Библиографическое описание:

Швецова И. В. Интеллектуальное творчество как фактор успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 14-17.



СовременнаяРоссия переживает сложный период модернизации и преобразований во всех сферах жизни. Стремительно развивающийся научно-технический прогресс и информационно-компьютерные технологии изменяют сложившийся уклад жизни, формируя новое сознание, мышление, интересы, культуру коммуникации. В этой связи социализация личности приобретает особую значимость. Интеллектуальное творчество, благодаря своей универсальной природе, является одним из значимых факторов, универсальным и перспективным средством успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: интеллектуальное творчество, социализация, социальная роль, дополнительное образование

Стремительное развитие научно-технического прогресса в различных областях жизни современной России, преобразование окружающей среды, новая социально-культурная реальность XXI века, стимулируют человека заниматься не только самопознанием, но и обязывают его находить пути и возможности для самосовершенствования. На первый план выходят такие личностные качества как: профессиональная компетентность; наличие широкого кругозора; знание, понимание и уважение традиций других культур, религиозных взглядов; осознание своего места в быстро меняющемся многополярном и мультикультурном мире. На данном фоне способность к интеллектуальному творчеству становится одним из социально значимых качеств личности.

Процесс социализации человека, начиная с самого раннего детства, продолжается на протяжении всей жизни. Попадая в новую среду, условия жизни, различные жизненные обстоятельства, ситуации, человеку, так или иначе, приходится контактировать с другими людьми, налаживать коммуникацию, решать проблемы, улаживать различного рода конфликты, находить пути конструктивного взаимодействия.

Социализация школьников в условиях дополнительного образования, на наш взгляд, наиболее эффективно будет происходить в процессе интеллектуального творчества, посредством субъект-субъектного взаимодействия, основанного, исключительно на добровольном желании учащегося включения в ту или иную деятельность.

Родоначальником термина «социализация» принято считать американского социолога Ф. Г. Гиддинкса, который в своей работе «Теория социализации» (1887 г.) использовал его в близком к современному значению — «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». [2, с. 8]

Социализация как самостоятельная междисциплинарная область исследований сформировалась к середине XX века. В настоящее время к проблемам социализации обращаются представители философии, психологии, педагогики, этнографии, социологии, представители других наук.

Вплоть до 60-х годов XX века, «социализация» подразумевалась как развитие человека в детские годы, отрочестве и юности. Однако в последние десятилетия интерес исследователей не ограничивается данными возрастными этапами, а охватывает периоды зрелости и старости.

По определению А. М. Ариарского, «социализация — это процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций». [1, с. 685]

Проанализировав многочисленные определения социализации, мы пришли к выводу, что так или иначе их можно разделить на два подхода. Однако это разделение можно считать достаточно условным.

Первый подход может быть обозначен как субъект-объектный, т. е. общество — субъект воздействия, а человек — объект. В этом случае позиция человека в процессе социализации пассивна, а социализация подразумевает процесс его адаптации к обществу (Эмиль Дюргейм, Талкот Парсонс).

Второй подход определяется как субъект-субъектный, который подразумевает, что человек проявляет активность, участвуя в процессе социализации, успешно адаптируясь к социуму, и влияя на жизненные обстоятельства и на себя самого (Чарлз Кули, Дж. Герберт Мид).

По Мудрику, субъект-субъектный подход, определяет социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [2, с. 9]

Сущность социализации состоит в умении сочетать приспособление и обособление человека в условиях конкретной социально-культурной среды, что требует от индивида применения на практике полученного и освоенного им социально-культурного опыта.

Более подробно процесс социализации школьников, был рассмотрен в нашей статье «Организациясоциального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии». [6, с. 48–51]

Однако в связи с расширением возрастного диапазона учащихся, нам представляется целесообразным еще раз обратиться к данной теме, рассмотрев ее в аспекте интеллектуального творчества.

По утверждению О. А. Седашовой, основой успешной социализации человека в обществе и его дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда, является интеллектуальное творчество, поскольку доказано, что гармонично развитая интеллектуально-творческая личность довольно быстро адаптируется в новых, постоянно изменяющихся условиях современного мира. [4]

По определению В. В. Никитиной интеллектуальное творчество — это «процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартных требований деятельности». [3, с. 12]

На практике, мы наблюдаем, что современная система общего образования, продолжает формировать умение стандартно мыслить и послушных исполнителей воли педагога.

Образование, также, как и другие сферы жизни общества XXI века, претерпевает многочисленные трудности, связанные с преобразованием и внедрением в практику новых образовательных стандартов и программ, подразумевающих самостоятельную работу учащихся в поиске необходимой информации, ужесточение требований, сокращение часов на некоторые дисциплины, большой объем домашней работы, усвоение большого объема новой информации и многие другие внешние и внутренние факторы современной жизни, способствуя накоплению общей усталости, стрессов, сужению интересов общения учащихся друг с другом за пределами школы на основе общих увлечений. В следствии такой психологической и физической перегрузки, у школьников возникает апатия к любому виду деятельности, в том числе и интеллектуальному творчеству. На наш взгляд, решение данных проблем возможно в условиях дополнительного образования, где одним из главных принципов выступает добровольность, а при составлении образовательной программы приоритет отдается развивающим педагогическим технологиям. [5]

Интеллектуальное творчество, как фактор социализации школьников в условиях дополнительного образования, опирается на один из главных принципов прикладной культурологии — «…опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность путем создания благоприятных условий…» [1, с. 77]

Таким образом, ориентация на интересы, увлечения, познавательных запросов учащихся, с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических характеристик и межличностных отношений положительно влияют на их всестороннее развитие, получению навыков продуктивного взаимодействия в разновозрастных группах, где, и младшие, и старшие школьники, осваивая новые для себя социальные роли, подразумевающие усвоение определенных характеристик и черт личности, модели поведения, выступают как наставники, режиссеры, сценаристы, художники по костюмам, а педагог только лишь координирует их деятельность.

Понятие интеллектуальное творчество объединяет в себе различные виды творчества: научное, художественное, литературное, музыкальное, техническое и др. Человек, как существо социальное, занимаясь каким-либо видом творческой деятельности, так или иначе несет определенную информацию людям, и, несомненно требует к себе внимания и общественного признания. Рассматривая интеллектуальное творчество в широком смысле, можно сказать, что данный вид творчества, в силу своего всеобъемлющего характера, должен стать для человека одним из принципов бытия.

Выводы:

  1. Интеллектуальное творчество, выступая одним из факторов социализации школьников, способствует всестороннему развитию личности в целом, включая ее индивидуальные характеристики, включающие генерирование творческих, нестандартных идей, их воплощения на практике, а также формирование уникального, неповторимого жизненного стиля.
  2. Процесс успешной социализации школьников в условиях дополнительного образования посредством интеллектуального творчества будет эффективным при создании продуктивного субъект-субъектного взаимодействия, основанного на добровольном участии, обоюдном желании и стремлении достижения поставленной цели.
  3. Освоение школьниками новых социальных ролей в процессе коллективного интеллектуального творчества, будет способствовать развитию коммуникативной культуры, расширению круга общения, пониманию своей роли и осознанию меры ответственности участия в общем деле.

Литература:

  1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский — Санкт-Петербург: Концерт, 2008. — С. 685.
  2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., доп. — М.: Академия, 2005. — 200 с.
  3. Никитина В. В. Проблема развития интеллектуального творчества студентов. // Современные проблемы науки и образования — 2013. -№ 6. (приложение «Педагогические науки»). — С. 12.
  4. Седашова О. А. Современные педагогические условия формирования интеллектуального творчества студентов / О. А. Седашова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2013/ped30.html
  5. Селевко Г. К. Технологии развивающего образования. — Москва: НИИ школьных технологий, 2005. — 192 с. — (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  6. Швецова И. В. Организация социального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии [Текст] / И. В. Швецова // Вестник СПбГУКИ. Выпуск № 1 (14). — 2013. — С. 48–51.
Основные термины (генерируются автоматически): условиях дополнительного образования, социализации школьников, интеллектуального творчества, интеллектуальное творчество, успешной социализации школьников, Интеллектуальное творчество, социализации человека, опыта младших школьников, процессе социализации, интеллектуального творчества студентов, процесс социализации школьников, успешной социализации человека, фактор социализации школьников, фактор успешной социализации, Процесс социализации человека, факторов социализации школьников, средством успешной социализации, процессе социализации пассивна, Процесс успешной социализации, проблемам социализации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle