоминание, логические рассуждения

3. Мотивация иформирование интереса куроку

3

Организует работу с шаростержневыми моделями

Собирают модели молекул

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Познавательные: логические действия: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

4. Формулирование темы урока ипостановка цели

2

Задаёт вопросы, наводящие на тему урока; уточняет, корректирует тему и цель урока

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, записывают тему урока в тетрадь

Регулятивные: целеполагание

5. Формирование новых знаний

5.1. Понятие: химическая формула

5.2. Качественный и количественный состав

5.3. Относительная атомная масса и относительная молекулярная масса

5.4. Расчёт массовой доли химического элемента в веществе

15

Объясняет, что такое «химическая формула», приводит примеры;

Объясняет, чем отличается качественный состав молекулы от количественного состава;

Объясняет правила записи и расчёта относительной молекулярной массы вещества;

Объясняет, как рассчитать массовую долю химического элемента в веществе

Слушают, записывают;

Слушают, записывают, задают вопросы;

Слушают, записывают, задают вопросы, рассуждают;

Слушают, записывают, задают вопросы, рассуждают

Коммуникативные: умение слушать;

Предметные: формирование понятий — «химическая формула», «индекс», «коэффициент»

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Предметные: формирование умения записывать химические формулы и характеризовать вещество по его формуле;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Предметные: формирование умения рассчитать относительную молекулярную массу вещества;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Предметные: формирование умения рассчитать массовую долю химического элемента в веществе по его формуле;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

6. Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи

10

Объясняет задания

Выполняют задания на интерактивной доске и в тетрадях, рассуждают, проговаривают

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Познавательные: поиск решения проблемы; установление причинно-следственных связей; умение структурировать знания; речевое высказывание

Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

7. Рефлексия

2

Просит назвать основные термины, которые учащиеся запомнили на уроке; воспринимает ответы учащихся

Называют термины

Регулятивные: самоконтроль и самооценка

Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении

8. Объяснение домашнего задания

3

Сообщает и объясняет

Записывают в дневники

Коммуникативные: умение слушать

Регулятивные самоконтроль

Технологическая карта позволяет контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  1. Учебный процесс проектируется от цели до результата.
  2. Используются эффективные методы работы с информацией.
  3. Организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников.
  4. Обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Литература:

  1. Поташник М. М., Левит М. В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2016. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle