Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Фабриков М. С. Правовая культура обучающихся как средство профилактики их виктимного поведения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 74-76.



Проблемой виктимизации девушек и юношей — одна из актуальных проблем современной действительности.

Сегодня молодое поколение оказалось без социальных ориентиров, а представления студентов о морали и праве в силу целого ряда причин, оказались неосознанными и не стали автоматическими регуляторами их поведения.

Разрушение традиционных форм социализации, основанной на предопределенности жизненного пусти, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед проблемой выбора, с другой стороны, обнаружило неготовность большинства их включиться в новые общественные отношения. Современные процессы порождают у молодежи ощущения неопределенности, растерянности, глубокой апатии и пассивности или же, наоборот, выливаются в агрессивное проявление в вузе и дома. В этих условиях особую важность приобретает анализ проблемы виктимности и виктимогенности молодых людей.

Обычно в виктимологических исследованиях под виктимизацией понимается социальный процесс превращения лица в жертву неблагоприятных условий социализации и результат этого процесса.

Родоначальник отечественной виктимологии Л. В. Франк определяет виктимизацию как «процесс превращения в жертву преступления и результат этого процесса как на единичном, так и на массовом уровне» [1].

Другие авторы, например, Д. В. Ривман считают, что невозможно определить одним термином два таких самостоятельных явления, как процесс и его результат. Он отмечал, что под виктимизацией понимается только процесс реализации виктимности лица в ходе преступного посягательства, а состояние реализованной потенциальной виктимности обозначается термином «реализованная виктимность». Хотя в дальнейшем, и он указывает, что виктимизацию необходимо рассматривать в двух аспектах — «индивидуальном и массовом» [2]

Виктимизация в целом слагается из всех потерпевших от преступлений, зарегистрированных и латентных, независимо от степени виктимности, способствования или даже прямой вины самих потерпевших.

В зависимости от уровня социального взаимодействия преступности и виктимности, его продолжительности и объектно-субъектных связей выделяют следующие виды виктимизации: первичную, вторичную и третичную.

Под первичной виктимизацией понимается причинение материального, физического и морального вреда жертве непосредственно в процессе совершения преступления.

Вторичная виктимизация охватывает случаи косвенного причинения вреда жертве, связанного с отношением к ней социальной общности в целом, лиц из ближайшего социального окружения, органом социального контроля, посредников и персонала.

Стереотипная предубежденность в отношении «виновности жертвы», невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы «греховности» жертвы, ее запятнанности совершением преступления, унижение чести и достоинства — типичные формы вторичной виктимизации, содействующие отчуждению жертвы, ее десоциализации. На наш взгляд, любой человек, даже если он действительно оказался в непростой жизненной ситуации (сирота, инвалид, бездомный, безработный и т. д.) должен воспитывать в себе социальный иммунитет, социальную зрелость и правовую культуру, которую мы понимаем как личностное образование, детерминирующее уровень освоения и профессионализма выполнения правомерной социальной роли, содержанием которого выступают правовые знания и сформированные на их основе правовые компетенции, правомерное поведение и готовность личности руководствоваться правовыми убеждениями в различных видах социальной деятельности [3, с.9].

Мы выделяем третичную виктимизацию жертвы преступления, представляющую собой использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками СМИ в своих целях и в целях проводимой политики.

Сегодня в целях виктимологического анализа чаще всего используется понятие первичной виктимизации, а вторичная и третичная используется специалистами по организации обращения с жертвами преступлений и по виктимологической профилактике.

Материальный, физический и моральный вред человек получает в процессе социализации.

А. В. Мудрик определяет социализацию как развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой; как процесс усвоения и воспроизводства социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвитие в том обществе, к которому этот индивид принадлежит. По его мнению, социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека; г) в процессе саморазвития [4].

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы полоролевая профессиональная, семейная, политическая и другая социализация его граждан прошла успешно. Требования к личности в разнообразных аспектах предъявляет не только общество в целом, но и различные группы и институты социализации, особенности которых обуславливают неидентичность и специфичность этих требований, содержание которых обусловлено возрастом и социальным статусом человека. На каждом возрастном этапе перед личностью встают естественно-культурные и социально-культурные, социально-психологические задачи, решая которые она и проявляет свою субъектность.

Человек может стать и жертвой социализации, поскольку это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, успешная социализации предполагает эффективную адаптацию человека в общество, усвоение всех его норм, а с другой стороны, — способность в определенной мере противостоять обществу, если оно мешает саморазвитию, самоутверждению, самореализации человека. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией с обществом и обособлением в нем. И здесь возможно возникновение двух крайностей: с одной стороны, — человек конформист, полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять, с другой стороны, — человек, не адаптированный в обществе, маргинал, девиант. Оба типа — жертвы социализации и присутствуют в реальной жизни любого общества.

Все виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно разделить на реальные, потенциальные и латентные.

Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, сироты, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями.

Потенциальными, с очень большой возможностью стать реальными жертвами социализации можно назвать людей с неуравновешенной психикой и с акцентуациями характера; мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, детей, родившихся и воспитывающихся в семьях в низким материальным, моральным, образовательным уровнями; представителей инонациональных или расовых групп в местах проживания другого этноса или расы.

К латентным жертвам — «скрытым», а потому с трудом определимым могут быть отнесены высокоодаренные дети. А. В. Мудрик полагает, что одаренность и даже гениальность «выпадает» на долю примерно 1 из 100000 родившихся человек, «но большинство будущих гениев теряется на жизненном пути, так как условия их социализации (даже достаточно благоприятные) недостаточны для развития их высокой одаренности, о чем ни они, ни их близкие могут даже не подозревать» [4, с. 26].

Названные категории жертв редко бывают представлены в «чистом виде». Часто какой-то жизненный факт или первичный дефект вызывает вторичные изменения в развитии человека и его жизненной позиции, формирует неадекватное или ущербное отношение миру и к себе.

Возможность стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации зависит также от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам можно отнести степень гибкости, развитость саморегулирования и рефлексии человека, его ценностной ориентации, развитую правовую культуру.

Необходимо отметить и такую личностную характеристику, как экстернальность — интернальность, то есть склонность человека приписывать причины происходящего с ним к внешним обстоятельствам или принимать всю ответственность за происходящее на себя [5].

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений, выработку навыков правомерного поведения. Воспитание правовой культуры направлено на формирование у девушек и юношей уважительного отношения к правам и свободам человека, навыков и установок, позволяющих молодым людям активно включиться в работу по созданию общества свободного от нарушения прав человека, понимание его социальной ценности по преобразованию и построению развитого, демократического, правового государства, необходимость его защиты [3, с. 12].

Современному развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могу самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Наиболее ответственным и сложным является период, соответствующий возрастной категории с 17–20 лет.

Работа по профилактике виктимности важна именно в юношеском возрасте поскольку в этот период формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений, правовую культуру.

Литература:

  1. Франк Л. В. Виктимология и виктимность. — Душанбе, 1972.
  2. Ривман Д. В., Устинов В. С. Виктимология. СПб.: 2000
  3. Фабриков М. С. Педагогические условия воспитании правовой культуры старшеклассников. Автореф. дис… канд.пед. наук. Кострома. 2016
  4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. уч. пособие М. 1997
  5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика уч. пособие М. 2003

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle