Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Фабриков М. С. Психологический механизм правового поведения обучающейся молодежи [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 72-74.



Поведение человека — это важный предмет интересов теоретико-правового знания.

В определенной сфере социальной действительности — это совокупность субъективно (внутренне) обусловленных сознанием и выраженных внешне (объективно) актов волевой активности, в которой воплощены особенности взаимоотношений и взаимодействия личности с реальной действительностью. Для всякого поведения характерны, во-первых, определенный уровень его организации; во-вторых, его содержание с учетом объективных социальных или природных связей, в которые это поведение включено, а также вызываемые им последствия; в-третьих, его субъективные особенности направленности 9мотивы, цели, план осуществляемых действий) и, в-четвертых. Отношение поведения к различным социальным и техническим нормативам. [1, с.132–133].

Поведение человека необходимо отличать от деятельности. Дифференцированный маркер проходит по характеру целенаправленности и организованности осуществляемых личностью действий. Дефиниция деятельности охватывается понятием поведения, а сама деятельность — частный случай поведения как такового. Поведение человека необходимо четко отграничивать от поступка. Оно оценивается по критериям социальной значимости (позитивное поведение или негативное).

Правовое поведение — это один из видов поведенческой стратегии индивидов, которое могут осуществлять как индивидуальные, так и коллективные субъекты права (граждане, должностные лица, общественные объединения).

Психологический механизм правового поведения состоит из следующих блоков: сбор и обработка фактической и правовой информации; мотивационный; программно-целевой; блок личного опыта; энергетический; оценочный; блок принятия рационального решения и его реализации.

Изучение данных блоков является основой целенаправленного воздействия на отдельные стороны и параметры правового поведения обучающейся молодежи путем соответствующей организации, осознанного регулирования юридических действий.

1. Сбор и обработка фактической и правовой информации — происходит с помощью зрительных, слуховых, тактильных и других — дистантных ощущений, отражающих свойства объективной и субъективной реальности с помощью непосредственного их воздействия на соответствующие рецепторы.

Социально-правовая ситуация в целостном виде отражается на уровне восприятия, которое в большей степени зависит от прошлого опыта, специфики, профессиональной деятельности человека, его индивидуальных особенностей.

Вместе с ощущениями восприятие обеспечивает непосредственно — чувственную ориентировку в социальной среде общества. Различают восприятия, отражающие социально-правовую ситуацию адекватно и иллюзорно (неадекватно). Следовательно, правовое поведение предполагает постоянную проверку перцептивного образа, при необходимости — его коррекция, поскольку от целесообразного восприятия зависят качество дальнейших психологических процессов и разумность, продуманность принятого решения.

В процессе восприятия молодой человек может сравнить воспринимаемые факты и нормы с прежними, хранящимися в его памяти. Во время сравнения единичные объекты классифицируются в некоторый класс, в качестве которого могут выступать вербальные или невербальные понятия, ценности, сенсорные, перцептивные эталоны, стереотипы поведения и представления.

В отличие от восприятия, представления относятся не только к настоящей социально-правовой ситуации, но и к прошлым и будущим обстоятельствам. Представления тесно связаны с мышлением и его основными элементами — суждениями, умозаключениями, анализом, синтезом. Память как психологический процесс позволяет организовать, сохранить накапливаемые, приобретенные знания, умения и навыки прошлого, удержать огромный объем информации, сделать реальным неоднократное использование ее в деятельности или возвратить в сферу правосознания. Моторная, эмоциональная, словесно-логическая, образная разновидности памяти связывают прошлое человека с его настоящим и будущим и являются объективно необходимыми детерминантами осуществления познавательной, регулятивной, прогностической и других функций. [2, с.304].

2. Мотивационный блок включает потребности (интересы, мотивы, установки).

Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования (развития), и выступающее источником его активности.

Потребности ин интересы обнаруживаются в мотивах, влечениях и желаниях, побуждающих человека к правовой деятельности. Направленность чувств, воли и мышления, ориентировка личности в социальной ситуации, регулирование ее поведения определяются благодаря потребностям и интересам.

В процессе правовой деятельности молодые люди удовлетворяют самые разнообразные потребности и интересы (защищают имя, честь и достоинство, приобретают вещи, выбирают представителей в органы самоуправления и т. д.). При этом свои действия они мотивируют.

3. Программно-целевой блок состоит из целей, планов, программ и прогнозов, вместе с мотивационным блоком обеспечивает определенную направленность правового поведения личности. Программу правового поведения людей составляет система целей и задач, а также способы, средства и пути их достижения и разрешения. Заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнение действий и операций, определенный замысел проведения соответствующих мероприятий называется планом.

Важную роль здесь играют прогнозы, разнообразные суждения об этапах и стадиях развития правового поведения на основании оценки его современного состояния.

4. Блок личного опыта состоит из необходимых способностей, навыков, умений, мастерства. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения творчески-продуктивной деятельности. Их формирование происходит на основе определенных задатков и тесно связано с устойчивой склонностью человека к определенной деятельности.

Для реализации способностей нужны соответствующие знания, умения, навыки. Юридические знания могут быть получены молодыми людьми в школе, в институте, в интернете, в СМИ. Навыки составляют интеллектуальные, перцептивные и иные действия, сформированные путем повторения и характеризующиеся высокой степенью освоения, отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля [3, с.21–22]. Умения — это освоенные человеком способы выполнения действий обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются в процессе практической деятельности, путем длительных занятий, упражнений, опытов.

5. Энергетический блок включает внимание, волю и эмоции. Внимание — это сосредоточенность человека в данный момент времени на каком-либо реальном и идеальном объекте (факте, социально-правовой ситуации в целом). Внимание влияет на качество и эффективность правового поведения, скорость и успешность достижения его целей и получение результата.

Для установления состояния сосредоточенности в правовом поведении требуются определенные волевые усилия. Волю можно определить как: 1. Способность человека выбирать и осуществлять свои действия; 2. Сознательную саморегуляцию человеком своей деятельности, обеспечивающую преодоление трудностей при достижении целей;3 высшую степени активности личности [4, с. 48].

6. Оценочный блок составляют мыслительные и эмоциональные оценки, которые постоянно возникают в ходе юридической деятельности. Эмоциональные и мыслительные оценки позволяют человеку выявлять полезность, нужность и целесообразность тех или иных элементов и сторон правовой системы общества, правильно ориентироваться в социальных ситуациях действительности, устанавливать оптимальные условия для своего правового поведения.

7. Блок принятия рационального решения и его реализация — один из основных, ближе всего стоящих к практическим действиям, блоков [4, с. 51]. Под принятием решения понимается формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации и ведущих к достижению намеченных целей. Решения бывают интеллектуальные, волевые, эмоциональные, вероятностные, оперативные, функциональные, творчески-продуктивные и др. От правильно принятого решения зависят эффективность и качество правового поведения личности.

На все компоненты психологического механизма правового поведения личности люей существенное влияние оказывают социально-детерминированные (социальная среда, непосредственный круг общения, жизненный опыт и т. п.) и биологически обусловленные (инстинкты, темперамент и т. д.) свойства личности.

Таким образом, признаками правового поведения являются:

  1. Социальная значимость — правовое поведение людей оказывает влияние на процесс возникновения, изменения и прекращения общественных отношений, а также воздействует на правовой статус личности и на способность реализации ее интересов.
  2. Сознательно-волевой характер совершаемых поступков — правовым поведением может называться только поведение, поддающееся правовой регламентации. Право способно воздействовать на человеческое поведение лишь в том случае, если сознание и воля людей могут регулировать и контролировать общественно полезные или социально вредные поступки.
  3. Четкая регламентированность — правовое поведение имеет определенную правовую форму, при помощи которой оно получает свое внешнее выражение и юридическую силу. Право определяет границы общественно полезного или общественно вредного поведения.
  4. Подконтрольность государству, обеспеченность системой государственных гарантий и санкций — правила поведения устанавливаются государством, следовательно, оно обеспечивает и реализацию, создает условия, гарантирующие правомерное поведение, при необходимости принимает меры государственного принуждения, за нарушение требований правовых предписаний привлекает к юридической ответственности.

Правовое поведение может быть осуществлено людьми, обладающими правоспособностью, но имеющими дееспособности. Это деяния невменяемых, а также несовершеннолетних.

Нам представляется, что социально зрелая личность должна, несомненно, обладать правомерным поведением, за которое она несет как юридическую, так и моральную ответственность.

Литература:

  1. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 132–133
  2. Общая психология: учеб. для студентов пед ин-тов/под. ред. А. В. Петровского. М., 1986. С.304
  3. Белканов Е. А. Структура и функция правосознания: автореф… дис…канд… юр.наук. Екатеринбург, 1996. С.21–22
  4. Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. Ярославль. 2006.С. 48

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle