Библиографическое описание:

Дресвина П. А. Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 79-81.



В современном мире очень важную роль играют информационно-коммуникационные технологии, а значит необходимо активно применять их в образовательном процессе, для оперативного обмена информацией между всеми субъектами образовательной деятельности, а также максимально использовать положительные стороны сети Internet, для повышения качества обученности и развития логического мышления у учащихся. В течение многих лет российское образование оставалось на высоком уровне, но в последнее время оно уступает образованию других стран. Причиной падения качества обученности послужило то, что мир менялся, менялись приоритеты и интересы, а подход к обучению оставался на месте. Вообще, можно сказать, что учить на расстоянии стало возможным после изобретения книг и письма, т. е. сама книга в себе несет понятие дистанционного обучения. Благодаря стремительному развитию за последние 10 лет каждый школьник имеет современный телефон, планшет. Появляются школы, работающие по принципу «1+1» (один ученик + один планшет). И ведь действительно, интересно то, что нельзя! А если перед учеником правильно поставить цель урока и объяснить, что современный аппарат раскрывает перед учеником большие возможности, то ребенок с удовольствием приступит к выполнению задания, не отвлекаясь на не нужные вещи.

Каждый современный педагог должен применять в своей деятельности технологию дистанционного обучения. С переходом учащихся 5–11 классах на стандарты второго поколения приоритетными направлениями будет формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых являются — исследовательские, коммуникативные, ИКТ компетенции.

Дистанционное обучение (ДО) — это такая форма обучения, при которой весь процесс образования осуществляется на удаленном расстоянии, где обучаемый и обучающий могут видеть или не видеть друг друга, а сам процесс обучения осуществляется в виртуальной среде при помощи современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) [2].

Каковы же особенности дистанционного обучения. Главной и основной особенностью является удаленность обучаемого от обучающего. Так, например, ученик при таком обучении может находиться далеко от учителя, но при этом получать весь необходимый, учебный материал и домашнее задание. Для взаимодействия «учитель-ученик» или «ученик-учитель» необходимо наличие ПК (ноутбука), или телефона (с возможностью просматривать презентации, текстовые документы, видео- и аудиофайлы).

Схема дистанционного обучения

C:\Users\User\Pictures\Для статьи.jpg

Данная схема подходит для разных целей, все зависит от того, что хотят получить в итоге учитель и ученик вместе. Для начала работы учителю необходимо подготовить методическую базу, с учётом особенностей детей.

‒ Если необходимо повышение эффективности учебного процесса и преодоление школьной «неуспешности», то необходимо подготовить видео уроки по изучаемым темам. Разместить их на личном канале в YouTube, а учащийся и его родители могут в любое время просмотреть данную запись (учащиеся для успешного выполнения домашнего задания, а родители — для проверки ученика дома). Также, немаловажно, продумать дидактический материал, количество заданий по каждой теме должно быть достаточно для отработки навыков, причем разных уровней сложности. И все это теряет смысл, если ребенок не знает определений, теорем, свойств и формул, правил, алгоритмов и т. д. Для успешного запоминания современному ребенку нужен современный способ, пример, аудиофайлы с теорией по темам (ученику нужно только одеть наушники и включить файл, времени занимает не много и есть возможность заняться любыми делами). Ученик домашнее задание может разместить в интернете, отправить на электронную почту учителя, таким образом, педагог в любое время может приступить к проверке работ.

‒ Если целью учителя становится подготовка ученика к успешному выступлению на олимпиадах различного уровня или НПК, то необходимо подготовить видео уроки по темам, которые чаще всего встречаются на олимпиадах в них рассмотреть не только теорию, но и задачи различного уровня сложности. Подобрать аналогичные задачи для самостоятельной работы. Создать список сайтов, к которым обучающийся может обратиться при возникновении трудностей, при появлении дополнительных вопросов, при возникновении желания порешать больше заданий.

К подготовке видео уроков (с письменного разрешения родителей/законных представителей) и подбору дидактических заданий учитель может подключить учащихся старших классов, при этом, не забывая контролировать и помогать им (можно организовывать творческие группы). Этим творческим группам можно предлагать проверять работы учащихся, которые одновременно отправляют решение учителю и ответственному ученику. Таким образом, учитель привлекает обучающихся (увлеченных предметом) к интересной и необычной для них работе, поднимая статус «учителя» и показывая широкие возможности работы.

Уже несколько лет в России осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья посредствам сети Internet. Это отличная возможность получить достойное образование таким детям, а в дальнейшем и самим обучать таких же детей. Поскольку учащийся может быть так же успешен, как и его сверстники. Учитель может:

‒ наглядно объяснить необходимый материал, используя Skype;

‒ при помощи всё той же электронной почты, получать домашнее задание, а затем проверять и оценивать его.

Все происходит, как в настоящей жизни, только с применением Интернета. Для детей с ограниченными возможностями ДО — это одна из основных форм получения образования.

Трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения (обеспечение оборудованием, высокоскоростным интернетом); технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети; педагогической и методической готовностью педагогов; обеспечением технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования [1].

