Библиографическое описание:

Швецова И. В. Интеллектуальное творчество как фактор успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 14-17.



СовременнаяРоссия переживает сложный период модернизации и преобразований во всех сферах жизни. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс и информационно-компьютерные технологии изменяют сложившийся уклад жизни, формируя новое сознание, мышление, интересы, культуру коммуникации. В этой связи социализация личности приобретает особую значимость. Интеллектуальное творчество, благодаря своей универсальной природе, является одним из значимых факторов, универсальным и перспективным средством успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: интеллектуальное творчество, социализация, социальная роль, дополнительное образование

Стремительное развитие научно-технического прогресса в различных областях жизни современной России, преобразование окружающей среды, новая социально-культурная реальность XXI века, стимулируют человека заниматься не только самопознанием, но и обязывают его находить пути и возможности для самосовершенствования. На первый план выходят такие личностные качества как: профессиональная компетентность; наличие широкого кругозора; знание, понимание и уважение традиций других культур, религиозных взглядов; осознание своего места в быстро меняющемся многополярном и мультикультурном мире. На данном фоне способность к интеллектуальному творчеству становится одним из социально значимых качеств личности.

Процесс социализации человека, начиная с самого раннего детства, продолжается на протяжении всей жизни. Попадая в новую среду, условия жизни, различные жизненные обстоятельства, ситуации, человеку, так или иначе, приходится контактировать с другими людьми, налаживать коммуникацию, решать проблемы, улаживать различного рода конфликты, находить пути конструктивного взаимодействия.

Социализация школьников в условиях дополнительного образования, на наш взгляд, наиболее эффективно будет происходить в процессе интеллектуального творчества, посредством субъект-субъектного взаимодействия, основанного, исключительно на добровольном желании учащегося включения в ту или иную деятельность.

Родоначальником термина «социализация» принято считать американского социолога Ф. Г. Гиддинкса, который в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) использовал его в близком к современному значению — «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». [2, с. 8]

Социализация как самостоятельная междисциплинарная область исследований сформировалась к середине XX века. В настоящее время к проблемам социализации обращаются представители философии, психологии, педагогики, этнографии, социологии, представители других наук.

Вплоть до 60-х годов XX века, «социализация» подразумевалась как развитие человека в детские годы, отрочестве и юности. Однако в последние десятилетия интерес исследователей не ограничивается данными возрастными этапами, а охватывает периоды зрелости и старости.

По определению А. М. Ариарского, «социализация — это процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций». [1, с. 685]

Проанализировав многочисленные определения социализации, мы пришли к выводу, что так или иначе их можно разделить на два подхода. Однако это разделение можно считать достаточно условным.

Первый подход может быть обозначен как субъект-объектный, т. е. общество — субъект воздействия, а человек — объект. В этом случае позиция человека в процессе социализации пассивна, а социализация подразумевает процесс его адаптации к обществу (Эмиль Дюргейм, Талкот Парсонс).

Второй подход определяется как субъект-субъектный, который подразумевает, что человек проявляет активность, участвуя в процессе социализации, успешно адаптируясь к социуму, и влияя на жизненные обстоятельства и на себя самого (Чарлз Кули, Дж. Герберт Мид).

По Мудрику, субъект-субъектный подход, определяет социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [2, с. 9]

Сущность социализации состоит в умении сочетать приспособление и обособление человека в условиях конкретной социально-культурной среды, что требует от индивида применения на практике полученного и освоенного им социально-культурного опыта.

Более подробно процесс социализации школьников, был рассмотрен в нашей статье «Организациясоциального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии». [6, с. 48–51]

Однако в связи с расширением возрастного диапазона учащихся, нам представляется целесообразным еще раз обратиться к данной теме, рассмотрев ее в аспекте интеллектуального творчества.

По утверждению О. А. Седашовой, основой успешной социализации человека в обществе и его дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда, является интеллектуальное творчество, поскольку доказано, что гармонично развитая интеллектуально-творческая личность довольно быстро адаптируется в новых, постоянно изменяющихся условиях современного мира. [4]

По определению В. В. Никитиной интеллектуальное творчество — это «процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности». [3, с. 12]

На практике, мы наблюдаем, что современная система общего образования, продолжает формировать умение стандартно мыслить и послушных исполнителей воли педагога.

Образование, также, как и другие сферы жизни общества XXI века, претерпевает многочисленные трудности, связанные с преобразованием и внедрением в практику новых образовательных стандартов и программ, подразумевающих самостоятельную работу учащихся в поиске необходимой информации, ужесточение требований, сокращение часов на некоторые дисциплины, большой объем домашней работы, усвоение большого объема новой информации и многие другие внешние и внутренние факторы современной жизни, способствуя накоплению общей усталости, стрессов, сужению интересов общения учащихся друг с другом за пределами школы на основе общих увлечений. В следствии такой психологической и физической перегрузки, у школьников возникает апатия к любому виду деятельности, в том числе и интеллектуальному творчеству. На наш взгляд, решение данных проблем возможно в условиях дополнительного образования, где одним из главных принципов выступает добровольность, а при составлении образовательной программы приоритет отдается развивающим педагогическим технологиям. [5]

Интеллектуальное творчество, как фактор социализации школьников в условиях дополнительного образования, опирается на один из главных принципов прикладной культурологии — «…опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность путем создания благоприятных условий…» [1, с. 77]

Таким образом, ориентация на интересы, увлечения, познавательных запросов учащихся, с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических характеристик и межличностных отношений положительно влияют на их всестороннее развитие, получению навыков продуктивного взаимодействия в разновозрастных группах, где, и младшие, и старшие школьники, осваивая новые для себя социальные роли, подразумевающие усвоение определенных характеристик и черт личности, модели поведения, выступают как наставники, режиссеры, сценаристы, художники по костюмам, а педагог только лишь координирует их деятельность.

Понятие интеллектуальное творчество объединяет в себе различные виды творчества: научное, художественное, литературное, музыкальное, техническое и др. Человек, как существо социальное, занимаясь каким-либо видом творческой деятельности, так или иначе несет определенную информацию людям, и, несомненно требует к себе внимания и общественного признания. Рассматривая интеллектуальное творчество в широком смысле, можно сказать, что данный вид творчества, в силу своего всеобъемлющего характера, должен стать для человека одним из принципов бытия.

Выводы:

  1. Интеллектуальное творчество, выступая одним из факторов социализации школьников, способствует всестороннему развитию личности в целом, включая ее индивидуальные характеристики, включающие генерирование творческих, нестандартных идей, их воплощения на практике, а также формирование уникального, неповторимого жизненного стиля.
  2. Процесс успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования посредством интеллектуального творчества будет эффективным при создании продуктивного субъект-субъектного взаимодействия, основанного на добровольном участии, обоюдном желании и стремлении достижения поставленной цели.
  3. Освоение школьниками новых социальных ролей в процессе коллективного интеллектуального творчества, будет способствовать развитию коммуникативной культуры, расширению круга общения, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле.

Литература:

  1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский — Санкт-Петербург: Концерт, 2008. — С. 685.
  2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., доп. — М.: Академия, 2005. — 200 с.
  3. Никитина В. В. Проблема развития интеллектуального творчества студентов. // Современные проблемы науки и образования — 2013. -№ 6. (приложение «Педагогические науки»). — С. 12.
  4. Седашова О. А. Современные педагогические условия формирования интеллектуального творчества студентов / О. А. Седашова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2013/ped30.html
  5. Селевко Г. К. Технологии развивающего образования. — Москва: НИИ школьных технологий, 2005. — 192 с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  6. Швецова И. В. Организация социального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии [Текст] / И. В. Швецова // Вестник СПбГУКИ. Выпуск № 1 (14). — 2013. — С. 48–51.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle