Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы
Автор: Скобелева Ирина Ефимовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)
Дата публикации: 18.09.2016
Статья просмотрена: 678 раз
Библиографическое описание:
Скобелева, И. Е. Электронные образовательные ресурсы в учебно-исследовательской работе студентов средней профессиональной школы / И. Е. Скобелева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11002/ (дата обращения: 29.03.2024).
В материалах статьи представлен анализ учебно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования. Отдельное внимание уделено роли электронных образовательных ресурсов в научно-исследовательской работе студентов системы СПО.
Ключевые слова: учебно-исследовательская работа, специалисты среднего звена, профессиональные компетенции, электронные образовательные ресурсы
Количество обучающихся, занимающихся учебно-исследовательской работой в системе среднего профессионального образования РФ, неуклонно растет, в 2014 г это число возросло почти в 2 раза по сравнению с 2010 г.
Рис. 1. Динамика количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, занимающихся учебно-исследовательской работой в сравнении с общим количеством студентов
На рис. 1 приведена динамика количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, занимающихся учебно-исследовательской работой в сравнении с общим количеством студентов [1].
Следовательно, в настоящее время активно развиваться научно-исследовательский потенциал в формате средней профессиональной школы.
Задачей руководителей учебно-исследовательской работы студентов является формирование у обучающихся привычки к творческому, умственному труду. Навыки умственного труда необходимы обучающимся при дальнейшем развитии карьеры, а также для решения производственных задач после окончания учебы. Для умственного развития не достаточно получения конкретных знаний в виде суммы различных фактов. Необходима творческая аналитическая мыслительная деятельность для обработки данных, полученных самими обучающимися в процессе исследовательской работы.
Проблемы в организации учебно-исследовательской работы обучающихся СПО решаются при помощи непрерывной работы педагогического коллектива и поиску новых путей повышения качества обучения в образовательной организации. Учебное исследование является деятельностью, направленной на создание ценностей, необходимых для развития личности обучающегося при помощи самостоятельного приобретения субъективно новых, значимых знаний. Цель учебного исследования — это не только полученное в результате процесса знание, но и сам процесс получения знания, в ходе которого развиваются исследовательские способности студентов. Развитие исследовательских способностей обучающихся происходит путем освоения новых способов познания, расширения кругозора исследователя, активизации познавательной активности, развития творческих способностей [2, с.71].
Для того чтобы активизировать исследовательскую деятельность студентов, преподаватель должен способствовать возникновению у студента интереса к исследовательской работе, сформировать творческий импульс в сознании обучающегося, научить пользоваться принципами, методами научного исследования, ознакомить студентов с формами и способами исследований, помочь самореализации при помощи решения задач научного характера по индивидуальной теме. Студент в процессе учебно-исследовательской работы должен четко представлять, к какому результату он стремится, каким образом и когда сможет его достичь.
Структура и состав учебно-исследовательской работы студентов среднего профессионального образования приведена на рис. 2 [3, с.31].
Рис. 2. Структура и состав учебно-исследовательской работы студентов среднего профессионального образования
Важный принцип комплексного характера системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы в среднем профессиональном образовании — это преемственность ее методов и форм. Исследовательская работа студентов постепенно изменяется и усложняется по мере приобретения студентами новых знаний, умений, компетенций.
Важно, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе выполняемой студентами учебно-исследовательской работы, возрастали постепенно. Как правило, на первом и втором курсах обучения целью и основным содержанием учебно-исследовательской работы у студентов формирование перспективных навыков, умений и знаний, необходимых для выполнения научной работы. Важными факторами на этом этапе является также освоение студентами основ самостоятельной работы, развитие творческого и нестандартного мышления. На этом этапе для приобретения общенаучных навыков применяется написание рефератов на основе обзора научных работ по теме исследования и проведение лабораторных работ в качестве первого экспериментального опыта. На третьем курсе, по мере накопления общенаучных знаний и специальной подготовки, при выполнении самостоятельных исследований в виде докладов, рефератов, эссе у студентов среднего профессионального образования происходит формирование специальных исследовательских навыков, углубление знаний методов, методик, технических средств для проведения исследований и обработки результатов. На этом этапе рекомендуется участие студентов в научных конференциях как внутри техникума, так и на региональном уровне, участие в конкурсах научных работ и тематических выставках. По мере усложнения задач и форм научно-исследовательских работ, возрастает их объем, а учебно-исследовательская работа приобретает все более творческий характер [1, с.55].
В сети Интернет можно найти много доступных образовательных ресурсов по разным направлениям: тематические сайты, сайты преподавателей, образовательные порталы, электронные библиотеки, которые помогают обучающимся не только самостоятельно осваивать учебный материал, но и использовать электронные образовательные ресурсы для проведения учебных исследований, анализа оборудования и технологий в рамках изучаемого профессионального модуля, написания статей и докладов для участия в научно-практических конференциях.
Анализируя множество Интернет-источников можно сказать, что преподавателю и студенту приходится проводить огромную работу по поиску, систематизации и отбору материала из ЭОР для того, что бы удовлетворить образовательные требования в формате учебно-исследовательской работы студентов. Но при общей заинтересованности в конечном результате: написание статьи и возможность участия в научно-практической конференции, приводит к тому, что меняется характер взаимодействия преподавателя и студента, расширяются возможности обучающегося в самостоятельной работе, что и способствует достижению ожидаемого результата.
Таким образом, научная работа студентов в системе среднего профессионального образования, осуществляемая в форме учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, является важным фактором развития профессиональных компетенций [4, с.14], а использование ЭОР в исследовательской деятельности ведет к развитию навыков углубленного анализа образовательных и нормативно-технических материалов.
Литература:
- Статистика российского образования http://stat.edu.ru
- Кругов В. И. и др. Основы научных исследований. — М.: Высшая школа, 2014–400 с.
- Рыжов В. Н.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Курс лекций для студентов педагогических училищ и колледжей. — Саратов, 2015. — 97 с.
- Скобелева И. Е. Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам ІХ международной научно-практической конференции: «Психология и педагогика: актуальные вопросы». — С-П.: Научный журнал «Globus», 2016. — с.11–15
Ключевые слова
профессиональные компетенции, электронные образовательные ресурсы, учебно-исследовательская работа, специалисты среднего звенаПохожие статьи
Исследовательская работа студентов — первые шаги к науке
...работа, работа, учебно-исследовательская работа студентов, исследовательская работа, задача, научно-исследовательская работа, Инновационный
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса.
Научно-исследовательская работа студентов...
Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ...
Организация исследовательской работы студентов
Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе...
Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие...
Вершиной учебно-исследовательской деятельности студента в системе среднего профессионального образования является выполнение выпускной квалификационной работы.
Самостоятельная работа студентов как важнейшая...
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...
Роль научно-исследовательской деятельности студентов...
Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную...
Учебно-исследовательская работа студентов технологического...
самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения. Технология использования учебно-исследовательских задач...
Студент в процессе учебно-исследовательской работы должен...
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской работы, профессионально-творческий потенциал.
Исследовательская деятельность студентов в колледже
Исследовательская деятельность студентов в колледже. Автор: Бурая Ольга Валентиновна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.
Похожие статьи
Исследовательская работа студентов — первые шаги к науке
...работа, работа, учебно-исследовательская работа студентов, исследовательская работа, задача, научно-исследовательская работа, Инновационный
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса.
Научно-исследовательская работа студентов...
Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ...
Организация исследовательской работы студентов
Исследовательская работа – это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе...
Учебно-исследовательская деятельность студентов как условие...
Вершиной учебно-исследовательской деятельности студента в системе среднего профессионального образования является выполнение выпускной квалификационной работы.
Самостоятельная работа студентов как важнейшая...
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...
Роль научно-исследовательской деятельности студентов...
Организацию научно-исследовательской работы в учебном заведении можно рассматривать как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Под руководством педагогов студенты выполняют проектную...
Учебно-исследовательская работа студентов технологического...
самостоятельная работа, студент, самостоятельная работа студентов, учебный процесс, работа, задание, занятие, задача, начертательная геометрия, рейтинговая система обучения. Технология использования учебно-исследовательских задач...
Студент в процессе учебно-исследовательской работы должен...
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, формы научно-исследовательской работы, профессионально-творческий потенциал.
Исследовательская деятельность студентов в колледже
Исследовательская деятельность студентов в колледже. Автор: Бурая Ольга Валентиновна. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.