В большинстве случаев, дистанционное обучение должно рассматривается как дополнительное к традиционному классно-урочному обучению. Элементы дистанционного обучения могут стать незаменимыми для таких групп учеников:

‒ учеников сельских школ для получения качественного образования (но тут есть свои проблемы подключения к интернету);

‒ одарённых детей для углубления знаний, проверки степени самореализации во время участия в олимпиадах разного уровня, для выполнения научных работ на высоком уровне;

‒ ученикам выпускных классов для подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;

‒ ученикам, которые в силу ряда причин пропускали занятия (активисты, спортсмены и другие);

‒ неуспевающим ученикам для формирования интереса к обучению или его обновлению, повышения качества знаний.

Эффективность внедрения технологии дистанционного обучения напрямую зависит от компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, которые обязаны свободно пользоваться электронной почтой, с легкостью находить необходимую информацию в сети Internet.

Более продуктивное изучение математики с использованием данной технологии возможно при создании педагогом личного сайта, блога или канала на YouTube. Поскольку учитель может там размещать только необходимую информацию для учащихся, которую они могут использовать в любое время. На YouTube педагог может выкладывать обучающие ролики, которые могут просматривать как сами ученики при выполнении домашних заданий, так и их родители для контроля своих детей.

Как определил В. В. Сташенко, «учебный процесс при дистанционном обучении содержит в себе все формы традиционной организации образовательного процесса и объединяет их впоследствии с самостоятельной работой учеников».

Рассмотрим основные формы ДО:

первая форма — это курсы дистанционной поддержки, где размещены материалы для домашней и самостоятельной работы;

вторая форма — «Дистанционный репетитор», в рамках которого можно помочь не только школьникам, но и учителям, которые хотят попробовать новые технологии;

третья форма — вебинары, семинары.

Основные возможности дистанционного обучения это:

  1. Проведение on-line уроков-занятий с несколькими участниками одновременно (до 1000 человек).
  2. Организация творческих виртуальных групп-классов учащихся.
  3. Получение возможности общения во время занятия не только с учителем, но и друг с другом.
  4. Организация присутствия заинтересованных лиц на уроке (родители, методисты, и другие) без дополнительного стресса для обучающегося.
  5. Экономия денежных средств за счет организации учебного процесса через Интернет.
  6. Расширение инструментария педагога при применении технологии дистанционного обучения.
  7. Привлечение различных специалистов, находящихся в удалении от школы и учащихся (например, при обучении математике общение с людьми, составляющими олимпиады или преподавателями кафедр ведущих ВУЗов страны).
  8. Участие в уроках часто болеющих или находящихся на длительном больничном детей.
  9. Экономия времени. Для педагогов очень удобно проходить курсы дистанционно. Не у каждого учителя есть возможность даже на неделю уехать в ведущие вузы страны или институты развития образования для прохождения курсов повышения квалификации. Для учеников это участие в олимпиадах и научно-практических конференциях. Очень удобно учащемуся записать видео с презентацией проекта или научно-практической работы и загрузить в интернет, где жюри удаленно выбирают победителя, а учащийся принимает участие в российских и международных конференциях без отрыва от учёбы.

Итак, дистанционное обучение для школьников имеет такие особенности:

‒ это дополнение к традиционному классно-урочному обучению;

‒ основным критерием выбора учебной платформы ДО школьников есть наличие возможностей общения учителя и ученика с помощью компьютерных технологий;

‒ при разработке школьного дистанционного курса необходимо обеспечить: использование различных форм ДО, оформление теоретического материала в мультимедийном формате, наличие списка рекомендованной литературы и точных гиперссылок.

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни» − Сенека.

А с приходом ФГОС эта фраза превращается в «Мы учимся для жизни, а не для школы».

Литература:

  1. Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М. С. Мясникова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 149–151.
  2. Миссия образования в формирующейся новой экономике: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию филиала Уральского государственного экономического университета в г. Нижний Тагил (Нижний Тагил, 22–23 января 2009 г.) в 3 ч. /отв.за выпуск Ю. Э. Слепухина, С. И. Голицын, Г. С. Голошумова; науч. редактор Г. С. Голошумова; Федер. агентство по образованию; Международная академия наук высшей школы; Урал. гос. экон. ун-т; Европейская академия розничной торговли; Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева; Филиал Урал. гос. экон. ун-та в г. Нижний Тагил; Нижнетагильский торгово-экономический колледж. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. — Ч. 3. — 445 с.
  3. Донской В. С. Дистанционное образование с применением Интернет-технологий: [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/material.html?mid=41697
  4. Дистанционное обучение в мире и в России: [Электронный ресурс]. URL:http://www.curator.ru/e-learning/publications/publication8.html
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционного обучения, технологии дистанционного обучения, участников образовательного процесса, домашнее задание, традиционному классно-урочному обучению, ограниченными возможностями, готовностью участников образовательного, сети internet, дистанционное обучение, вопросы современной педагогики, Актуальные вопросы современной, ограниченными возможностями здоровья, понятие дистанционного обучения, дистанционного обучения детей, Схема дистанционного обучения, особенности дистанционного обучения, технологию дистанционного обучения, применением технологии дистанционного, Элементы дистанционного обучения, Дистанционное обучение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle