Автор: Борисова Светлана Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2016)

Библиографическое описание:

Борисова С. Ю. Актуальные вопросы оказания медицинской помощи пациентам с острой хирургической патологией на догоспитальном этапе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 97-100.



Жизнь постоянно убеждает в том, что в понятие «первая медицинская помощь» входит триада: диагностика простейшими методами, адекватная ситуационная медицинская тактика, адекватное ситуационное доступное лечение

Доврачебная помощь — это комплекс медицинских, медико-тактических мероприятий, имеющих определяющее значение в современной медицине. Методами доврачебной помощи обязаны в совершенстве владеть средние медицинские работники.

Роль фельдшера как специалиста по острым, неотложным, критическим состояниям, неоспорима. Именно они первыми контактируют с пациентом, оказывают ему необходимую помощь, когда счет времени идет в лучшем случае на минуты, и от их знаний, опыта, эрудиции, логики диагностического и лечебного мышления, от выбора медицинской тактики, зависит все — жизнь или смерть пациента, инвалидность или возврат к полноценной жизни. Фельдшер должен быть специалистом, эрудированным в патофизиологии, семиотике, особенностях анализа сложных проявлений острых заболеваний. Он должен в совершенстве овладеть методикой проведения дифференциальной диагностики заболеваний и применить свои знания на практике.

Фельдшер всегда должен быть готов к действиям в сложных, экстремальных ситуациях, знать и уметь применить на практике табельные средства. Уметь всегда сохранять спокойствие, выдержку, собранность, уверенность в себе. Обладать наблюдательностью, быстрой реакцией на любые изменения обстановки, обладать решительностью в своих действиях, быть эрудитом в вопросах медицины и постоянно повышать уровень медицинских знаний.

Среди важнейших закономерностей доврачебной медицинской помощи следует выделить прямую зависимость между недостатками и ошибками, допущенными на догоспитальном этапе при оказании ее и тяжестью течения заболеваний, низкой эффективностью квалифицированной помощи, частыми тяжелыми осложнениями и высокой летальностью на данном этапе.

Задача преподавателей медицинского колледжа, подготовить кадры путем сочетания теоретических знаний и практических навыков студентов. С этой целью мы предлагаем Вашему вниманию учебно — методическое пособие для подготовки студентов «Повреждения и заболевания брюшной стенки и органов брюшной полости».

Основная задача данного пособия, помочь студентам овладеть профессиональными компетенциями:

− проводить диагностику неотложных состояний, применяя основные и дополнительные методы исследования пациента;

− определять тактику ведения пациента;

− выполнять лечебные вмешательства;

− проводить контроль состояния пациента;

− оформлять медицинскую документацию, согласно стандартам оказания медицинской помощи.

В данном пособии отдельно выделены вопросы о показании пациента к госпитализации и часто встречающиеся ошибки, которые допускают средние медицинские работники на догоспитальном этапе.

Как известно, стандарт оказания медицинской помощи — это перечень минимально достаточных и лечебных мероприятий, осуществляемых своевременно и последовательно при типичных клинических ситуациях. Стандарты ориентированы на медицинский персонал, оказывающий помощь на догоспитальном этапе. В учебно-методическом пособии используются внутриучрежденческие стандарты оказания медицинской помощи, применяемые средним медицинским персоналом ГБУЗ ТО «Областная больница № 4» г. Ишима.

Задача преподавателей медицинских учреждений, чтобы студенты освоили региональные стандарты оказания медицинской помощи, знали механизм действия медицинских препаратов, входящих в стандарты и могли применить свои знания на практике. Но при этом не забывали, что в основе диагностики лежит оценка симптомов и синдромов, клинической картины, характерных для того или иного патологического процесса. Фельдшер впервые столкнется не с острым аппендицитом или почечной коликой, а с определенными жалобами пациента, с определенной клинической картиной, основанной на изучении объективных данных.

Для использования в практической деятельности региональных стандартов, студенты на практике должны:

  1. Применять алгоритм действия фельдшера на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами.
  2. Обладать необходимой информацией по применению табельного медико-технического оснащения и лекарственных средств.
  3. В пределах своей компетенции владеть необходимыми диагностическими и лечебными навыками.
  4. В пределах своей компетенции уметь применять рекомендации на практике.

Необходимость выделения основных синдромов заболеваний органов брюшной полости связана с однотипностью симптомов, схожим течением патологического процесса и осложнений, вызванных различными причинами. Необходимо уметь провести дифференциальную диагностику заболеваний органов брюшной полости, т. к. боль в животе может быть вызвана причинами как хирургического так и терапевтического, гинекологического или акушерского характера.

Учебно-методическое пособие состоит из трех частей:

I часть. Представлены повреждения и заболевания брюшной полости, клиника, диагностика. Тактика фельдшера на догоспитальном этапе. Представлены основные ошибки, которые допускают средние медицинские работники.

II часть. Тестовые задания различного уровня сложности, задачи для проверки усвоения изученного материала студентами.

III часть. Таблица дифференциальной диагностики повреждений и заболеваний брюшной полости.

На догоспитальном этапе фельдшеру важны хорошие знания дифференциальной диагностики, умение четко ориентироваться в жалобах пациента и объективных симптомах заболевания. Именно с этой целью было разработано данное методическое пособие в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

Представленное пособие можно использовать на практических занятиях и для самостоятельной подготовки студентов.

Общеизвестно, Хирургия (от греч. сheir — рука, ergon — работа, действие) — область медицины, изучающая обширную группу заболеваний и травм, для лечения которых применяется оперативное вмешательство, то есть используется механическое и физическое воздействие на пораженные органы и ткани организма.

Средний медицинский работник должен не только осуществлять оказание помощи на догоспитальном этапе, но и иметь представление о ведении пациента в стационаре. Основное лечение пациентов с заболеваниями брюшной полости — оперативное.

Операция — это запланированный многокомпонентный стресс, вмешательство в патологический процесс в организме с помощью инструментов или без них с лечебной целью. Все хирургические инструменты делят на две группы: общие и специальные. Общие применяют при любой операции, специальные — только при определенных (на органах грудной или брюшной полости, на черепе и т. д.).

Для самостоятельного изучения материала и работы на практических занятиях, студентами медицинского колледжа, под руководством преподавателя подготовлены: методическое пособие «Обследование пациентов с хирургической патологией» и учебно-наглядное пособие «Оперативная хирургическая техника. Основные группы инструментов». Предлагаемые пособия используются при изучении темы «Повреждения и заболевания брюшной стенки и органов брюшной полости».

Диагностика является основой лечения. Древняя поговорка гласит: «Кто хорошо диагностирует, тот хорошо и лечит”. Это положение приобретает важное значение при внезапных заболеваниях и травмах, причем диагностика острых состояний на догоспитальном этапе является одной из самых актуальных и сложных проблем среднего медицинского работника.

В связи с этим основная задача фельдшера заключается в получении надежной и полной информации у пациента, а уже на основе выявленных симптомов следует выставить предварительный диагноз, причем в первую очередь надо искать признаки наиболее грозных заболеваний.

Именно фельдшер работает в сложных, экстремальных ситуациях. Важно, чтобы средний медицинский персонал умел обследовать пациента именно в данных условиях.

Данное методическое пособие создано с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями:

В учебно-наглядном пособии «Оперативная хирургическая техника. Основные виды инструментов» отражены основные понятия оперативной хирургической техники:

− Операция;

− Классификация;

− показания к оперативному вмешательству;

− этапы хирургической операции;

− группы хирургических инструментов;

− положение рук при работе с хирургическими инструментами;

− виды шовного материала.

Фельдшерский набор (Медицинская сумка) — это комплект различных медицинских предметов, среди которых находятся инструменты, перевязочные материалы, инъекции, приборы для диагностических целей.

С 03.04.12 г. Минздравсоцразвития России утвердил новую укладку выездным бригадам скорой медпомощи. Основным отличием и преимуществом будет тот факт, что сейчас укладка имеет достаточное количество лекарственных препаратов, которые нужны для лечения острых коронарных синдромов. Более полон стал перечень наркотических и обезболивающих лекарств, которые более эффективны при купировании болей.

В обновленный список добавлены более 30 наименования различных лекарств и почти 60 наименований всевозможных изделий медицинского назначения.

Приказ о пересмотре требований к укладкам назревал уже давно. Потому что перечень действовал с 1999 года и нуждался в пересмотре. За время его действия произошли довольно серьезные изменения, как в подходах к лечению, так и к требованиям к оснащению бригад скорой медпомощи.

Представляем учебное пособие «Комплектация медицинской (фельдшерской) сумки», которое подготовлено согласно Приказа от 7 августа 2013 г. № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи».

Независимо от причины остановки кровообращения (ОК), реанимационные мероприятия должны быть начаты в пределах 5 минут от ОК во избежание развития необратимых изменений в головном мозге.

Реанимация — это система мероприятий, направленных на восстановление или временное замещение утраченных или грубо нарушенных функций организма с помощью специальных реанимационных мероприятий (компрессии грудной клетки, искусственное дыхание и др.).

Нами разработано учебно — методическое пособие «Терминальные состояния. Алгоритм проведения базовой (элементарной) сердечно — легочной реанимации». Данное учебно — наглядное пособие подготовлено с учетом современных требований к проведению базовой (элементарной) сердечно — легочной реанимации с целью закрепления теоретических знаний и практических умений. [4, C. 9]

Пособие можно применять на практических занятиях и для самостоятельной подготовки студентов.

Представленные пособия разработаны в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 31.02.01. Лечебное дело для освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций. Данные можно использовать на лекционных, практических занятиях и для самостоятельной подготовки студентов.

Приведенные в учебных пособиях данные помогут и практикующему фельдшеру при обучении на отделении повышения квалификации.

Мы полагаем, что весь представленный учебный и наглядный материал окажет существенную помощь в образовательном процессе при освоении профессиональных компетенций.

Рис. 1.

Желаю успехов в профессиональной деятельности!

Литература:

  1. Об утверждении стандарта скорой помощи при травмах живота, нижней части спины. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1123н. Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 марта 2013 г. Регистрационный № 27534 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3932472
  2. Барыкина Н. В. Сестринское дело в хирургии: учеб. пособие / Н. В. Барыкина, В. Г. Зарянская. — 6-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 447 с.: ил.
  3. Медицинский справочник для фельдшеров / ред. А. Н. Шабанов. — 13-е изд., испр. и доп. — М.: Медицина, 2012. — 720 с.: ил.
  4. Мороз В. В., Бобринская И. Г., Васильев В. Ю., Кузовлев А. Н., Спиридонова Е. А., Тишков Е. А. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. М.: НИИ ОР РАМН, ГОУ ВПО МГМСУ, 2011, 48 с.
  5. Селезнева Т. Д. Общая хирургия: учеб. пособие / Т. Д. Селезнева. — М.: РИОР, 2011. — 155 с. Справочник по неотложной хирургии: справочное издание / ред. В. Г. Астапенко. — Минск: Беларусь, 2011. — 479 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle