Библиографическое описание:

Хаустова С. А., Хаустова В. Н., Гладкова Н. А. Технология электронного обучения в образовательном процессе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 12-14.



Электронные ресурсы, все чаще используемые в образовательном процессе, на рынке учебников начинают успешно конкурировать с традиционными печатными учебными изданиями. Среди инновационных средств, эффективно формирующих профессиональную компетентность, большие возможности представляют электронные учебные пособия (ЭУП). Электронный учебник (ЭУ) — это не электронная версия бумажного учебника, а обучающая среда, содержащая в себе материалы информационного, обучающего, контролирующего и практического направлений.

Анализ научной литературы позволил нам выявить два вида ЭУ:

1) учебник с высокой динамикой иллюстративного материала, представляющий собой уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM;

2) Internet-учебник, учебник, открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети. [2]

К достоинствам электронного учебника можно отнести систематизацию представления всего комплекса учебного предмета. ЭУ позволяет быстро проверить знания учащихся по изученной теме. Содержательная часть учебного материала представляется в виде текста, звука, анимации, видео и графики, что существенно повышает запоминание новой информации. Кроме того, только в ЭУ можно показать в динамике изучаемые объекты, используя эффекты анимации интерактивные модели, диаграммы и схемы, что влияет на эмоциональное восприятие учебного материала, а также повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. ЭУ — психологически удобный вариант усвоения (темп работы и сложность), при необходимости возврат к ранее изученному или предложенному, то есть идет процесс самообразования, экономически выгодное издание, вариативно в хранении, не боятся износа и старения.

Есть и недостатки: текстовая информация в электронном виде читается очень тяжело, учащийся быстро устает; разобщение учитель-ученик. [2]

При создании электронного учебника в первую очередь должны быть определены цели его создания, то есть, для кого будет создан учебник, и кто им будет пользоваться. Затем нужно составить тщательно продуманный, последовательный и обоснованный план деятельности по его созданию. Нужно придерживаться следующей последовательности:

  1. Определение целей и задач разработки.
  2. Разработка структуры электронного учебника.
  3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.
  4. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
  5. Реализация.
  6. Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
  7. Подготовка методического пособия для пользователя.

В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения — чувственному восприятию изучаемых объектов. Независимо от способа реализации электронного учебник представляет собой новый уровень подачи учебного материала за счет: гипертекста — многообразия систем связей между фрагментами учебного материала, обеспечивающего семантическое единство курса в рамках предметной области, включающего глоссарий и справочный аппарат; мультимедийное — использования эффективных средств представления учебного материала (реалистичного или синтезированного); интерактивности (включая виртуальный практикум), позволяющей осуществить ознакомление и тренинг по выполнению действий и формированию предусмотренных компетенций; самоконтроля знаний и навыков; системы поиска информации, обеспечивающей удобство работы с курсом. [1]

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Во- первых, каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. Во-вторых, наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается также использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т. п. В-третьих, электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. В-четвертых, электронный учебник является мобильным: при его создании и распространении выпадают стадии типографской работы. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. В- пятых, доступность ЭУ выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно увеличить его тираж, можно переслать по сети. В- шестых, для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронный учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу. Можно создавать электронные учебники по принципу вертикального изучения учебного материала. [2].

Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий. Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники сегодня активно разрабатываются и используются в образовательном процессе.

Литература:

  1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
  2. Зайнутдинова, Л. Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин) / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. — 363 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle