Автор: Скобелева Ирина Ефимовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Библиографическое описание:

Скобелева И. Е. Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 105-108.



В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов системы СПО.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, специалисты среднего звена, профессиональные компетенции, электронные образовательные ресурсы

Количество обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской работой в системе среднего профессионального образования РФ, неуклонно растет, в 2014 г это число возросло почти в 2 раза по сравнению с 2010 г.

Рис. 1. Динамика количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, занимающихся учебно-исследовательской работой в сравнении с общим количеством студентов

На рис. 1 приведена динамика количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, занимающихся учебно-исследовательской работой в сравнении с общим количеством студентов [1].

Следовательно, в настоящее время активно развиваться научно-исследовательский потенциал в формате средней профессиональной школы.

Задачей руководителей учебно-исследовательской работы студентов является формирование у обучающихся привычки к творческому, умственному труду. Навыки умственного труда необходимы обучающимся при дальнейшем развитии карьеры, а также для решения производственных задач после окончания учебы. Для умственного развития не достаточно получения конкретных знаний в виде суммы различных фактов. Необходима творческая аналитическая мыслительная деятельность для обработки данных, полученных самими обучающимися в процессе исследовательской работы.

Проблемы в организации учебно-исследовательской работы обучающихся СПО решаются при помощи непрерывной работы педагогического коллектива и поиску новых путей повышения качества обучения в образовательной организации. Учебное исследование является деятельностью, направленной на создание ценностей, необходимых для развития личности обучающегося при помощи самостоятельного приобретения субъективно новых, значимых знаний. Цель учебного исследования — это не только полученное в результате процесса знание, но и сам процесс получения знания, в ходе которого развиваются исследовательские способности студентов. Развитие исследовательских способностей обучающихся происходит путем освоения новых способов познания, расширения кругозора исследователя, активизации познавательной активности, развития творческих способностей [2, с.71].

Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность студентов, преподаватель должен способствовать возникновению у студента интереса к исследовательской работе, сформировать творческий импульс в сознании обучающегося, научить пользоваться принципами, методами научного исследования, ознакомить студентов с формами и способами исследований, помочь самореализации при помощи решения задач научного характера по индивидуальной теме. Студент в процессе учебно-исследовательской работы должен четко представлять, к какому результату он стремится, каким образом и когда сможет его достичь.

Структура и состав учебно-исследовательской работы студентов среднего профессионального образования приведена на рис. 2 [3, с.31].

Рис. 2. Структура и состав учебно-исследовательской работы студентов среднего профессионального образования

Важный принцип комплексного характера системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в среднем профессиональном образовании — это преемственность ее методов и форм. Исследовательская работа студентов постепенно изменяется и усложняется по мере приобретения студентами новых знаний, умений, компетенций.

Важно, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе выполняемой студентами учебно-исследовательской работы, возрастали постепенно. Как правило, на первом и втором курсах обучения целью и основным содержанием учебно-исследовательской работы у студентов формирование перспективных навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения научной работы. Важными факторами на этом этапе является также освоение студентами основ самостоятельной работы, развитие творческого и нестандартного мышления. На этом этапе для приобретения общенаучных навыков применяется написание рефератов на основе обзора научных работ по теме исследования и проведение лабораторных работ в качестве первого экспериментального опыта. На третьем курсе, по мере накопления общенаучных знаний и специальной подготовки, при выполнении самостоятельных исследований в виде докладов, рефератов, эссе у студентов среднего профессионального образования происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств для проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе рекомендуется участие студентов в научных конференциях как внутри техникума, так и на региональном уровне, участие в конкурсах научных работ и тематических выставках. По мере усложнения задач и форм научно-исследовательских работ, возрастает их объем, а учебно-исследовательская работа приобретает все более творческий характер [1, с.55].

В сети Интернет можно найти много доступных образовательных ресурсов по разным направлениям: тематические сайты, сайты преподавателей, образовательные порталы, электронные библиотеки, которые помогают обучающимся не только самостоятельно осваивать учебный материал, но и использовать электронные образовательные ресурсы для проведения учебных исследований, анализа оборудования и технологий в рамках изучаемого профессионального модуля, написания статей и докладов для участия в научно-практических конференциях.

Анализируя множество Интернет-источников можно сказать, что преподавателю и студенту приходится проводить огромную работу по поиску, систематизации и отбору материала из ЭОР для того, что бы удовлетворить образовательные требования в формате учебно-исследовательской работы студентов. Но при общей заинтересованности в конечном результате: написание статьи и возможность участия в научно-практической конференции, приводит к тому, что меняется характер взаимодействия преподавателя и студента, расширяются возможности обучающегося в самостоятельной работе, что и способствует достижению ожидаемого результата.

Таким образом, научная работа студентов в системе среднего профессионального образования, осуществляемая в форме учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, является важным фактором развития профессиональных компетенций [4, с.14], а использование ЭОР в исследовательской деятельности ведет к развитию навыков углубленного анализа образовательных и нормативно-технических материалов.

Литература:

  1. Статистика российского образования http://stat.edu.ru
  2. Кругов В. И. и др. Основы научных исследований. — М.: Высшая школа, 2014–400 с.
  3. Рыжов В. Н.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. — Саратов, 2015. — 97 с.
  4. Скобелева И. Е. Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам ІХ международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы». — С-П.: Научный журнал «Globus», 2016. — с.11–15

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle